Шарнирная муфта

 

-тт-т1

:p

1 (72) Автор изобретения

М. М. Добрынин г .1,:

Новолипецкий ордена Ленина металлургически завод

--:. (7т) Заявитель (54) ШАРНИРНАЯ МУФТА

Изобретение относится к устройствам, следующим пля передачи крутяше о момента между валами. имеющими угловое смешение осей, которое в процессе вращения муфты может меняться.

Известны малогабаритные шарнирные

5 муфты, у которых ступицы полумуфт, насаживаемые на концы соединяемых валов, оканчиваются вилками. Вилки соединяются между собой с помощью крестовины, 10 пальца, двух втулок и стержня (1).

Известна также шарнирная муфта, содержащая две вилки>соединенные между собой крестовиной P2).

Недостатком данного шарнира являет»

3$ ся наличие и нем большого копйчества деталей и сопрягаемых поверхностей и, так как возможность сборки шарнира определяет наличие гарантированных зазоров между поверхностями сопрягаемых деталей, то в собранном шарнире эти зазоры достигают существенной величины, что ведет к ускорению износа сопрягаемык . деталей шарнира.

Цель изобретения - уменьшение количества и номенклатуры деталей, а следовательно, и сопрягаемык поверхностей. шарнира муфты, уменьшение гарантированных зазоров в собранной муфте, увеличение срока службы муфты.

Эта цель достигается тем, что у муфты, состоящей нз двух одинаковык вилок, соединенных между собой, каждая вилка выполнена в виде лопатки, поверхность которой, сопрягаемая с крестовиной, выполнена, в свою очередь, в виде цилиндра, а крестовина образована пересечением 4-х цилиндрических поверхностей оси которых взаимно перпендикулярны, при этом цилиндрическая поверхность каждой вилки и кажФ. дая цилиндрическая поверкность крестовины ограничена двумя параллельными между собой и оси цилиндра плоскостями,причем на цилиндрических поверхностях вилок и крестовины выполнены соответственно кольцевые проточки и кольцевые выступы.

85527

На фиг. 1 схематично показана предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вилка, общий вид; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг.3; на фиг. 5 - крестовина, общий вид; на фиг. 6 — вид С на фиг. 5.

Вилки 1 и 2 шарнирной муфты представляют собой лопатку, образованную поверхностью цилиндра и двумя плоскостями паI раллельпыми между собой и оси цилиндра, 10 и которые заканчиваются радиусами сопряжением с плоскостями, перпендикулярными им и ограничивающими величину лопатки вдоль оси цилиндра. Лопатка вилки имеет зев Б, образованный пазом и цилиндри- . 15 ческой расточкой, ocr которой перпенди° кулярна плоскости лопатки. Цилиндрическая расточка выполнена .с кольцевой канавкой 3, расположенной симметрично оси лопатки» 20

Крестовина 4 образована пересечением цилиндрических поверкностей, оси которых расположены перпендикулярно gpyr другу, и двумя плоскостями, лежащими параллельно плоскости, образованной осями ци- 25 линдрических поверкностей. На цилиндрических поверхностях имеются кольцевые выступы 5, расположенные симметрично оси крестовины. Толщина крестовины между образующими его параллельными плос- М костями меньше зева лопатки вилки. Глубина паза и величина лопатки определяются расстоянием от оси цилиндрической расточки до дна паза, большим половины диаметра цилиндра, образующего наружную поверхность вилки, для возможности сборки муфты. Кольцевые выступы 5 на цилиндрических поверхностях крестовины и соответствующие им кольцевые канавки 3 в цилиндрической расточке зева В вилок 40 служат для предотвращения выпадения крестовины из цилиндрической расточки

:вдоль ее оси.

Шарнирная муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей вилки 1 крутящий момеHT передается через крестовину

4 ведомой вилке 2. Угловое смешение валов одной и перпендикулярной ей плоскостях компенсируется за счет поворота вилок вокруг осей цилиндрическик расточек относительно цилиндрических поверхностей крестовины.

Использование изобретения в механизма x., преимущественно малогабаритных, позволит сократить трудовые затраты на изготовление, сборку и эксплуатацию шарнирных муфт. Кроме того, уменьшение гарантированных зазоров в собранной муфте позволит увеличить срок ее службы.

Формула изобретения

Шарнирная муфта, содержащая две вилки, шарнирно соединенные между собой при помощи крестовины, о т л и ч а ю ш ая с я тем, что, с целью увеличения срока службы путем уменьшения деталей муфты, каждая вилка выполнена в виде лопатки, поверхность которой, сопрягаемая с крестовиной, выполнена, в свою очередь, в виде цилиндра, а крестовина образована пересечением 4-х цилиндрических поверкностей, оси которых взаимно перпендику« лярны, при этом цилиндрическая поверхность каждой вилки и каждая цилиндрическая поверхность крестовины ограничена двумя параллельными между собой и оси цилиндра плоскостями, причем на цилиндрических поверхностях вилок и крестовины выполнены соответственно кольцевые проточки и кольцевые вьп:тупы.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. ГОСТ 5149-69.

2. Поляков В. С. и др. Справочник по муфтам. Машиностроение", 1979, с. 41 (прототип) .

Шарнирная муфта Шарнирная муфта Шарнирная муфта Шарнирная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к прокатному оборудованию и может использоваться для передачи крутящего момента в станах с высокими динамическими нагрузками

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трансмиссиям сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов силовых передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирам трансмиссий сельскохозяйственной техники
Наверх