Плавниковый движитель для лодок

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АЗТ©УСКОМУ С ВТВЛЬСТВУ

Соуп Советских

Социалистических

Республик

<о?96074 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву

{22) Заявлено 010876 (2l) 2394022/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет—

Опубликовано 1501.81. бюллетень Н9 2

Дата опубликования описания 150181 (я>м. к„.з

В 63 н 1/36

Государственный номнтет

СССР но делам нзобретеннй н отирытнй (53) УДЫ 629.12:532.. 582. 5 036 8 002. 54 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В.Ф.Тарасенко, В.В.Бабенко, В.В.Гапоненко и Н.В.Давыдов (7! ) Заявитель

Институт гидромеханики АН Украинской CCP Arg

>" ")l 3r".:,ù» (54) ПЛАВНИКОВЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ЛОДОК

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования плавниковых движителей для лодок.

Известен плавниковый движитель для лодок, содержащий плавник в форме крыла малого удлинения с дугообразной задней стенкой и с переменной упругостью вдоль длины и связанный с плавником подпружиненный рычаг, кинематически взаимодействую- 1О щий с ножным приводом, включающим педали, и кинематически связанным механизмом передачи с плавником (1 .

Недостатками движителя являются рыскание лодки при движении и невоз- 15 можность применения одного и того же движителя на различных типах лодок.

Цель изобретения — повышение плавности работы и универсальности применения движителя. 20

Указанная цель достигается тем, что он снабжен водилом, регулируемой центральной и боковыми тягами, муфтой, вертикальным валом для плавника и коробчатыми хомутами, при этом 25 подпружиненный рычаг выполнен телескопическим с рядом поперечных отверстий, на котором с возможностью фиксации в поперечных отверстиях установлена муфта, связанная с регулируе- щ мой центральной тягой, а плавник выполнен в виде металлической пластины, обтянутой эластомером, и прикреплен к вертикальному валу, при этом коробчатые хомуты связаны с водилом и посредством тяг с педалями ножного привода.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый движитель, вид сбоку, на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, сечение A-A на фиг.1 на фиг. 4 — вид Б на фиг.1.

Предлагаемый движитель содержит плавник 1, состоящий иэ металлической пластины 2,имеющей переменную упругость по длине. Пластина 2 выполнена с вырезами 3 в задней части и накладок 4 в передней части пластины.

Плавник 1 обтянут эластомером 5, при этом концевая часть плавника выполнена в виде рыбьего хвоста для улучшения условий стекания концевых вихревых жгутов.

Плавник установлен в пазу 0 вертикального вала б цри помощи штыря 7, на котором он может поворачиваться назад вплоть до гориэонтального положения, причем для фиксации в крайнем положении имеется отверстие 8.

796074

Вал б при помощи подшипников 9 и накидных гаек 10 установлен в цапфе

11. Вал 6 вверху имеет продольный вырез 12 для упругой фиксации гаек

10, а в средней части соосное с цапфой 11 отверстие 13.для фиксации вращения вала 6 относительно . цапфы 11.

Цапфа 11 закреплена на конце теле,скопического рычага 14, на котором размещен механизм изменения натяжения пружин, состоящий из муфты 15, фиксируемой на рычаге 14 в различных положениях при помощи штока 16,двух пружин, причем нижняя пружина 17 кре-. пится с одной стороны к муфте 15, а с другой стороны к уголкам 18, подкрепляющим плавник 1 и имеющий несколько отверстий для крепления пружины. Верхняя пружина 19 с одной стороны крепится к косынке 20, установленной на валу 6 и имеющей несколько отверстий для крепления пружины, а с другой стороны к штоку 21, проходящему через направляющую в муфте 15, имеющему регулировочную упорную гайку 2? и тягу 23, которая своим другим концом крепится к замку 24, имеющему несколько фиксирующих крючков и установленному на рычаге 14, который закреплен в ложементе 25 водила 26 при помощи горизонтального штока 27 °

Рычаг 14 поворачивается на штоке 27 на различный угол, фиксируемый при помощи упора 28 с пружиной 29 и косынок 30, имеющих с рычагом 14 соосное отверстие 31.

Водило 26 установлено на подшипниках 32 на регулируемой по длине разборной стойке,,состоящей из трубы 33, ввинчиваемой во фланец 34, соединяющимся с патрубком 35, имеющем регулировочные отверстия 36 и входящем в подпятник 37 ° Сверху к стойке крепится косынка 38. К водилу снизу крепится коробчатая горизонтальная планка

39, усиленная косынками 40 и снабженная по концам тягами 41, которые крепятся с другой стороны к такой же планке, установленной на .водиле беэ ложемента, закрепленном на такой же разборной стойке.

На передней планке о концам установлены на подшипниках 42 коробчатые хомуты 43, к которым с одной стороны крепятся педали 44, а с другой стороны — рейка параллелограмма 45.

Движитель работает следующим образом.

Конструкция плавника 1 обеспечивает переменную упругость вдоль его длины, что позволяет изгибаться плавнику при его движении по синусоидальной траектории так, как показано на фиг.2. Стрелками обозначено направление движения рычага. При движении плавника вправо {цифра 1) его хвостовая.часть отклоняется под действием сопротивления жидкости влево.

При движении плавника в противоположную сторону (цифра 2), его хвостовая часть отклоняется вправо, автоматически увеличивая кривизну профиля.

Выполненная хвостовая часть плавника в форме хвоста рыб позволяет улучшить стекание с его плоскости концевых вихревых жгутов, что уменьшает волновое и индуктивное сопротив-! ление плавника, а следовательно, увеличивает его гидродинамическое качество. Подъемная сила, возникающая на плавнике при движении по траектории, пытается развернуть плавник поперек траектории и увеличить угол атаки. Ось симметрии вала б, к которой приложена сила, препятствующая такому развороту, находится впереди точки приложения подъемной силы, что не позволяет развернуться плавнику.

В зависимости от положения плавника, 29 Иа траектории, меняется величина его подъемной силы, угол атаки и расстояние точки приложения подъемной силы до оси симметрии вала 6. Для того, чтобы угол атаки профиля плавника щ был оптимальным во всех точках его траектории, к нему крепятся пружины

17.и 19. С этой же целью рычаг 14 выполнен упругим, способным изгибаться в горизонтальной плоскости.

В зависимости от скорости движения, физических свойств окружающей среды и индивидуальных мускульных характеристнк гребца, расстояние точки приложения подъемной силы до оси симметрии вала 6, а также соотношение величине подъемной силы и силы, препятствующей развороту плавника, могут изменяться.

В зависимости от условий движения .и физических свойств гребца может

40 изменяться частота колебания плавника. Для поддержания оптимального угла атаки плавника муфта 15 переставляется на необходимое расстояние от плавника.

При длительном плавании в зависимости от утомляемости гребца, а также различных метеоусловий может изменяться частотно-амплитудный режим колебаний плавникового движителя.

В зависимости от конструкции и размеров лодки, а также физических характеристик гребца телескопический рычаг 14 может изменять свою длину для сохранения оптимальной частотноамплитудной характеристики плавникового движителя, Для уменьшения гидродинамического сопротивления плавникового движителя рычаг вынесен из воды, а для повышения стабилизации движения зона прифф ложения тяги (задняя стойка 35) приближена к центрам тяжести и бокового давления движущегося объекта.

Для повышения универсальности плавникового движителя плавник может

Я выполнять функции руля, для чего в

796074 отверстие 13 устанавливается стопор.

Кроме того, плавниковый движитель может служить в качестве мачты для закрепления паруса. При этом плавник

1,стопорится в горизонтальном положении с помощью стопора, устанавливаемого в отверстии 8. Затем рычаг

14 стопорится в вертикальном положении с помощью стопора, устанавливаемого в отверстии 31.

Плавниковый движитель может устанавливаться на любой лодке эа счет отверстий 36, предназначенных для регулировки длины стоек 35. Кроме того, это позволяет обеспечить необходимое расположение педалей по высоте и, тем савым, уменьшить утомляемость 1э гребца.

Весь плавниковый движитель легко разбирается на отдельные компактные узлы для удобства перемещения в упа-. кованном виде. 20

Формула изобретения

Плавниковый движитель длй лодок, . содержащий плавник в фоРме крыла эя малого удлинения с дугообразной задней стенкой и с переменной упругостью по длине, и связанный с плавником подпружиненный рачаг, кинематически взаимодействующий с ножным приводом, включающим в себя педали, и кинематически связанным механизмом йередачи с плавником, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности работы и универсальности, механизм передачи ножного привода снабжен водилом, регулируемой центральной и боковыми тягами, муфтой, вертикальным валом для плавника и коробчатыми хомутами, при этом подпружиненный рычаг выполнен телескопическим: с рядом поперечных отверстий, на котором с возможностью фиксации в поперечных отверстиях установлена муфта, связанная с регулируемой центральной тягой, а плавник выполнен в виде металлической пластины, обтянутой эластомером и прикреплен к вертикальному валу,.при этом коробчатые хомуты связаны с водилом и посредством тяг с педалями ножного привода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 484129, tut. В 63 Н 1/36, 1973, (прототип).

796074

ro

9 гп

Заказ 9581/28 Тираж 498 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

-по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Х(-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Б. Даньшин

Редактор Е. Дорошенко Техред С.Мигунова Корректор Е. Папп

Плавниковый движитель для лодок Плавниковый движитель для лодок Плавниковый движитель для лодок Плавниковый движитель для лодок Плавниковый движитель для лодок Плавниковый движитель для лодок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх