Компенсационная безлюфтовая муфта

 

рц 59302I

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.12.75 (21) 2196055/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень № 6 (45) Дата опубликования описания 20.02.78 (51) М. Кл. F 160 3/26

Гасударственные комите.

Совета Министров ССС1 ло делан изобретений и открытий (53) УДК 621.825.7 (088,8) (72) Автор изобретения

8 И. Годунов (71) Заявитель (54) КОМПЕНСАЦИОННАЯ БЕЗЛЮФТОВАЯ МУФТА

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения осей точных механизмов в условиях повышенных перекосов и смещений.

Известны компенсационные муфты, предназначенные для соединения осей механизмов в условиях перекосов и смещений, содержащие две полумуфты и промежуточный элемент в виде цилиндрического вкладыша (1), сборка таких муфт крайне трудоемка.

Наиболее близкими к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту являются муфты, содержащие две полумуфты и подвижные подпружиненные соединительные элементы, установленные в отверстиях наружной полумуфты (2).

При повышенных перекосах и смещениях муфты работают неудовлетворительно. Они не обеспечивают безлюфтового соединения осей, не допускают больших смещений и имеют малую надежность, так как элемент сцепления является высшей кинематической парой, работающей на трение.

Цель изобретения — улучшение компенсирующей способности муфты, уменьшение габаритов и упрощение конструкции.

Постановленная цель достигается тем, что подвижные соединительные элементы выполнены в виде пары цилиндрических сухарей с заостренными концами, а внутренняя полу муфта выполнена с лысками на наружной по верхности, контактирующими с заостренно> поверхностью сухарей, снабженных охваты

5 вающей их кольцевой пружиной.

Кроме того, наружная полумуфта и пружи па имеют в осевом сечении P-образную форму

На фиг. 1 изображена муфта в разрезе; н. фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — муф та с двумя парами сухарей; на фиг. 4 и 5— разрез Б — Б и  — В фиг. 3; на фиг. 6 показа на работа муфты при наличии смещения осей.

Компенсационная муфта содержит полумуфты 1, 2 и соединительный элемент 3 в виде пары плавающих сухарей.

Полумуфта 2 имеет лыски 4 на наружной поверхности, обеспечивающие линейчатый контакт с сухарями 3, Плавающие сухари 3 размещены в полумуфте 1 в диаметрально противоположных отверстиях и выполнены в виде цилиндров, один конец 5 которых имеет заострение, а другой 6 снабжен проточкой (канавкой) для пружины 7. Направление

25 проточки лезвия и заострения совпадают.

Контакт между лысками 4 и сухарями 3 достигается за счет пружины 7. Одновременно пружина 7 выполняет функции ориентирования и фиксации сухарей 3 в плоскости дейст30 вия вращательного момента.

593021

30

А-А фиг. 2

9>ыг, 7

Полумуфта 1 имеет П-образную форму, что предотвр ащает р азвор от пружины 7.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты, например полумуфты 1, крутящий момент передается через соединительный элемент 3 ведомой полумуфте 2.

В случае смещения соединяемых осей ведущая и ведомая полумуфты сместятся одна относительно другой на величину несоосности, скомпенсировав ее. При этом характер сцепления полумуфты не изменится, так как благодаря наличию свободы смещения между полумуфтой 1 и сухарями 3, с одной стороны, и между полумуфтой 2 и сухарями 3, с другой, происходит перемещение сухарей 3 относительно полумуфты 1 и полумуфты 2 относительно сухарей 3.

В случае перекоса (излома) соединяемых осей происходит разворот полумуфты 2 относительно полумуфты 1 на величину перекоса, Так как соединение между полумуфтами осуществляется через сухари, имеющие заострения в зоне контакта с полумуфтой 2, то такой разворот не изменит характера соединения полумуфт.

При одновременном действии обоих факторов компенсация происходит по той же схеме.

Предлагаемая муфта имеет минимальное количество деталей и отличается простотой их форм — сочетанием поверхностей вращения и плоскостей.

Долговечность (надежность) муфты обеспечивается линейчатым характером сочленения между сухарями и полумуфтами.

Предлагаемая конструкция компенсационной муфты испытана для соединения привода (микровинта) исполнительного элемента и отсчетного устройства (шкалы).

В результате испытаний установлено, что муфта работает при смещениях до 5 мм и перекосах соединяемых осей до 45 .

Формула изобретения

1. Компенсационная безлюфтовая муфта, содержащая две концентрично установленные полумуфты и подвижные подпружиненные соединительные элементы, установленные в отверстиях наружной полумуфты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью улучшения компенсирующей способности муфты, уменьшения габаритов и упрощения конструкции, подвижные соединительные элементы выполнены в

20 виде пары цилиндрических сухарей с заостренными концами, а внутренняя полумуфта выполнена с лысками на наружной поверхности, контактирующими с заостренной поверхностью сухарей, снабженных охватывающей и

25 кольцевой пружиной.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что наружная полумуфта и пружина имеют в осевом сечении П-образную форму.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Левин И. Я. Справочник конструктора точных приборов. М., «Машиностроение», 1964, с. 373 — 381.

2. Авторское свидетельство СССР № 361324, 35 кл. F 16D 3/26, 1971.

-11

Составитель Ю. Абалтусов

Редактор Э. Шибаева Техред Л. Гладкова Корректоры: О, Данишева и Е Мохова

Заказ 38/7

Подписное

Изд. № 243 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Компенсационная безлюфтовая муфта Компенсационная безлюфтовая муфта Компенсационная безлюфтовая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 584127

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к прокатному оборудованию и может использоваться для передачи крутящего момента в станах с высокими динамическими нагрузками

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трансмиссиям сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов силовых передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирам трансмиссий сельскохозяйственной техники
Наверх