Тормозной диск с охлаждением типа "тепловая труба"

 

Оп ИС

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61} Дополнительное к авт. свид-ву— (22} Заявлено 27.1277 (21) 2562071/25-27 (51)М. Кл.

F D 65/12 с присоединением заявки ¹â€”

Государстиеииый комитет

СССР ио делам изобретеиий и открытий

{23} Приоритет - (53) УДК621.565.58 (088. 8) Опубликовано 150280. оллетень "@.

Дата опубликования описания 200280

A. И. Вольченко, Д. А,. Вольченко, .Л. H. Князев, A. H. Янкевич и Ю. С. Зимора (72} Авторы изобретения,Ивано-Франковский институт нефти и газа (71} Заявитель (54) ТОРМОЗНОЙ ДИСК С ОКщд(дЕИИд4 ТИП

ТЕПЛОВАЯ ТРУБА

/

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих отвода генерируемого тепла от пар трения, например в тормозах.

Известен тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба, содержащий ось, рабочие поверхности трения, преимущественно торцовые, наполнитель, заключенный во внутненнюю герметичную полость диска, и радиально установленные в нем тепловые трубы с испарителями, размещенными внутри тормозного диска и оребренными конденсаторами снаружи (1) .

Однако известный диск имеет не- достаточную термодинамическую эффективность, обусловленную инерционностью всей системы, что вызывает трудности с выходом диска на расчетный режим работы.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.

Цель достигается тем, что в ка- честве наполнителя использовано легкоплавкое вещество, в среде, которого расположены испарители тепловых труб. Кроме того, ось тормозного диска выполнена в виде. тепловой тру бы с одним испарителем внутри полости тормозного диска и двумя конденсаторами — вне ее, а в качестве легкоплавкого наполнителя использован галлий.

Ва фиг. 1 показан тормозной диск, поперечный разрез; на фиг. 2 — прбдольный разрез А-A на фиг. 1.

Тормозной диск с охлаждением ти1 па тепловая труба содержит торцовые рабочие поверхности 1, на ко- . торых генерируется тепло от трения тормозных колодок 2. Внутренняя полость тормозного диска заполнена легкоплавким веществом 3, например

15 галлием, в среде которого размещены зоны испарения (испарители 4 тепловых труб), а зоны конденсации (конденсаторы 5 тепловых труб) имеют оребрение 6. Тормозной диск вращает20;ся в опорах 7.

Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба работает следующим образом. цри прижатии тормозных колодок.

2 к торцовым рабочим поверхностям 1 диска в результате трения генерируется тепло. Генерируемое тепло отводится двумя путями. Первый путь отвода тепла происходит в основном

ЗО при кратковременном торможении. Сущ715847

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9524941, кл. F 16 D 65/12, 1975. ность его в том, что отвод тепла происходит только за счет плавления вещества 3, например галлия, а тепловые трубы при кратковременном тор-, можении в работу не включаются, вслед-,. ствие тяжелого выпуска тепловых труб и продолжительного выведения их на, рабочий режим. При первом пути отвода тепла от тормозного диска в результате небольшого количЕства генерируемого тепла происходит частичное расплавление вещества 3 с большой теплотой плавления. При плавлении вещества 3 происходит отбор теп-. ла от пар трения в результате чего рабочие торцовые поверхности тормозного диска охлаждаются. После прекра- 15 щения кратковременного торможения вещество 3 постоянно отдает свое теплО тормозному диску и при этом оно кристаллизуется, возвращаясь в исходное первоначальное состояние. Щ()

Второй путь отвода тепла от пар треиия происходит в основном в период длительного торможения. При этом в результате большого количества генерируемого тепла все вещество .3 полностью расплавляется и дальнейший отвод тепла от пар трения происходит при помощи тепловых труб, которые включаются в работу после полного расплавления вещества 3. Так как в среде вещества 3 расположены зоны испарения (испарители 4 тепловых труб), то под действием стабильного тепла от вещества 3, являющегося одновременно и своего рода аккумулятором тепла, происходит быстрый надежный и стабильный запуск в работу тепловых труб с быстрым

Выведением их на заданный режим ра.боты.

Работа тепловых труб в тормозном 40 диске не отличается от работы известных классических тепловых труб, путем изменения агрегатного состояния теплоносителя. Так, испаряясь в испарителе 4, пары теплоносителя перемещаются. в зону конденсации

I (конденсатор 5), где отдает свое тепло оребрениям 6, конденсируются и вновь по капиллярно-пористому наполнителю возвращаются в испаритель 4. Затем цикл работы тепловой трубы повторяется. При прекращении длительного. торможения вначале тепловые трубы прекращают свою работу, а затем расплавленное вещество 3 охлаждается, кристаллизуется и возвращается в первоначальное исходное состояние. Таким образом, предлагаемый тормозной диск позволяет стабилизировать работу тепловых труб и позволяет надежно и быстро вывести их на заданный расчетный режим работы.

1. Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба, содержащий ось, рабочие поверхности трения, преимущественно торцовые, наполнитель, заключенный во внутреннюю герметичную полость диска, и радиально уста новленные в нем тепловые трубы с испарителями, размещенными внутри тормозного диска и оребренными конденсаторами снаружи, о т л и ч а.ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, в качестве наполнителя использовано легкоплавкое вещество, в среде которого расположены испарители тепловых труб.

2. Тормозной диск по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что ось тормозного диска выполнена в виде тепловой трубы с одним испарителем внутри полости тормозного диска и двумя конденсаторами вне ее.

3. Тормозной диск по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в качестве наполнителя использован галлий. 715847

Фиа 2

Составитель A . Безуглыи

Техред Э,Чужик КорректоР O Koâèíñêàÿ

Редактор О.Торгашева филиал ППП Патент, r. Ужгород, УЛ. Проектная,4

Заказ 9495/33 Тйраж 1095 . Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам- йэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35i Раушская наб., д. 4/5

Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба Тормозной диск с охлаждением типа тепловая труба 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самолетостроению и касается конструкции фрикционного узла дисковых тормозов авиационных колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных дисковых тормозах, например в авиационных колесах

Изобретение относится к устройству ступицы колеса и тормозного диска для колеса транспортного средства, содержащего втулку колеса, установленную с возможностью вращения на части вала, которая имеет часть с наружным профилем поперечного сечения, формируемым чередующимися зубьями и выемками с наклонными сторонами, и тормозной диск, установленный на указанной части, который имеет концентрическое отверстие, имеющее соответствующие зубья и выемки, которые так приспособлены к зубьям и выемкам ступицы, что тормозной диск заблокирован от вращения на ступице, и между диском и ступицей существует скользящая посадка

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Изобретение относится к области упрочнения деталей, в частности к способу упрочнения деталей из железоуглеродистых сплавов, используемых в машиностроении и при ремонте деталей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах автомобилей и в других транспортных средствах
Наверх