Регулируемая рулевая колонка транспортного средства


B62D1/187 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,
B62D1/184 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()710853

) 1

I (61) Дополнительное к авт. саид-ву —. (22) Заявлено 06.03.78 (21) 2587674/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.01,80. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 27.0!.80 (51) М Кл г

B62 D!/18.

Государственный номнтет

СССР но делам нзооретвннй

N открытнй (53) УДК 629.113 .014.5 (088,8) (72) Авторы изобретения

Б. И. Кальченко, В. H. Каменев и С. И. Завалишин (7I ) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для рулевых управлений колесных и гусеничных машин.

Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, состоящая из верхнего наклоняемого и нижнего ненаклоияемого корпусов, соединенных шарнирами, снабженными стопорным устройством 11 J.

Недостатком ее является невозможность регулирования рулевого колеса по высоте.

Известна также регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая верхний наклоняемый корпус с верхней частью рулевого нала, состоящей из телескопически соединенных пустотелого рулевого вала н шлнцевого вала с рулевым колесом и шарикового стопора, нижний ненаклоняемый корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединеняя верхней и нижней частей рулевого вала и шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки 2). звестные рулевые колонки имеют малую надежность нз-за значительного воздействия динамической нагрузки на стопорное устройство при наклонении колонки и не удобны в пользовании, т.к. в них отсутствует устройство, фиксирующее положение рулевой колонки при возвращении ее в исходное. рабочее положение, и требуют регулировки прв каждой посадке водителя иа сиденье.

А также в ступенчатых телескопических устройствах для регулировки по высоте рулевого колеса опора вала рулевого колеса находится иа большом расстоянии от обода рулевого колеса из-за размещения регулировочной втулки стопорного шарика

1о вращающейся части вала. Кроме того, при регулировке расстояние от обода рулевого колеса до опоры его вала еще более увеличивается. Это приводит к повышенной вибрации рулевого колеса и, как следствие, к » утомляемости водителя. Lleab изобретения— улучшение удобства пользования и повышение надежности.

Для достижения указанной цели шарнир для соединения верхнего н нижнего корпусов

2о колонки выполнен в виде трех втулок, подвижно расположенных одна в другой, при этом наружная втулка неподвижно соединена с верхним наклоняемым корпусом, внутренняя втулка не полин ж но соединена

710853 с нижним ненаклоняемым корпусом, а средняя втулка посредством стопорного устройства соединена с наружной втулкой, а фиксирующим подпружиненным пальцем с приводом управления им — с внутренней втулкой, при этом стопорное устройство может быть выполнено в виде зубчатой рейки, а на наружной втулке выполнены зубья для взаимодействия с зубьями рейки или в виде планки с фрикционным элементом для взаимодействия с наружной втулкой, а привод управления фиксирующим подпружиненным пальцем выполнен в виде рукоятки, установленной во внутренней втулке и соединенной с вилкой, связанной с толкателем фиксирующего подпружиненного пальца, рулевая колонка снабжена подпружиненной втулкой; установленной на пустотелой рулевом валу в верхнем наклоняемом корпусе и выполненной с конусной внутренней поверхностью под стопорный шарик и с наружной кольцевой канавкой под направляющие винты, проходящие через пазы, выполненные в упомяну. том корпусе колонки и закрепленные в подвижно надетой на верхний наклоняемый корпус регулировочнай кольцевой рукоятке для вывода стопорного шарика из зацепления, при этом зазор между пустотелым рулевым валом и верхним наклоняемым корпусом колонки меньше. диаметра стопорного шарика.

На фиг. l показан общий вид регулируемой рулевой колонки; на фиг. 2 — узел 1 н фиг. 1; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2 .на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вид Д на фиг. 2 на фиг. 6— сечение à — Г на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение по стопорному устройству; на фиг. 8 — сечение Š— Е на фиг. 1.

Рулевая колонка, регулируемая по.наклону и высоте, состоит из верхнего наклоняемого корпуса и нижнего ненаклоняемого корпуса 2, которые соединены, шарнирами3и4.

Шарнир 3, соединяющий верхний и нижний корпусы колонки, состоит из трех цилиндрических втулок — наружной, внутренней и средней, распол,оженных одна в другой. Наружная втулка, 5 через кронштейн 6 соединена болтами 7 с верхним наклоняемым корпусом 1 колонки. Внутренняя втулка 8 неподвижно соединена болтами 9 с нижним ненаклоняемым корпусом колонки 2. Средняя втулка !О соединена с внутренней втулкой 8 фиксируюгцим подпружиненным пальцем 11, прижатым к гнезду внутренней втулки пружиной 12. В стенке внутренней втулки установлен толкатель 13 подпружиненного пальца 11, который в средней части охватывается вилкой 14, прикрепленной к рычагу привода 15 с помощью шлицевого соединения 16 и болта 17. Наружная втулка 5 имеет на своей цилиндрической части зубья

I8, которые входят в зацепление с зубьями планки 19, прикрепленной болтовыми зажимами 20 к средней втулке 10. Вместо зубчатого зацепления может быть установлен фрикционный элемент 21.

В Внутри корпусов колонки проходят рулевые валы 22 и 23, соединенные и>арниром с помощью вилок 24 и 25 с пальцами. Рулевой вал 23 выполнен пустотелым. Вилка 24 имеет подвижное шлицевое соединение с рулевым валом 22, вилка 25 жестко прикреп Е лена к пустотелому рулевому валу 23. Рулевой вал 22 установлен во внутреннем корпусе 26 на подшипниках 27 и 28, рулевой вал 23 установлен в корпусе 29 на подшипниках 30. Внутри пустотелого рулевого вала

js 23 помещен шлицевой вал 31, который с пустотелым рулевым валом образует телескопическое устройство, к которому прикреплено рулевое колесо 32. Ступица рулевого колеса снабжена защитным кожухом 33 для телескопического устройства. На выступе Е шлица шлицевого вала 31 имеются цилиндрические лунки 34 для сопряжения са стопорным шариком 35, установленным в направляющем отверстии в стенке пустотелого рулевого вала 23, На пустотелом рулевом ваИ лу в зазоре между телескопическим устройством и корпусом расположена подпружиненная втулка 36 с конусной внутренней поверхностью 37, являющейся опорой для стопорного шарика 35. Пружина 38 подпру>киненнай втулки опирается на шайбу 39, заз крепленную на пустотелом рулевом валу.

Зазор между пустотелым рулевым валам и корпусом выполнен меньше, чем диаметр стопорного шарика. Наружная поверхность подпружиненной втулки имеет кольцевую канавЗЯ ку 40 под направляющие винты 41, ввин-, ченные в регулировочную кольцевую рукоятку 42, расположенную на корпусе 29 колонки. В месте расположения кольцевой рукоятки корпус колонки снабжен продолговатыми пазами 43, через которые проходят цап-.

4 фы 44 направляющих винтов. В ка ьцевой рукоятке установлено уплотнительное кольцо 45. Телескопическое устройство снабжено ограничителем хода в виде винта 46 на конце шлицевого вала 31 и бурта 47, распо43 ложенного внутри пустотелого рулевого вала 23. Накланяемый корпус колонки опирается на пружину 48, которая укреплена на корпусе 2.

Вращение рулевого колеса 32 передает > ся через валы 31 и 23 и шарнир 4 к валу

22. Для выбора требуемого наклона верхней части колонки водитель ослабляет зажимы планки 19, выводит из зацепления с наружной втулкой 5 зубья планки 19 и поварачи ачивает на требуемый угол наружную втул5 шарнира. После регулировки положеКу ния .зажимами 20, с помащьк> планки 19, стопорится колонка B выб>раппом наклонном положении.

710853

Для регулировки положения рулевого колеса 32 по высоте водитель нажимает на регулировочную кольцевую рукоятку 42 и перемещает ее по»акло»яемому корпусу 29.

Регулировоч»ая кольцевая рукоятка 42 с помощью цапф 44 направляющих винтов перемещает втулку 36, и освобождает стопорящий шарик 35, а поднятием или опусканием рулевого колеса шлицевой вал 31 выталкивает из лунки 34 стопорящий шарик

35 в пространство между выступом шлица и внутренней поверхностью корпуса. Установив рулевое колесо на требуемую высоту и отпустив регулировочную кольцевую ру= коятку 42, пружина 38 перемещает втулку

36, которая с помощью конусной поверхности 3? вводит шарик 35 в соответствующую лунку 34 и стопорит телескопическое устройство. Благодаря тому, что завор между внутренней поверхностью корпуса 29 и наружной noaepx»ocTüþ пустотелого вала

23 меньше диаметра стопорного шарика 35, шарик не имеет возможности выпасть из отверстия в стенке вала 23.

Для облегчения посадки водителя на сиденье водитель нажимает на рычаг привода 15, который через шлицевое соединие 16 поворачивает вилку 14 и перемещает толкатель 13. Толкатель 13 выводит фиксирующий подпружиненный палец 11 из внутренней втулки 8 и освобождает от стопорения среднюю втулку 10, жестко соединенную болтовым зажимом 20 с верхним наклоняемым корпусом колонки. Пружина 48 отводит верхний наклоняемый корпус колонки от сиденья, увеличивая тем самым пространство между ободом рулевого колеса и сиденьем. Для возвращения верхнего наклоняемого корпуса колонки в исходное рабочее положение водитель наклоняет ее к себе до ввода пружиной 12 фиксирующего пальца 11 в гнездо внутренней втулки 8. Этим достигается автоматичность установки заданного наклона верхнего корпуса колонки.

Предложенная рулевая колонка, представляющая собой комплексное устройство, в котором шарнир для соединения верхнего наклоняемого и нижнего ненаклоняемого кор пусов, позволяющий автоматизировать установку заданного накло»а колонки при каждой посадке водителя на сиденье в совокупности с телескопическим устройством, снабженным подпружиненной втулкой для стопорного шарика и регулировочной кольцевой рукояткой, позволяющими приблизить обод рулевого колеса к опоре его вала и уменьшить вибрацию обода рулевого колеса, обеспечивают улучшение удобств пользования рулевой колонкой, уменьшение утомляемости водителя маши»ы и повышение надежности рулевой колонки.

Фор,чила изобрете»ия

1. Регулируемая рулевая колонка транспортного rредства, содержащая верхний накло»яемый корпус с верхней частью рулевого вала, состоящей из телескоп»чески соеди»енных пус:отелого рулевого вала и шлицевого вала с рулевым колесом и шарикового стопора, »ижний ненаклон>гемый корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединения верхней и нижней частей рулевого вала и шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки, отличаюи>аяся тем, что, с целью улучшения удобства пользования и повышения надежности, шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки выполнен в виде трех втулок, подвижно расположенных одна в другой, при этом наружная втулка неподвижно соединена с верхним наклоняемым корпусом, внутренняя втулка неподвижно соединена снижни,м ненаклоняемым корпусом, а средняя втулка посредством стопорного устройства соединена с наружной втулкой, з фи, c»pyx шим подпружиненным пальцем с привод м управления им — с внутренней втулкой.

2. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отличающаяся тем, что стопорное устройство выполнено в виде зубчатой рейки, а на наруж»ой втулке выполнены зубья для взаи-модействия с зубьями рейки.

3. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отл>>вдающаяся тем, что стопорное устройство выполнено в виде планки с фрикционным элементом для взаимодействия с наруж»ой втулкой.

4. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отлича>о»>аяся тем. что привод управления фиксирующи;l подпружиненным пальцем выполнен в виде рукоятки, установленной во внутренней втулке и соединенной с вилкой., связанной с толкателем фиксирующего подпружиненного пальца.

5. Регулируемая рулевая-колонка по и. 1; отличаюи>аяся тем, что она снабжена подпружинен»ои.втулкои, установленнои на пустотелом рулевом валу в верхнем наклоняемом корпусе и выполненной с конусной внутренней поверхностью под стопорный шарик н с наружной кольцевой канавкой под

»аправл>пощие ви»ты, проходя»>ение через пазы, выполне»»ые в упомянутом корпусе колонки и закреплен»ые в подвижно наде= то на верхний накло»яемой корпус регулировочной кольцевой рукоятке для вывода стопорного шарика из зацепле»ня, при этом зазор между пустотелым рулевым валом и верхним наклоняемым корпусом колонки меньше д»аметра стопор»ого шарика.

Источники информации, при»ятыс Во в»»ма»ие при экспертизе

1. Патент ФРГ № 1530759, кл. 63 с 47, 1964.

2. Патент США № 2744419, кл. 74 †4, 1956.

71(3853

Составитель В. Ионова

Редактор С. Драчевский Техред К. Шуфрич Корректор Н. Злцерновская

Заказ 8932/! ТнраЮс 730 Подписное

ЦН И Н ПИ Государственного комитета ССС3 t 5 яо делам изобретений и открытий

l !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб, .

Филиал П П П «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх