Муфта свободного хода

 

Союз Советскмх

Социалмстммеских

Республмк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К ПАТЕНТУ

„„826122 (6l) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 1 6.01.7 5(21) 2096787/25-27 (51) М. Кл.

F 16 D 11/00 (23) Приоритет - (32) 1 5.05.74 (31) РР1 64 17 8 505 {331 ГДР

Государственный комитет

СССР по делан изобретений н открытий .

Опубликовано 30.04.8.1бюллетень № 16

Дата опубликования описания 05.05.81 (53) УДК621.825.

° 5(088,8) Иностранцы

Вернер Бирке и Дитер Йонен (ГДР) {72) Авторы изобретения

Иностранное предприятие (71) Заявитель "ФЕБ Бергманн Герлитцер Машиненбау" (ГДР) 1

Б1ЙЛТОТЖА (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА

1S

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, и газотурбинных установках.

Известна муфта свободного, хода, содержащая вело.лую полумуфту, которая меет храповые зубья на ее внутренней поверхности, и ведущую полумуфту с подпружиненными собачками, взаимодействующими с храповыми зубьями (1).

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому чвляется муфта свободного хода, содержащая. храловое колесо с зубьями на внутренней поверхности, взаимодействующее с подпружиненными собачками, установленными на концецтрично расположенной полумуфте (2).

Однако в данных муфтах из.за недостаточной упругости нх звеньев и неточности их изготовления при сцеплении собачек с храповыми зубьями возникают ударные нагрузки и не обеспечивается равномерность передачи вращения.

Цель изобретения - обеспеченно безударного сцепления и равномерной передачи вращения.

Указанная цель достигается том, что в известной муфте собачки расположены на ведущей полумуфте которая снабжена сцепляюшими элементами, причем расстояние от их вершин др центра муфты в исходном положении меньше расстояния от центра муфты до наружных контуров хвостовиков собачек, центр тяжести которых расположен на хвостовиках. Сцепляюший элемент выполнен в виде зашслки, снабженной параллельными направляющими и подпружиненной в тангеыциальном и радиальном направлениях к хвостовику собачки пружинами сжатия, или в виде установленного на оси с возможностью поворота толкателя, подпружиненного в радиальном направлении, или в видо перемещающейся пластиичатой пружины, Ведущая полумуфта выполнена составной, содержащей ступицу, снабженную кулачка» ми и кольцо с вырезами для размещения

826

1?2 4.

3 последк к, при этом упомянутые собачки установлены a кольце, снабженном пруж. .— нами, расположе5пп |ми между кулачками и стенками вырезов. Муфта снабжена расположенным в ведомой попумуфте и контактирующим с хвостовиком собачки упругим элементом, имеющим две опоры и выполненным в виде болта. Собачка со стороны зуба имеет IQG, параллель ный ее лоб вой поверхност:i.

Такое выполнение муфты свободного хода сбеспечивает безударное сцепление и равцомерную передачу вращения.

HIQ фиг. 1 изображена крановая муфта свободного хода, поперечное сечение, на фиг. 2 — разрез Л-А на фиг. 1, на фиг. 3 и 4 — сцепляющие элементы для собачек, соответственло псрвый и второй варианты выполнения, Муфта содержит ведущую пслумуфту

1:> ведомую молумуфту 2. Ведущая rrozy >yjza 1, в свою очередь, состоит из ступицы 3, которая жестко соединена с приводным валом запускающего агрегата, и из расположенного на ступице 3 кольца 4, несущего а себе собачки 5.

Ведомая полумуфта 2 выполнена в виде гильзы по которой расположены сцепляю/ щие элементы 6, осуществляющие установку и cger.rreíèå собачек 5,, Ведомая полумуфта 2 жестко ссединена с приводным валом запускаемого агрегата, напри. мер, газовой турбины.

На ступице 3 предусмотрены кулачки

7, которые расположены в соответствующих вырезах 8 кольца 4. Поворот ступицы 3 относительно кольца 4 ограничен и определяется зазором 9 между кулачком 7 и стенкой выреза S кольца 4. Д." поглощения возникающей при сцеплении энергии столкновения в каждом кулачке 7 ступицы 3 расположена работающая на сжатие пружи|а 10, которая с одной стороны опирается на кулачок

7, а с другой стороны — на стенку выреза S в кольце 4.

Собачки 5 установлены в кольце 4 на осях 11, которые предохраняются от осевого сдвига. Сцепляющие элементы 6, устанавливающие собачки 5 в положение зацепления с ведомой полумуфтой 2 выполнены в виде защелок 12. Собачки 5 и сцепляющие элементы 6 расположены так, что в исходном положении расстояние в радиальном направлении от оси муфты до вершин 13 сцепляющих элементов 6 меньше, чем расстояние до наружных контуров хвостовиков 14 собачек 5.!

О

l5

35 0

На нижний конец хвостовика 14 воздействует пружина 15.

B кольце 4 расположены упругие элементы 16, на которые опираются хвостовики сббачек 5. Эти упругие элементы 16 выполнены в виде съемных болтов и имеют две опорные поверхности. При помощи упругих элементов можно достичь приблизительно соизмеримые усилия на собачках 5 при передаче вращения. Собачки

5 имеют пазы 17, направленные паралле лько их лобовым поверхностям 18. 3а счет пазов 17 достигается амортизация при столкновении собачек зубьями 19 храпового колеса, расположенного на ведомой полумуфге 2. Перемещение лобовой поверхности 18 ограничивается упругим упором 20. центр тяжести собачки 5 расположен со стороны лобовой поверхности 18, поэтому во время запуска собачки 5 могут удерживаться в сцепленном положении за счет действия на нпх центробежных сил. QeHTp тяжести собачек 5 можно расголожить íà 1х хвостовиках 14, если обеспечивается удержание собачек в зацеплен.ш для передачи вращения.

Сцепляющио элементы в виде защолок

12 снабжены пружинами 21, сжатия, действующими в радиальном направлении и удерживающими B зацепленном состоянии защелки 12 с собачками 5, à —.акже работающей на сжатие пружиной 22, которая действует в тангенциальном цалравлении. Эта работающая на сжатие пружина находится в параллельных налравляюших 23 защелки 12 и удерживается болтом 24, который одновременно является осью вращения защелки 12.

Сцепляюпьий элемент 6 (фиг. 3) имеет форму пластинчатой пружины 25, которая закреплена одним своим концом на ведомой полумуф-.е 2. Вершина пластинчатой пру"..кины 25 в исходном положении прижата к лобовой поверхности 18 собачки 5 и удсрживает ее в сцеплении с зубьями 19 ведомой полумуфты 2.

Сцэпляющий элемент 6 (фиг. 4) выполнен в виде толкателя 26, подпружиненного в радиальном направлении пружиной 27 сжатия. Толкатель 26 устаноя лен во втулке 28, которая вставлена в шарш.р 29, подпружиненный с двух сторон пружинами 30. Все детали сцепляющего элемента рàñïîëîæåíû во вкладыше

31, установлеш ом на резьбе в ведомой по умуфтс

5 826122

Муфта работает следующим образом.

При запуске начинает вращаться ступица 3, которая своими кулачками 7 захватывает кольцо 4. В процессе сцепления сжимаются пружины 10 до тех

5 пор,пока кулачки 7 нвдостигают вырезов

8, и только после этого возможна полная передача вращения. Собачки 5 вводятся в зацепление с храповыми зубьями 19 при помощи сцепных элементов 6. 1О

При зацеплении собачек 5 с ведомой полумуфтой 2 возможны тангенциальные сдвиги защелок 12 или поворот толкателей 26, или упругая деформация пластинчатых пружин 15 до тех цор, tS пока лобовые поверхности 18 собачек

5 не достигают зубьев 19. Если центр тяжести собачек расположен со стороны

;«х ".îáîâûõ поверхностей 18, то во время запуска собачки удерживаются в эацепленном положении с зубьями центробежными силами.

Г1осле запуска собачки 5 возвращают ся в первоначальное положение. Сцепляющие элементы 6, расположенные в ведоÄ5 мой полумуфте 2, выходят из зацепления с собачками и перемещаются до упора под действием центробежных сил. B результате этого обеспечивается свободный ход муфты. Если центр тяжести собачек

5 расположен на хвостовике 14, то после запуска происходит немедленное разъединение собачек 5 и зубьев 19 ведомой полумуфты 2, что способствует уменьшению их износа.

Безударное сцепление и равномерность вращения достигается за счет амортизирующего действия пружин и принудительного зацепления собачек 5 с зубьями 19 посредством сцепнь«х элементов 6.

Фор мула изобретения я с я тем, что, с целью обеспечения безударного сцепления и равномерной передачи вращения, она снабжена сцепляющими элементами, смонтированными на ведомой полумуфтв, собачки расположеыы на ведущей полумуфте, а храповое колесо — ыа ведомой полумуфте, при этом расстояние от вершин сцепляющих элемвытов до центра муфты меньше расстояния от вершин муфты до ыаружнь«х контуров хвостовиков собачек, центр тяжести которых расположен на хвостовиках.

2. Муфта по г. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что сцепляющий элемент выполнен в виде защелки, снабженной параллельными направляюшями и подпружиненной в таыгенциальном и радиальном направлениях к хвостовику собачки.

3. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я твм, что сцепляюший элемент выполнен в виде установленного на оси с возможностью поворота толкателп, подпружиненного в радиальном направлении.

4. Муфта по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я твм, что сцепляющий элемент выполнен в виде пластинчатой пружины.

5. Муфта по пп. 1-4, о т л и ч а юш а я с я твм, что ведущая полумуфта выполнена составной, содержащей ступицу с кулачками и кольцо с вырезами для размещения кулачков, при этом собачки установлены на кольце и подпружинены относительно него

6. Муфта по дп. 1-5, о т л и ч а юш а я с я тем, что она снабжена расгголоженным в ведомой полумуфте и контактирующим с хвостовиком собачки упругим элементом с двумя опорами, выпол ненным в виде болта.

7. Муфта по пп. 1-6, о т л и ч аю щ а я с я тем, что собачки выполнены с пазом, расположенным со стороны зуба.

1. Муфта свободного хода, содержащая 45 ведущую и ведомую полумуфты, храповое колесо с зубьями на внутренней поверхности, контактирующее с подпружиненными собачками, о т л и ч а ю щ аИсточи««ки информации, принятые. во внимаыие при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР

% 178626, кл. Р 163 4-5/00, 1966.

2. Патент Англии М 1.135.818, кл. & 2, 1967 (прототип).

826 122

Рие. 3

29

28

51

Рог. 9

БНИИПИ Заказ 2548/65 Тираж 1006 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проеггная, 4

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх