Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства

 

и c a и М

Союз Советсиих

Социалистииескц!е

Распублик пв66О577 (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 27.05.74 (21) 1247932/2033966/

/27-11 (23) Приоритет 30.04.68 (32) 03.05.67 (31) 105119 (ЗЗ) Франция

Опубликовано 30.04.79. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 0.05.79.,р gag/ (51) Ф т-

В 60 К 41/04

Государстееипьй пометет

СССР по делан нзобретеней и открытей (53) УДК 629.113..885 (088,8) Иностранец

)Кан Морис (Франция) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

«Режи Насьональ дез Юзин Рено» (Франция! (7! ) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

i -Э

-3 Д т

1 2 . ;,.

1,,-; - 4

Цель достигается магм-час .а ст". Ма i равления снабжена двумя дополнительнь,. и гидролиниями, связывающими напорную гидролинию электрогидравлического клапана с обеими упомянутыми полостями клапана-реле, соединенными с соответствующими фрикционными муфтами.

На чертеже представлена схема гидравли ческой системы управления коробкой передач транспортного средства.

to

Из резервуара 1 рабочая жидкость поступает через фильтр 2 к шестеренчатому насосу 3 с внутренним зацеплением. Насос 3 подает рабочую жидкость под давлением в трубопровод 4, имеющий предохранительный клапан 5.

Регулировочный клапан 6 установлен в гидролинии 7, расположенной после трубопровода 4, и механически управляется при помощи сильфона 8 в зависимости от степеHH разрежения воздуха во всасывающем коллекторе двигателя 9 внутреннего сгорания.

Система управления содержит еще шести позиционнь1й ручной клапан 10 переключения режимов работы, связанный с электрогидравлическим клапаном 11, с клапаномИзобретение относится к системам управления коробкой передач транспортного средства.

Известна гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, содержашая гидротрансформатор и четыре фрикционные муфты, гидравлически соединенные госредством электрогидравлического клапана и клапана-реле с поясом, который гидравлически связан с регулировочным клапаном, механически управляемым клапаном разрежения воздуха во всасывающем коллекторе двигателя внутреннего сгорания, с шестипозиционным ручным клапаном переключения режимов работы, посредством напорной гидролинии — с электрогидравлическим клапаном, управляемым двумя электромагнитными клапанами, и с клапаном-реле. включающим подпружиненный с обеих сторон золотник, образующий своими внешними крайними поясками с корпусом две полости !1) .

Недостатком данной гидравлической системы является ее низкая надежность.

Цель изобретения — повышение надежности системы управления.

660577

Зо

$0

5S реле 12, четырьмя фрикционными муфтами и гидротрансформатором 13.

Регулировочный клапан 6 состоит из трех прилегающих друг к другу цилиндрических золотников 14 — 16, последний из которых содержит два пояска, разделенные кольцевой канавкой 17. Корпус клапана имеет канавку 18, к которой подключена гидролиния

7, и две канавки 19 и 20, сообщающиеся с резервуаром. Канавка 21 связана посредством жиклера 22 и трубопровода 23 с клапаном 10 переключения. Канавка 24 связана посредством жиклера 25 с гидролинией 7.

Золотники 14 — 16 находятся под действием двух концентрических пружин 26 и 27, опирающихся с одной стороны на шайбу 28, взаимодействующую с поверхностью золотника 16, и сдругой стороны соответственно — на корпус клапана 29 и на стакан 30.

Положение стакана, определяемое давлением пружины 27, меняется при помощи сильфона 8 через шток 31.

Сильфон 8 содержит подвижный элемент

32.жестко связанный со стороны штока 31 со стаканом 33, контактирующим с этим штоком, а со стороны коллектора 9 — с патрубком 34 посредством трубопровода, связывающего внутреннюю полость устройства

8 с всасывающим коллектором 9.

Когда заслонка двигателя внутреннего сгорания закрыта, падение давления в устройстве 8 значительно. Усилие, которое шток

3I передает через пружину 27 золотнику 16 мало. Усилие, передаваемое через пружину

26 с малой жесткостью, практически постоянно.

При постепенном открывании газовой заслонки разрежение в устройстве 8 уменьшается. Усилие, передаваемое тогда через шток

31 и пружину 27 золотнику 16, несколько увеличивается а, следовательно, заслонка приоткрывается.

Если разрежение еще уменьшается, перемещение штока 31 к золотнику 16 приводит к контакту торцовых поверхностей 35 стакана 30 и штока поршня 16, выключая из работы пружину 27.

Таким образом, под действием разности давлений золотник 16 перемещается, а его внутренняя кромка 36 открывает канавку 18, позволяя при двигателе, работающем на различных оборотах, получать постоянное значение давления.

Клапан 10 ручного управления состоит из корпуса 37, в котором расположен золотник 38 с тремя поясками 39 — 41. Кольцевая канавка 42 образует кнопку 43 управления.

Рабочая жидкость подается к клапану по трубопроводам 44 и 45 в канавку 46, входящую в полость 47.

Клапан 10 позволяет реализовать шесть положений а, в, с, d, е, f.

В положении а полость, ограниченная поясками 39 и 40, обеспечивает соединение канавки 46 с канавками 48 — 50. Последние подают жидкость соответственно в камеру 21 клапана 6, в трубопровод 51 питания электрогидравлического клапана 11 и в трубопровод

52 питания фрикциона, а также в трубопровод 53, ведущий к клапану 11. Канавка 54 соединяет с атмосферой трубопровод 55, связанный с клапанами 11 и 12.

В положении в жидкость от канавки 42 подается через полость 47 к канавкам 48 и

49 и, следовательно, в камеру 21 клапана 6 и к соответствующему фрикциону.

В положении с гидравлические связи клапана 10 идентичны связям в положении в.

В положении с1 обеспечивается подача ра» бочей жидкости через канавку 48 в камеру

21 клапана 6 с тем, чтобы регулировать давление жидкости и осуществлять подачу к гид рот ра н с форм атору 13.

В положении е поясок 39 золотника изолирует канавку 48 от канавки 46 подачи жидкости. Канавка 54 сообщается с канавкой 46 через канал 56.

В положении f канавка 54 и трубопровод

55 вновь соединены с атмосферой, в остальном соединения не отличаются от соединений в положении е.

Электрогидравлический клапан 11 состоит из корпуса 57, в котором расположен золотник 58 с двумя поясками 59 и 60, расположенными на концах, и одним пояском 61 в середине. Два электроклапана 62 и 63 управляют тремя положениями золотника.

Первое положение соответствует возбуждению обоих электроклапанов, которое вызывает закрытие трубопроводов 64 и 65 шариками 66. При этом, на торец 67 золотника 58 подается давление регулирования, передаваемое через жиклер 68, связанный с трубопроводом 44. Так как поверхность .69, ограниченная полым скользящим штоком 70 меньше поверхности противоположного торца золотника, усилие, действующее на поверхность 69 со стороны жидкости, подаваемой через канавку 71 меньше, чем усилие, действующее на поверхность 67, и золотник 58 будет перемещаться влево до тех пор, пока поверхность 69 не начнет контактировать с поверхностью 72 корпуса клапана 57.

Второе положение соответствует возбуждению только одного электроклапана 63. Торец 67 пояска 60 размещается против канавки 73 и обеспечивается истечение рабочей жидкости через жиклер 68.

Третье положение соответствует положению, при котором оба электроклапана не возбуждены. Торец пояска 67 золотника 58 находится тогда против канавки ?4. При этом канавки 71, 75 и 76 клапана 11 сообщаются соответственно с канавками 49, 54 и 50 ручного клапана 10 посредством трубопроводов 51, 55 и 53.

В зависимости от положения ручного клапана 10 электрогидравлический клапан 11 занимает следующие положения.

Положение а.

660577

Кольцевая поверхность 69 золотника 58 контактирует с поверхностью 72 корпуса клапана 57. В канавки 71 и 76 клапана 11 жидкость под давлением поступает через канавки 49 и 50 клапана 10. Канавка 75 связана с атмосферой через канавку 54 клапана 10.

Канавки 75 и 76 сообщаются соответственно с канавками 77 и 78. Первая, следовательно, находится под атмосферным давлением, обеспечиваемом посредством трубопровода 55, а последняя связана с канавкой 79 трубопроводом 80, но изолирована в этом случае при 50 прмоши поверхности 70 золотника 58 и обеспечивает подачу жидкости к клапану 12.

Канавка 81 сообщается с атмосферой через отверстие 82 и расточку 83 штока 70.

Положения в или с.

В канавку 71 и полость, ограниченную поверхностью 67 золотника, подается жидкость под давлением. В положении в возможны следующие условия работы электроклапанов 62 и 63 — либо оба клапана возбуждены, либо возбужден клапан 63. N

В положении с возможны следующие условия работы электроклапанов.

Первая скорость — электроклапана 62 и

63 возбуждены. Поверхности 69 и 72 клапана 11 контактируют. Канавки 76 и 78, 75 и

77 сообщаются с атмосферой соответственно через трубопровод 53 и канавки 50 клапана

10, трубопровод 55 и канавку 54 того же клапана, отверстие 82 и расточку 83 штока 70 клапана 11.

К клапану-реле 12 жидкость под давлени- 36 ем не подается, а по трубопроводу 54 поступает непосредственно к фрикциону.

Вторая скорость — возбужден электроклапан 63. Поверхность 67 золотника 58 расположен против канавки 73. Канавки 71 и 81 сообщаются между собой, а дополнительная

35 гидролиния 84 связывает-последнюю с клапаном 12. Канавки 79, 77, 75 и 76 сообщаются с атмосферой соответственно через клапан

11, отверстие 82 и расточку 83, трубопровод

55 и канавку 51 клапана 10, трубопровод 52 46 и канавку 50 клапана 10.

/Третья скорость — электроклапаны 62 и

63 не возбуждены.

Клапан 11 находится в положении, изображенном на чертеже. В канавки 71, 81 и 77 жидкость под давлением поступает через трубопровод 51 и канавку 49 клапана 10, а через канавку 77 она подается к клапануреле 12 через дополнительную гидролинию

85 и жиклер 86 и к фрикциону через трубопровод 87, при этом к фрикциону жидкость 5е подается через канавку 49 клапана 10 и трубопровод 52. Канавки 78 и 79, соединенные трубопроводом 80, соединяются с атмосферой через левый конец клапана 11. Канавка 76 соединяется с атмосферой через тру55 бопровод 58 и канавку 50 клапана 10.

Положение d.

Оба электроклапана 62 и 63 возбуждены, и поверхности 67 и 69 клапана 11 контактируют между собой: Канавки 76, 71 и 75 последнего сообщаются с атмосферой. Канавки 81 и 77 сообщаются с атмосферой соответственно через отверстие 82 и расточку 83 штока 70 золотника 58 и канавку 75. Канавки 78 и 79 сообщаются с атмосферой через канавку 76. Жидкость под давлением не проходит через электрогидравлический клапан

11.

Положение е.

Электроклапаны 62 и 63 возбуждены, а поверхности 69 и 72 контактируют между собой. В канавку 75 клапана 11 жидкость под давлением поступает через трубопровод 55 и канавку 54 клапана 10, сообщающуюся между собой. Жидкость под давлением поступает к клапану. 12 с одной стороны через трубопровод 85 и жиклер 86, а с другой стороны по трубопроводам 55 и 88. Канавки 79, 71. 81, 76 сообш»lofcH с атмосферой.

Положение !.

Электроклапаны 62 и 63 возбуждень:, а поверхности 67 и 69 контактируют между собой. Все канаьки клапана 11 сообщаются с атмосферой.

Клапан-реле 12 представляет собой корпус 89, в котором расположены два цилиндрических золотника 90 и 91. Первый золотник имеет кольцевую канавку 92 и расточку

93, в которой размегцена пружина 94. Второй золотник с диаметром, меньшим диаметра первого золотника, имеет два пояска 95, 96, установленный на его правом конце штоктолкатель 97, контактирующий с золотником

90, и установленный на левом конце шток

98, несущий пружину 99, усилие которой превышает усилие пружины 94.

Однако, когда камеры 100 и 101 в корпусе 89 находятся под давлением, существует связанное с разницей сечений предельное давление, которое может превысить р»зницу усилий этих дву; пружин.

При включении первои скорости жидкость под давлением поступает к канавке 78 клапана 11, проходя через трубопроводы 80 и 102 и канавку 103. Канавки !03 и 104 сообщаются между собой, а положение пояска

95 золотника 91 таково, что он перскрыгает канавку 105. Жидкость под давлением подается по трубопроводу к фрпкцпону и проходит по трубопроводам 106 и 107. действует на два плунжера, по пержив»ет золотник 90 в контакте с торцом 108 цилиндра и толк»ст золотник 91 влево. что уменьшает свободную поверхность между кромкой 109 канавки н кромкой 110 золотника 91. Кан»вк» 105 связана трубопроводом 55 с канавкой 54 кл»н»на 10, которая H»xogèòñÿ под атмосферным давлением. Уменьшение сечения межд кромк»ми 109 и 110, через которос происходит истечение, будет иметь место до теx пор, иок» падение давления в камере ll! не будет г»ково, что золотник 91 окажется в равновес и.

Это равновесие устойчиво, поскольку для определенного давления в цепи выше клапана

660577

Формула изобретения

12 по ходу подачи жидкости увеличение (или уменьшение) сечения между кромками 109 и

110 вызывает ответное увеличение (или уменьшение) давления в камере 111, стремящееся привести клапан 12 к его первоначальному состоянию. В данном случае этот клапан-реле регулирует давление жидкости, подаваемой к фрикциону.

При включении второй скорости жидкость поступает в канавку 112 по дополнительной гидролинии 84. Золотники 90 и 91 контактируют между собой, и первый из них контактирует с торцом 108 цилиндра. Канавки 112 и 113, следовательно, сообщаются между собой, и последняя обеспечивает подачу жидкости под давлением к соответствующему фрикциону по трубопроводу 114. При этом другие фрикционы сообщаются с атмосферой: один через трубопроводы 116 и !06, канавки 104 и 103, трубопровод 102 и канавку 79 клапана 11, а другой через трубопровод 87 и дополнительную гидролинию 85, канавку 77, отверстие 82 и расточку 83 штока золотника 58 клапана 11.

При переходе от второй к третьей скорости увеличение давления прерывает, начиная с некоторой пороговой величины давления, подачу жидкости к фрикциону.

При включении третьей скорости клапан

11 занимает положение при котором жидкость под давлением, поступающая уже в камеру 100 клапана-реле 12, направляется к камере 101 через дополнительную гидролинию 85 и жиклер 86 и в то же время к соответствующему фрикциону через трубопровод 87. Так как сечение плунжера 90 больше, чем сечение плунжера 91, существует в связи с этой разницей сечений некоторое пороговое давление, которое при приложении в камерах 100 и 101 вызывает перемещение зо3S лотников влево. Минимальное рабочее давление этой гидравлической цепи должно быть больше порогового давления. При переходе от второй к третьей скорости необходимо, чтобы давление достигло некоторого оп- 4О ределенного значения, чтобы клапан-реле 12 прерывал подачу жидкости к соответствующему фрикциону. Обратное явление происходит при переходе от третьей к второй скорости.

При заднем ходе к канавкам 105 и 116 жидкость под давлением подается через канавку 54 клапана 10 и трубопроводы 55 и 88 и через канавки 75 и 77 клапана I I, дополнительную гидролинию 85 и жиклер 86. Золотники 90 и 91 перемещаются влево, обеспечивая сообщение между канавками 105 и

117. Давление по трубопроводам 87 и 115 подается к соответствующим фрикционам.

Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая гидротрансформатор и четыре фрикционные муфты, гидравлически соединенные посредством электрогидравлического клапана и клапана-реле с насосом, который гидравлически связан с регулировочным клапаном, механически управляемым клапаном разряжения воздуха во всасывающем коллекторе двигателя внутреннего сгорания, с шестипозиционным ручным клапаном переключения режимов работы, посредством напорной гидролинии — с электрогидравлическим клапаном, управляемым двумя электромагнитными клапанами, и с клапаном-реле, содержащим подпружиненный с обеих сторон золотник, образующий своими крайними поясками с корпусом две полости, отличаюи!аяся тем, что, с целью повышения ее надежности она снабжена двумя дополнительными гидролиниями, связывающими напорную гидролинию . электрогидравлического клапана с обеими упомянутыми полостями клапана-реле, соединенными с соответствующими фрикционными муфтами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

i. Патент СССР № 323918, кл. F 16 К 31/143, 1971.

660577

Составитель В. Калмыков

Техред О. Луговая Корректор М. Пожо

Тираж 803 Подписное

Редактор А. Купрякова

Заказ 2165/12

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Филиал П П П «Патентх, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх