Стопорное устройство болта фланцевого соединения

 

ОЛ ЙСА

ИЗОБРЕТИ И ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Респубпик

Л (1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.01.78 (2l ) 2562450/25-27

Г 16 B 39/02 с присоединением заявки ИГосударственный комитет (23) Приоритет ао делам нвобретеннй н открытий

Опубликовано 15.06.80. Бюллетень .% 22 (ÁÇ) УДЖ621.882..6(088.8) Дата опубликования описания 18.06.80 (72) Авторы изобретения

В. М. Воробьев и Ю. И. Кезин (7I ) Заявитель (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО БОЛТА ФПАНИЕВОГО

СОЕДИНЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в боптовых фландевых соединениях дпя стопорения болта от осевых и окружных перемещений.

Известно стопорное устройство дпя осевой и окружной фиксапии деталей, выпоп5 пенное в виде подпружиненного шарика, установленного в отверстии одной из деталей, например в тепе болта, и взаимодействующего своей выступающей частью о со стенкой гнезда, выполненного в другой закреппяемой детали (1).

Однако это устройство обладает ограниченной нагрузочкой способностью. т5

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности явпяется стопорное устройство болта фланелевого соединения, содержащее деталь с канавкой, головку болта с лыской на боковой стороне, подкладную шайбу с отогнутым на лыску головки сегментом и фиксатор, выполненный в виде буртика с пересекающимися лысками, одна из которых предназначена

2 для заведения в кольцевую канавку, а другая — для фиксапии стопорной шайбы j2).

Недостатки этого устройства обусловлены:

1 ) BcGMG H GTb оспабпения боптового соединения, особенно при многократной перезатяжке гайки тт возможной при этом деформации шайбы;

2) мапой площадью контакта головки болта с поверхностью канавки, так как контакт деталей практически осуществляется в точке, в результате чего высоки контактные напряжения, возможно смятие головки болта и поверхности канавки эти повреждения создают дополнительные конкентраторы напряжения, снижающие надежность работы устройства;

3) недостаточной фиксирующей способностью стопорной шайбы в окружном направлении из-за возможной отгибки края шайбы, например, при отворачивании самоконтрящихся гаек или обычных гаек при заедании в резьбе. Более часто это происходит на боптах большого диаметра с

3 740М4 большим крутяпим моментом в резьбе, так как примечять стопорные шайбы больших тол пин в таких случаях технологически затруднительно.

Бель изобретения — повышение надеж5 ности сохранения монтажной затяжки боп тового соединения в работе, улучшение фиксации болта относительно сопрягаемой детали при сборке.

Это достигается тем, что в описывае- 10 мой конструкции головка болта выполнена . с глухим полуципиндрическим пазом, пере крытым со стороны лыски сегментом шайбы, канавка выполнена с галтепями, а фик. сатор в виде цилиндрического штифта, установленного в упомянутый паз головки болта с упором в периферийную галтепь канавки соединяемой детали.

Кромка отогнутого сегмента стопорной шайбы взаимодействует с наружной поверх-g0 ностью соединяемой детали, а остальная часть шайбы скругпена радиусом, мень шим, чем расстояние от оси болта до кромки гаптепи канавки.

На фиг. 1 представлено описываемое стопорное устройство болта фланцевого соединения, продольный разрез; на фиг. 2вид по стрелке А на фиг. 1) на фиг. 3разрез Б-Б на фиг. 1.. 30

Стопорное устройство бопта фланцевого соединения содержит детали 1 и 2, соединенные болтом 3, стягивающим пакет этих деталей, с гайкой 4 и подкладкой пластинчатой стопорной шайбой 5, стягивающими пакет указанных детапей. Головка

В болта зафиксирована относительно детали 1 от окружных и осевых перемещений фиксатором 6, представляющим собой цилиндрический штифт, расположенный в

40 .канавке Г сопряженной детали 1 и соединяет головку В болта 3 и эту деталь.

Штифт 6 сопрягается с гантелью Q канавки Г по ципиндрической поверхности, обращенной к контактирующей со стопорной шайбой плоскости Е фланца детали 1.

Одновременно штифт 6 сопрягается с цилиндрической поверхностью глухого паза Ж, выполненного в головке В болта 3 и удерживается от выпадания из паза Ж, 50 открытого со стороны лыски И, отогнутым на эту лыску сегментом К стопорной шайбы 5, Отгибной сегмент К стопорной шайбы 5 выполнен так, что он не может

:надвинуться HB радиус гантели Л (см. фиг. 1) канавки Г сопрягаемой детали 1, так как она при отгибке на лыску И го-, ловки болта 3 опирается поверхностью

М на ципиндрическую поверхность Н бурф тика П детали 1, тем самым исключая возможность B08opoTG стопорной шайбы но направлению стрелки P (см. фиг. 3) . Прн повороте етопорной шайбы против направления стрелки Р, который возможен только в предепах окружного люфта в устройстве, шайба не будет заходить на галтепь Л иэ-за округления контура остальной части сто порной шайбы радиусом К, величина которого выбирается меньшей, чем расстояние

8 QT оси болта до края С гаптели Л канавки сопрягаемой детали 1.

ГЬи сборки устройства болт 3 вместе с надетой на него шайбой 5, когда ее сегмент К еще не отогнут, вставляется в отверстие детали 1 в таком угловом положении, чтобы глухой паз Ж был расположен против канавки Г сопрягаемой детали, затем вставпяется штифт 6, и сегмент К шайбы 5 отгибается на лыску.

И головки В болта 3.

Устройство работает следующим образом.

При действии на болт осевых усилий, направленных в сторону головки болта, например, при сборке фпанцевого соединения, они воспринимаются галтелью Д к павки и передаются далее на буртик П (см. фиг, 1), фиксируя болт от выпадания.

При действии на болт осевого усилия в противоположном направлении (при заворачивании гайки) штифт 6 не воспринимает этих условий, так как ширина канавки f4 выбирается большей, чем диаметр д штифта 6. При этом радиус галтели Л канавки Г сопрягаемой детали 1 должен быть не больше, чем радиус штифта 6.

При действии на болт крутящего момента он воспринимается штифтом 6, размещенным в глухом пазу Ж головки болта, и передается одновременно на поверхность галтели Q и дно канавки Т сопрягаемой детали, таким образом фиксируя болт от проворота.

Предлагаемое устройство позволяет передавать большие окружные и осевые усилия. Оно более целесообразно для болтов большого диаметра, когда в резьбе действуют большие моменты при отворачивании гайки, поскольку применять в этом случае толстые отгибные стопорные шайбы технологически нецелесообразно.

Формул а изобретения

1. Стопорное устройство болта фпанцевого соединения, содержащее деталь с

5 74 09 канавкой, головку болта с лыской на боковой стороне, подкладную шайбу с отот нутым на пьявку головки се ментом и фиксатор, отлич аюшееся тем, что, с пелью повышения надежности фиксании, головка болта выполнена с глухим полудилиндрическим пазом, шайба с отгибным сегментом, перекрывшим со сто= роны лыски упомянутый паз, а фиксатор в виде дилиндрического штифта, установ- t0 ленного в указанный паз головки болта с упором в периферийную галтель канавки соединяемой детали.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю и е е с я тем, что кромка отог- 15

84 б нутого сегмента стопорной шайбы взаимо действует с наружной поверхностью соединяемой детали, а остальная часть шайбы скруглена радиусом, меньшим, чем расстояние от оси болта до кромки галте; ли канавки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов П. И. Основы конструирования. Книга 3, M., 1977, с. 272-273.

2. Авторское свидетельство СССР

% 183538, кл. F. 16 В 39/02, 1966 (прототип).

740984

Составитель А. Шаповаленко

Редактор Г. Нечаева Техред H. Ковалева Корректор C. Комак

Заказ 3180/38 Тираж 1095 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская нао д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стопорное устройство болта фланцевого соединения Стопорное устройство болта фланцевого соединения Стопорное устройство болта фланцевого соединения Стопорное устройство болта фланцевого соединения 

 

Похожие патенты:

Гайка // 641185

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов
Наверх