Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства

 

О П И С А Н И Е (»i691319

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Совет скин

Социалистические

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (22) Заявлено 09,03,76 (2! ) 2334874/27-11 (5 l ) М. Кл.

В 60 К 41/04 с присоединением заявки М (23) П риоритет

1ееудерственньй кепнтет

СССР. ие делан изобретение н открытие (53) УДК 629. 1 1 3585 1 (088 8) Опубликовано 15.10.79. Бюллетень М 38

Дата опубликования описания 16.10 79

О. И. Гирупкий, В. В. Баранов, B. С. Бог

М. H. Дзядык, А. Ю. Пыткин, В. М. Вино (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Краснот о 3 исследовательский автомобильный и автом (НАМИ), Всесоюзный конструкторско-експ институт автобусостроения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТСМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт ным средствам, а именно к их трансмис сиям.

Для облегчения труда водителей на транспортных средствах, особенно на легковых автомобилях и автобусах, широко используется автоматическое управление коробками передач.

Известно устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства, содержащее клапан переключения передач, сообщающий источник давления рабочей жидкости с.управляющим элементом коробки передач и состоящий из корпуса с расположенным в нем золотника, кннематически связанного с центробежным регулятором через звено, связанное с сопряженным звеном с возможностью ограниченного перемещения относительно него (lj.

Достоинством такого устройства является простота его конструкции.

Во избежание цикличности работы коРобки передач переключения с низшей ступени на высшую и с высшей на низшую известное устройство выполняет при разной скорости движения транспортного средства. Это достигается за счет того, что золотник клапана переключения сту5 . пеней кинематически связан с центробежным регулятором через звено, имеющее. выступ, расположенный в прорези сопряженной детали с возможностью ограни о ченного перемещения относительно нее, В случае необходимости произвести об-ратное переключение ступеней укаэанный выступ перемещается внутри упомянутой прорези обратно, передвигая сопряженную

I5 деталь в другую сторону. Во время перемещения выступа внутри прорези золоч ник удерживается в заданном положении внутри его корпуса лишь за счет силы трения его о корпус, которая невелика. Поэт

Му под действием толчков и силы тяжести золотник может самопроизвольно смещаться, приводя к циклическому переключению ступеней в коробке передач, вызывающему дергание транспортного средства, 1319

1выступ 10 нажимает на сопряженное звено 12 и через шток 13 переставляет золотник 3, который после определенного

В результате включение ступеней в коробке передач происходит более четко.

3 69

Цель изобретения — повышение четкости переключения передач.

Указаййая цель достигается тем, что — золотник упомянутого клапана снабжен фрикционным фиксатором, а корпус выполнен с прорезями, при этом фрикционный фиксатор выполнен в виде сухарей, установленных в упомянутых прорезях корпуса и прижатых к золотнику охватывающей их пруЖиной. 10

На фиг. 1 показано устройство для автоматического управления коробкой передач; на фиг. 2 представлен в увеличенном масштабе фрикционный фиксатор; на фиг. 3 показан разрез А-А (фиг. 2) 15 фрикционного фиксатора; на фйг. 4 представлен участок кинематической связи устройства; на фиг. 5 — разрез Б- Б на фиг. 2.

Устройство для автоматического уйравления коробкой передач содержит клапан 1, состоящий иэ корпуса 3 и pасположенного в нем золотника 3. Золотник 3 снабжен фрикционным фиксатором, выполненным в виде сухарей 4 (см, фиг. 2 и 3), которые установлены в прорезях 5, выполненных в корпусе 2 клапана 1.

Сухари 4 прижаты к стержню 6 золотника 3 охватывающей их спиральной пружиной 7. Золотник 3 кинематически связан с центробежным регулятором 8 через вйполненное в виде рычага звено 9, имеющее выступ 10 на верхнем плече, рас-. положенный в прорези 11 сопряженного звена 12 (см. фиг. 4), связанйого через шток 13 с золотником 3. Внутрь звена 1.2 ввернут винт 14 для регулирования зазора В. Звено 9 установлено на кривошипе 15 валика 16, который посредством рычага 17 и тяги 18 связан

" "= c йедалью управления подачи топлива к двигателю.его перемещения подает жидкость под давлением под микропереключатель 21 для включения высшей ступени в коробке передач. При замедлении движения транспортного средства, например, в случае преодоления им подъема или при уменьшепни подачи топлива к двигателю, верхнее плечо звена 9 поворачивается вправо, а выступ 10 перемешается внутри прорези 11, при этом выбирается зазор

В. В это время золотник 3 удерживается в заданном положении с помощью фрикционного фиксатора, не позволяющего золотнику самопроизвольно передвинуться и преждевременно переключать ступени в коробке передач. После того, как скорость транспортного средства сниэится до определенной величины, выступ

10 на верхнем плече звена 9 нажимает йа винт 14 в звене 12 и переставляет золотййк 3 вправо. Последний открывает окно 22, через которое происходит слив жидкости из под микропереключателя 21, при этом в коробке передач включается низшая передача.

Благодаря тому, что сухари прижаты

K стержню золотника охватывающей их пружиной, предотврашаетс я односторонний прижим золотника к корпусу и уменьшается их ынос.,При этом обеспечивается необходимая стабильность приложенной к золотнику силы трения во весь период эксплуатации коробки передач, что исключает самопрбизвольное его перемещение.

Формула изобретения

Нйжйее плечо звена 9 прижато к во45 дилу 19 центробежного регулятора 8 пружиной 20.

В крышке коробки передач установлен микропереключатель 21, подающий коман50 ду на-переключение в ней ступеней.

Устройство работает следующим образом. При разг0йе транспортного средства водило 19 центробежного регулятора

8 перемещается вправо", поворачивая зве- . но 9 на кривошипе 15. Тогда верхнее ,плечо звена 9 перемещается влево. Гго!

Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства, содержащее клапан переключения передач, сообщающий источник давления рабочей жидкости с управляющим элементом коробки передач и состоящий из корпуса с установленным в нем золотником, кинематически связанным с центробежным регулятором через звено, связанное с сопряженным звеном с воэможностью ограниченного перемещения относительно последнего, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения четкости включения передач, золотник упомянутого клапана снабжен фрикцпонным фиксатором, 69 1Э 19

I а корпус выполнен с прорезями, при этом фрикиионный фиксатор выполнен в виде сухарей, установленных в упомянутых прорезях корпуса и прижатых к золотнику охватывающей их пружиной.

Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе

1. Дзядык М. Н. и др. Гидромеханическая передача автобуса, "Транспорт, 1968, с. 66, рис. 45.

691319

Составитель В. Ухнин

Редактор Драчевский Техред Л. Алферова Корректор Г. Назарова

Заказ 8829/1 Тираж 804 Подписное

11ЙИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35„Раушская наб., д. 4/5 филиал Г1ПП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх