Соединение деталей типа вал-втулка

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Сов етсник

Социапмстичесник республик

<и,. 868) 61 (61) Дополнительное к авт. свил-ву

° (И)М. Кл. (22) 3 явлено 25.03 . 80 (21) 2874853/25-27 !. с присоелммеимем заявки М

F 16 0 1/08

F 16 В 3/00

1ооудоротееиный комитет

СССР. по делам иаобретеинй к открытий (28) Приоритет

Опубликовано 30.09.81. Бюллетень М 36 (53) УДК 621 229. .314(088.8) Дата опубликования описания 02. 10.81 с

«1

/ (72) Автор изобретеиия!

1

3, l Ю с . f

В. Е. Ляшенко

Ворошиловградский тепловоэостроительный эавЬд им. Октябрьской Революции (Производственное объединеиие тепловоэостроения) (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ -ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для крепления и осевой фиксации различных деталей, например шкивов, эубчатьгх колес, муфт, рычагов, 5 и т.п. на концах валов.

Известно шпоночное соединение деталей типа вал-втулка с помощью пары продольных шпонок, установленных s диаметрально противоположных пазах вала и совмещенных с ниии пазах втулки; взаимодействующими своими наружными гранями со сферическими концами винтов, ввернутых во втулку, причем грани шпонок выполнены клиновыми с уклонаии,направленными в противоположные стороны 1.11 .

Недостатком этого шпоночного соединения является усиленный износ сферических концов стопорных винтов вследствие точечного контакта стопорящихся элементов, а значит и появляющаяся отсюда ненапежность осевого фиксирования втулки на валу. Кроме того, йредставляет также неудоьство переустановка втулки вдоль оси вала, так как стопорящие винты расположены с диаметрально противоположных сторон вала.

Наиболее близким к предлагаемому является соединение-деталей типа вал-втулка с помощью соединительной пластины, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольньпс диаметрально противоположных пазах втулки 21.

Однако ro соединение ненадежно в работе, так как втулка может гойти с вала под воздействием возмущающихся сил. Кроме того, детали этого соединения необходимо обрабатывать достаточно точно, а в процессе эксплуатации невозможно регулировать.

Цель изобретения — повышение надежности соединения и у тобстяа в эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что соединение детй тей пластины, размещенной в сквоэнои продольном пазу

8681

Формула изобретения,вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены,в торце ва" ла с возможностью взаимодействия с

S соединительной пластиной, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке вы-,. полнены параллельно наклонными, а со-. единительная пластина — с овальным отверстием под ось и эксцентричными 10 относительно оси участками, при этом соединительная пластина установлена на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки.

На фиг. 1 показано предлагаемое

15 соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Соединение деталей содержит вал 1, соединительную пластину 2, ось 3, втулку 4 и винты 5.

Вал 1 имеет сквозной продольный

20 паз a, по ширине равный ширине соедиьп тельной пластины, выполненной с эксцентричными участками б и установленный своим овальным отверстием В с зазором в вертикальной плоскости на

25 оси 3, укрепленной на валу перпендикулярно боковым стенкам паза. Максимальный размер g соединительной пластины 2 должен быть больше линейного размера 8 по нормали к наклонным поверхностях шпоночных пазов t втулки 4.

Этому же условию дблжен подчиняться и размер h овального отверстия соеди ннтельной пластины IIo отношению к диа метру оси 3. ..35

Такое исполнение соединения обеспечивает ему плавающий зажим втулки 4 йа валу 1.

Втулка 4, надетая на вал 1 имеет два диаметрально расположенных шпо-,40 ночных паза 1 с уклонами с6 контактиру. ющих с соответствующими боковыми эксцентричными поверхностями соединитель. ной пластины. Винты 5, установленные в резьбовых отверстиях на торце вала 45 по обе стороны от его оси в области ,сквозного паза, служат для поворота соединительной пластины в ту или иную сторону и стопорения ее после заклинивания. S0 . Соединение деталей работает следую. щим образом.

Втулку 4 устанавливают в нужном положении на валу 1 так, чтобы баков и эксцентричные поверхности соедини55 тельной пластины вошли в соответствующие шпоночные пазы втулки 4. Затем ввертыванием нижнего винта 5 повора"

61 4 чивают соединительную пластину по часовой стрелке до тех пор, пока она, одновременно вращаясь вокруг оси, передвигаясь в пазу вала в вертикальной плоскости и взаимодействуя своими эксцентричными противоположнымн поверх" костями с соответствующими наклонными поверхностями обоих шпоночных пазов втулки, не заклинивается. После этого верхним винтом 5 дополнительно фикси1 руют получившееся соединение.

Таким образом, соединительная пластина, обеспечивая линейный контакт стопорящихся деталей, удерживает в ( осевом направлении втулку на.валу и ,одновременно передает крутящий момент.

При необходимости снять втулку с вала или переустановить ее вдоль продольной оси последнего вывертывают нижний и ввертывают верхний. винты до тех пор, пок соединительная пластина, вращаясь на оси против часовой стрелки, не обеспечит возможность беспрепятственного передвижения или сьема с вала втулки, Соединение деталей повышает надежность соединения с. прягаемых деталей и и создает удобства в эксплуатации для правильной установки и при частой переустановке различных деталей на валу.

Особенно эффективно предлагаемое соединение деталей работает в клиноременных передачах при установке шкивов и в консольных конических зубчатых передачах, где, как известно, ошибка в изготовлении длин образующих конусов ведет к неправильном за. цеплению M преждевременному износу зубьев.

Соединение деталей типа вал-втулка с помщью соединительной пластины, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, . о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соедине" ния и удобства эксплуатации, оно снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены в торце вала с воэможностью взаимодействия с соединительной пластино!, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке выполнены параллельно наклонными, а соединительная пластина — с овальным отверстием иод ось и эксцентричными относительно оси участками, прн этом соединительная пластина установлена на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки.

Источники информации, принятые во внимание прИ экспертизе

868 l 6! 4

I. Авторское свидетельатаа,СССР

М 562682, кл. F )6 0 !/08, )974.

2. Патент США У 2332271 ° кл. 287-52.02, l943 (прототип).

В6В)6) Составитель И. Проконичев

Редактор М. Ткач ТехредС Ингтноаа Корректор В,Бртята

Заказ В278/4! Тирвк )009 Подписное

В)1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

)1035 Москва Ж-35 Рауаская наб,> д. 4/5

Фнпиял ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Соединение деталей типа вал-втулка Соединение деталей типа вал-втулка Соединение деталей типа вал-втулка Соединение деталей типа вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к замку для фиксирования соединительной муфты на валу отбора мощности или приводной цапфы, в частности, трактора, содержащему запорный блокирующий элемент, установленный в первое отверстие соединительной муфты с возможностью взаимодействия этой блокирующей поверхности с его кольцевой канавкой на поверхности вала, выполненного со шлицевым венцом и установленного во второе отверстие соединительной муфты, выполненное перпендикулярно продольной оси первого отверстия с (корреспондирующимся шлицевым профилем (патент США 4645368, B 25 G 3/00, 1987)

Изобретение относится к машиностроению, вакуумной технике и может быть использовано для герметичного соединения цилиндрических деталей, а именно, металлических деталей с керамическими в вакуумных магистралях, а также магистралях с избыточным давлением

Изобретение относится к передаточному механизму для передачи крутящего момента и приведения в действие вспомогательных устройств, в том числе с использованием гибкого вращающегося вала

Изобретение относится к системе механического и электрического соединения между концами двух по существу коаксиальных валов, к оборудованию электролизера для электролизного производства алюминия и к устройству пробивания и измерения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шлицевым валам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении, например, для наращивания валов токарных автоматов и в других областях, где требуется соосное соединение валов или других деталей с передачей крутящего момента между ними

Изобретение относится к конструкции для монтажа диска генератора импульсов (Р) на торцевую поверхности вращающейся стенки (9), состоящей из плеча кривошипа (3) и противовеса (4) коленчатого вала (С) двигателя внутреннего сгорания
Наверх