Центробежно-фрикционная муфта

 

ОП ИСАНИЕ»881423

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 28.03.79 (21) 2755788/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M К, з

F l6 Г) 43/18

Государствеилый комитет (53) УДК 621,825.

7. (088.81

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 25.11.81

flo делам изобретений и открытий (72) Авторы изобре ген и я

Н. И. Бондарь и В. М. Мороз (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНО-ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машинострое- нию и может быть использовано в качестве пусковой муфты для облегчения разгона машин двигателями с малыми пусковыми моментами (асинхронные электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания) и получения плавной характеристики пускового режима.

Известна центробежно-фрикционная колодочная муфта со свободными дополнительными грузами, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, причем ведущая полумуфта со спиралевидными окнами и свободно перемещающимися цилиндрическими гру.зами расположена внутри ведомой полумуфты 111.

Недостатком известной центробежнофрикционной муфты является то, что в результате свободно перемешающихся грузов колодки муфты вырабатываются неравномерно, что значительно снижает долговечность. Кроме этого, спиралевидные окна и свободно перемещающиеся в них цилиндри ческие грузы усложняют конструкцию.

Известна также центробежно-фрикцион ная муфта, содержащая ведущую н ведо мую полумуфты и размещенное между ними разрезное кольцо (2).

Недостатком данной муфты является то, что муфта аналогичной конструкции не может использоваться в качестве пусковой, так как не дает плавной характеристики пускового режима. В муфте не автоматизирован процесс разжатия внутреннего разрезного кольца.

Для возврата кольца в первоначальное . положение необходимо иметь специальный механизм возврата.

При использовании внутреннего разрезного кольца имеет место неравномерная деформация, так как силы сцепления распределяются нера вномерно, что способствует черезмерному локальному из1$ носу трущихся поверхностей.

Цель изобретения — повышение надежности, долговечности и упрощение конструкции..

Посгавленная цель достигается тем, что центробежно-фрикционная муфта, содержащая ведущую и, ведомую полумуфты и размещенное между ними разрезное кольцо, снабжена клиновидным сухарем с углом

881423

Формула изобретения з

i-,аклона боковых рабочих поверхностей, превышающим угол трения, в ведущей полумуфте выполнен Т-образный паз„в котором установлен клиновидный сухарь, разрезное кольцо выполнено с углублением и выступом на диаметрально противоположной от разреза части кольца, а сопряженные с клиновидным сухарем поверхности кольца выполнены под углом, соответствующим углу наклона боковых рабочих поверхностей сухаря, при этом выступ разрезного кольца закреплен в ведущей полумуфте.

На фиг. 1 показана центробежно-фрикционная муфта, общий вид; нг фиг. 2 разрез А — A на фиг. 1 (зазор между кольцом и корпусом показан в увеличенном масштабе); на фиг. 3 — - разрез Б — Б на фиг. !.

Центробежно-фрикционная муфта содержит ведущую полумуфту 1, имеющую Т-образный паз, в котором свободно размещен клиновидный сухарь 2, установленную на подшипниках 3 и 4 в ведомой полумуфте 5, жестко соединенной с корпусом 6. На корпусе укреплена крышка 7. Разрезное кольцо 8 соединено с ведущей полумуфтой при помощи своего выступа 9, расположенного в углублении этой полумуфты.

Центробежно-фрикционная муфта работает следующим образом.

От ведущего вала крутящий момент передается ведущей полумуфте 1, при достижении которой определенной частоты вращения клиновидный сухарь 2 под воздействием центробежной силы удаляется от центра, разжимая упругий элемент 8 до соприкосновения с корпусом 6. Этим обеспечивается передача крутягцего момента корпусу 6 и жестко связанной с ним полумуфте 5.

При уменьшении частоты вращении до некоторого определенного значения сухарь

2 возвращается под воздействием сил упругости элемента 8 в направлении центра, к первоначальному положению. Для обеспе4 чения возврата сухаря 2 предусмотрен наклон рабочих, боковых поверхностей сухаря., При этом угол наклона превышает угол трения. Этим исключается необходимость в до-. полнительных устройствах для возврата су5 ха :, !пружины и т. д.).

Муфта служит для автоматического соед.. —;ения валов при достижении ведущим валом заданной частоты вращения.

Предложенная центробежно-фрикционная муфта надежна и долговечна в эксплуатации, проста в изготовлении.

Центробежно-фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и размещенное между ними разрезное кольцо, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, долговечности и упрощения конструкции, она снабжена клиновидным сухарем с углом наклона боковых рабочих поверхностей, превышающим угол трения, в ведущей полумуфте выполнен Т-образный пауз, в котором установлен клиновидный сухарь, разрезное кольцо выполнено с углублением и выступом иа диаметрально противоположной от разреза части кольца, а сопряженные с клиновидным сухарем поверхности кольца выполнены под углом, соответствующим углу наклона боковых рабочих поверхностей сухаря, при этом выступ раззв резного кольца закреплен в ведущей полум уфте.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков В. М. и др. Выбор размеров муфты со свободными грузами и определение момента ее включения.-«Вестник машиностроения», М., 1977, № 4, с. 10.

2. Иванов Е. А, Муфты приводов. М., «Металлургия», 1959, с. 215. Я

88I423

А-A иг.2

Составитель С. Самусов

Редактор О. Персиянцева Техред А, Бойкас: Корректор Г. Казарова

Заказ 99 I 5/57 Тираж 009 . Подяисное

ВНИИПИ Государственного комйтета СССР по дела м изобретений и открытий

l l3035, Москва, Ж вЂ”.35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежно-фрикционная муфта Центробежно-фрикционная муфта Центробежно-фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх