Нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

6 642З

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.03.77 (21) 2469502/25-06 с присоединением заявки №(23) Приоритет(43) Опубликовано25.07.78. Бюллетень №27 (45) Дата опубликования описания13.07.75

2 (51) М. Кл.

F 01 Й 3/15

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам иэооретений и открытий (53) УДК 621.434. .068.4(088.8) (72) Авт,оры изобретения

В. 3. Новиков, Я. A. Резник, А. Ф. Самохвалов и Г. Н. Шустов

Центральная научно-исследовательская и конструкторскотехнологическая лаборатория токсичности двигателей (71) Заявитель (54) НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к устройствам для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Известны нейтрализаторы отработавших газов для двигателей внутреннего сгорания, содержащие корпус с входным и выходным патрубками и установленный в нем каталитический реактор, ограниченный двумя торцовыми решетками с криволинейной поверхностью и охватывающей их боковой обечайкой (1).

В таких нейтрализаторах решетки выполнены с одинаковым знаком кривизны, причем решетка, смежная с входным патрубком, выпукла по отношению к слою катализатора. Такая форма решеток обеспечивает плотную упаковку катализатора при тепловых деформациях реактора. Во время работы нейтрализатора реактор нагревается горячими отработавшими газами и теплом, выделяемым вследствие химических реакций, протекающих на катализаторе. В результате теплового расширения из-за нагрева решетки увеличивают начальный прогиб, поджимая гранулы катализатора.

Известны также нейтрализаторы (2), содержащие корпус с входным и выходным патрубками и установленный в нем каталитический реактор, выполненный в виде двух вогнутых торцовых решеток и охватывающей их боковой обечайки. Такая форма решеток обеспечивает их сближение при на5 греве.

В нейтрализаторах такой конструкции сжатие катализатора тем больше, чем выше интенсивность тепловыделения. Вследствие этого возможен покол катализатора при его сдавливании и выход катализатора из о строя.

Цель изобретения — повышение долговечности конструкции путем уменьшения сжатия катализатора при тепловых деформациях.

Это достигается тем, что каждая решетка в центре снабжена выпуклостью, плавно сопряженной с вогнутой поверхностью. Кроме того, решетки могут быть соединены между собой стяжкой, установленной в зоне размещения выпуклостей.

На фиг. 1 изображен предлагаемый нейтрализатор, продольный разрез; на фиг. 2— вид на нейтрализатор сверху для случая выполнения его дискообразным.

Нейтрализатор содержит корпус 1 с вход ным патрубком 2 и выходным патрубком. 3, 616423 г I

>О II уцг.! фиг. Р

Составитель Л. Лукашевич

Техред О. Луговая Корректор А. Гриценко

Тираж 673 Подписное

Редактор С. Суркова

Заказ 4038/34

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретен ий и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 каталитический реактор 4, образованный вогнутыми входной торцовой решеткой 5, выходной торцовой решеткой 6 и боковой обечайкой 7. Реактор 4 заполнен гранулиро5 ванным катализатором 8 и крепится к корпусу 1 при помощи кольцевого фланца 9 на боковой обечайке 7. Обечайка 7 в предпочтительном варианте выполняется совместно с торцовыми решетками 5 и 6, что позволяет уменьшить число деталей реактора 4 и изготовить его штамповкой. Кольцевой фланец 9 может быть выполнен в виде отбортовки на обечайке 7. Каждая из торцовых решеток 5 и 6 в центре снабжена выпуклостью 10, плавно сопряженной с вогнутой поверхностью 11. Торцовые решетки 5 и 6 соединены между собой стяжкой 12, размещенной в зоне выпуклостей 10.

При работе нейтрализатора отработавшие газы через входной патрубок 2 корпуса 1 попадают в реактор 4, где в присутствии катализатора 8 происходит их очистка. Очищенный газ выходит из нейтрализатора через выходной патрубок 3. Процесс очистки сопровождается интенсивным нагревом и тепловой деформацией реактора 4. Нагреваясь, 25 стяжка 12 удлиняется, при этом расстояние между выпуклостями 10 на торцовых решетках 5 и 6, а следовательно и объем реактора 4, увеличиваются. Одновременно с этим процессом происходит прогиб вогнутых поверхностей 11 торцовых решеток > и 6 во

30 внутрь реактора 4, что приводит к уменьшению объема реактора 4. Вследствие противоположного направления деформаций выпуклостей 10 или вогнутых поверхностей 11, объем реактора 4 при нагреве изменяется незначительно.

Таким образом, уменьшается сжатие и раздавливание гранул катализатора 8,сохраняется его первоначальная плотная упаковка, а следовательно увеличивается долговечность реактора и нейтрализатора в целом.

Формула изобретения

1. Нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным и выходным патрубками и установленный в нем каталитический реактор, выполненный в виде двух вогнутых торцовых решеток и охватывающей их боковой обечайки, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения сжатия катализатора при температурных деформациях, каждая решетка в центре снабжена выпуклостью, плавно сопряженной с вогнутой поверхностью.

2. Нейтрализатор по п. 1, отличающийся тем, что торцовые решетки соединены между собой стяжкой, установленной в зоне размещения выпуклостей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США № 3695851, кл. 23 — 288, 1972.

2. Патент США ¹ 3567403, кл. 23-288, 1971.

Нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и направлено на снижение токсичности отработавших газов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно - к устройствам для очистки и обезвреживания отработанных газов, и может быть использовано в двигателестроении, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания, а также в нефтедобывающей, химической промышленности и для очистки газовых выбросов промышленных и газовых предприятий

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам снижения токсичности отработанных газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к конструкциям глушителей, снабженных средствами очистки и обезвреживания выхлопных газов

Изобретение относится к глушителям, снабженным средствами очистки и обезвреживания выхлопных газов путем каталитического превращения токсичных компонентов выхлопа

Изобретение относится к машиностроению, конкретно - к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в выхлопной системе двигателя внутреннего сгорания движущегося транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к глушению шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, использованию тепла для нагрева воды и очистки выхлопных газов
Наверх