Устройство для управления двигателем стеклоочистителя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 616173 (61) дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл. (22) Заявлено060576 (21) 2375560/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 250778,Бюллетень ¹ 27 (45) Дата опубликования описания 020678

В 60 5 1/08

Государственный комнтет

Совета Мнннстров СССР ао делам нзобретеннй н отнрытн и (53) УДК 629.113.01L.673 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.Б.Апенер, Л.М.Маштаков, И.Г.Кропачев и Э.Я.Бернштейн (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть испальзовано в схемах управления двигателями электроприводов в функции времени и реле времени, например двигателями стеклоочистителей автотранспорта.

Известно устройство для управления двигателями стеклоочистителя, содержащее тиристор, в анодную цепь 10 которого включен электродвигатель, и двухбазовый диод, выход которого соединен с управляющим электродом тиристора, а вход — с времязадающим конденсатором flJ . 15

Данное устройство характеризуется низкой надужностью и стабильностью в работе вследствие большого числа контактов, зависимостью выдержки времени от напряжения источника питания, З» которое не стабилизировано, а также продолжительным временем восстановления.схемы.

Наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату устройство для управле- . ния двигателем стеклоочистителя, содержащее времязадающую Я5:-цепочку, выход которой подключен к одному из входов порогового элемента, другой вход которого соединен со средней точкой делителя напряжения, а выход— с управляющим электродом тирисТора,, включенного через переключатели режима работы и скорости вращения в цепь питания двигателя, буферный диод, включенный параллельно обмоткам двигателя в направлении, обратном относительно источника, питания, концевой выключатель, управляемый двигателем и включенный в цепь его питания параллельно а тиристором, и параметрический стабилизатор напряжения

12,1 .

Низкая стабильность работы этого устройства обусловлена значительным временем восстановления схемы, зависящим от напряжения источника питания.

Цель изобретения — повышение стабильности работы.

Достигается она тем, что устройство снабжено форсирующим диодом, включенным в прямом направлении между первым выходом порогового элемента и анодом тиристора, причем параметрический стабилизатор напряжения включен параллельно тиристору, а к его выходу подключены соединенные

616 173 параллельно делитель напряжения и времязадающая RC-цепочка.

На чертеже дана электрическая схема описываемого устройства. Оно содержит1 тиристор 1, переключатель 2 режима работы, параметрический стабилизатор, выполненный на, стаЬилитроне 3 и резисторе 4, и включенный параллельно тиристору, токостабилиаирующий транзистор 5, включенный в цепь заряда конденсатора времяэадающей 141 -цепочки, состоящей из резисторов 6, 7 и конденсатора 8, пороговый элемент выполненный на транзисторах 9, 10, делителей напряжения на резисторах 11-14 резистор 15, включенный в цепь управляющего электрода тиристора, буферный диод 16 и форсирующий диод 17, Электродвига-,. тель 18 подключен через переключатень 19 скорости и переключатель 2 режима работы к аноду тиристора 1, а через ключ 20 зажигания — к одному из зажимов источника питания, например аккумуляторной батареи 21, второй зажим которой подключен к корпусу бортовой сети. Параллельно обмоткам электродвигателя стеклоочистителя включены контакты выключателя 22 и буферный диод 16.

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя работает следующим образом.

В исходном состоянии ключ 20 зажигания- открыт, концевой выключатель

22 разомкнут, переключатель 19 скорости вращения двигателя 18 отключен, тиристор 1, транзисторы 5, 9, 10 закрыты, конденсатор 8 разряжен, а двигатель стеклоочибтителя ббесточен.

При установке переключателя 19 в среднее положение обмотки яксря и возбуж,дения двигателя 18 включаются параллельно, что соответствует одной скорости вращения двигателя 18. При установке переключателя 19 в крайнее левое положение обмотка якоря двигателя 18 включается параллельно обмотке возбуждения, соединенной последовательно с резистором. Это соот. ветствует другой скорости вращения двигателя 18. Переключатель 2 режима работы осуществляет работу двигателя 18 в непрерывном (штатном). или прерывистом режимах. При. установке переключателя 2 в нижнее положение двигатель стек_#_оочистителя работает в прерывистом режиме.

При включении ключа 20 зажигания и установке переключателя 19 скорости в одно из рабочих положений, а переключателя 2 — в положение преры вистой работы на схему управления, выполненную на транзисторах 5, 9, 10 подается напряжение от батареи 21 через параметрический стабилизатор. °

Транзистор 5 открывается. Ток коллек

15

20 тора транзистора 5 заряжает конденсатор 8. В тот момент, когда напряжение на нем превысит напряжение включения порогового элемента, определяемого делителем напряжения из резисторов 13, 14 ° он включается, а импульс разрядного тока конденсатора 8 открывает тиристор 1. Двигатель 18 стеклоочистителя подключается к батаðåå 2l. В момент начала работы двигателя 18 замыкается, концевой выключатель 22, шунтируя схему управления и тиристор 1. При этом конденсатор 8 разряжается через диод 17 и контакты концевого выключателя 22, а тиристор 1 и транзисторы 5, 9, 10 закрываются.

По окончании цикла концевой выключатель 22 размыкает свои контакты, и процессы в схеме повторяются. Ре- . гулированием сопротивления резисто-, ра 6 устанавливается необходимая пауза цикла работы двигателя стеклоочистителя, а токостабилизирующий транзистор 5 обеспечивает линейную зависимость выдержки времени (паузы) от уровня напряжения включения порогового элемента, которое может изменяться резисторами 13, 14 °

Формула изобретения

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя, содержащее времязадающую RC-цепочку, выход которой подключен к одному из входов порогового элемента, другой вход которого соединен со средней точкой делителя напряжения, а выход — с управляющим электродом тиристора, вклю40 ченного через переключатели режима работы и скорости вращения в цепь питания двигателя, буферный диод, включенный параллельно обмоткам двигателя в направлении, обратном от45 носительно источника питания, концевой выключатель, управляемый двигателем и включенный в цепь его питания параллельно с тиристором, и параметрический стабилизатор напряжения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения стабильности работы, оно снабжено форсирующим диодом, включенным в прямом направлении между первым выходом порогового элемента и анодом тиристора, причем параметрический стабилизатор напряжения включен параллельно тиристору, а к его выходу подключены соединенные параллельно делитель напряжения и времязадающая Б,С-цепочка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Великобритании 91275129 кл. Н 02 Р 3/12, 1972, 2. Патент Франции Р 2084485, 65 кл, В 60 Ь 1/00, 1972.

616173 ) г

Составитель Л.Цобан

Редактор В.Дибобес Те едИ.Во усова Ко екто С.Гарасиняк

Заказ 3998/20 Тираж 84 l Подпи си ое

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. 4 5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления двигателем стеклоочистителя Устройство для управления двигателем стеклоочистителя Устройство для управления двигателем стеклоочистителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх