Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТРРСКОМУ Св ТИЛЬСТВУ (uI891143 (61) Дополнительное к ает. сеид-еу (22) Заявлено 181279 (21) 2877365/23-04 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (5i) М, Кл.

В 01 J 23/76

С 07. С 4/20

Государстасиный комитет

СССР яо делам нзобрстеннй н открытий

Опубликовано 2312.81. Бюллетень М 47

Дата опубликования описания 231281 (53) УДК 66.097. 3 (088. 8) (72) Авторы изобретения

П. Насыров, Г.Ш. Талипов, 3. С.Хамдамова, С.И.Искандаров и М.A.Порублев

Среднеазиатский научно-исследов ательски и нс ЙИут)." нефтеперерабатывающей промышленно (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ IIAPOBOH КОНВЕРСИИ БЕНЗИНОВ

ПРЯМОЙ ГОНКИ

Изобретение относится к производству катализаторов для паровой конверсии жидких углеводородов.

Известен катализатор для паровой конверсии легкого бензина, содержащий, вес. %: окись никеля 24,0; окись натрия 3,5; окись кальция 11, 3>окись магния 19,1 окись алюминия 22,9; двуокись кремния 12,6 и окись железа 7,2 (1).

20 Цель изобретения — увеличение стабильной активности и уменьшение углеотложения на >катализаторе.

Указанная цель достигается применением катализатора для паровой кон25 версии бензинов прямой гонки, содержащего окиси никеля, магния, кальция и алюминия в следующем соотношении, вес. %:

Окись никеля 5-10

ЗО . Окись кальция 0,47-0,9

Катализатор в процессе риформинга при 775 С, давлении 20 бар и атомном соотношении водяной пар : углеводород = 3: 1 характеризуется отсутствием коксообраэования и выходом газа (161 м /ч), состоящего преимущественно иэ водорода.

Однако переход на бензин прямой гонки приводит к эауглероживанию катализатора и потере его активности.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки (2), содержащий окиси никеля, магния, кальция и алюминия в следующем соотношении, вес. %:

Окись никеля 12-15

Окись кальция 1-4

Окись магния 1-3

Окись алюминия Оста ьное

Хотя известный каталиэатор и обладает первоначальной высокой активностью в процессе конверсии бензина, однако он нестабилен, быстро теряет активность после 2-3 ч работы; а степень конверсии через 8 ч работы составляет 79 %. Кроме того, катализатор эауглероживается в процессе работы: через 35 ч количество отложившегося кокса составляет 9,8 % при

500-600оС, давлении 30 атм, объемной скорости по бензину 2 ч " и соотно l5 шенин пар : бензин 3 : 1. Носитель катализатора обладает небольшой удельной поверхностью — 2, 5 м /г и водопоглощением - 24,5 %.

891143

Окись магния 9 0-18,5

Окись алюминия Остальное

Предлагаемый катализатор обладает стабильной активностью, в течение

50 ч степень коннерсии бензина не снижается и состанляет 100 %, углеотложение на катализаторе снижается до

0,24-0,55 %, а удельная поверхность

1 увеличивается до 4,5-8,0 м /г.

Пример 1. Для приготовления бб,б кг катализатора состава, вес. Ъ: N 10 10; ИдО 9; СаО 0,9;

А1 09 80 1 берут 53 5 кг размолотого глинозема марки. IA-85 или Г-ОО, б кг окиси магния, 3 кг древесной муки марки 560. Все три компонента смешивают в смесителе в сухом виде в течение 15.мин, после чего добавляют

23 л раствора азотнокислого кальция, приготовляемого путем растворения

2,5 кг азотнокислого кальция

ГСа(N03)1 4Н О в 25%-ном растворе азотной кислоты. Все содержимое в смесителе замешивают в течение .45

60 мин. Готовое тесто с потерями при прокалинании — 31,5% ППП формуют на автоматическом шнеке в цилиндрики диаметром и высотой 16 мм. Носитель подвергают вялению в течение 48 ч, затем загружают в прокалочный бун— кер, где прокаливают непрерывно. Максимальная температурная эона 1380 С.

По мере разгрузки носитель попадает в зону все более высоких температур.

Процесс прокалки, включая охлаждение до 100 С заканчивается в течение

18-20 ч.

Носитель имеет следующий состав, вес. Ъ: MgO 10; СаО 1; А110 — остельное и физико-химические характеристики:

Насыпной вес, кг/л 1,0-1,2

Механическая прочность на раздавливание с торца гранулы, кг/см 200-220

Водопоглощение, % 28,3

Удельная поверхность, м /г 4,5

Носитель пропитывают водным раствором азотнокислого никеля, приготавлинаемым путем растворения 25,7 r шестиводного азотнокислого никеля н

20 л дистиллированной воды. Прокалив ают при температуре 450 С, охлаждают, вновь пропитывают оставшимся раствором, сушат и прокаливают. После трехкратной пропитки Носитель поглощает азотнокислый никель и расчете

10 В вес. и 10 от веса носителя.

Катализатор проработал стабильно в течение 50 ч, углеотложение

0,24%.

Пример 2. Катализатор готовят аналогично примеру 1, только для приготовления носителя берут

49,75 кг глинозема, 9 кг окиси магния, 3 кг древесной муки и 1,25 кг азотнокислого кальция.

Получают носитель с составом, вес. Ъ: ИдО 15; СаО 0,5; А110 Э— остальное и следующими физико-химическими характеристиками

Насыпной вес, кг/л 1,0-1,2

Механическая прочность на раздавливание с торца гранулы, кг/см1 150-170

Водопоглощение, % 29,5

Удельная поверхность, м /r 5,8

Обработку носителя проводят аналогично примеру 1, только для пропитки берут 12,9 кг аэотнокислого кальция.

15.

Получают катализ атор следующего состава, вес. В: и 10 5; ИдО 14,25;

-CaO 0,47; А1 0э 80,28.

Катализатор проработал стабильно

20 (степень конверсии бензина - 100 %) в течение 40 ч, углеотложение

0,40 Ъ.

Пример 3. Катализатор готовят аналогично примеру 1, только для приготовления носителя берут

46,15 кг глинозема, 12 кг окиси магния, 3 кг дренесной муки марки 400 и 1,85 кг азотнокислого кальция.

Получают носитель с составом, веС.

В: ИдО 20; СаО 0,75; А120 3 — остальное и следующими физико-химическими характеристиками:

Насыпной вес, кг/л 1,0-1,1

Механическая проч35 ность на раздав—

6 ливание с торца гранулы, кг/см

Водопоглощение, Ъ

Удельная поверхность, м /r 8,0

40 Обработку носителя проводят аналогично примеру 1, только берут

19,35 кг аэотнокислого никеля.

130-150

Получают кат али э атор следующего состава, вес. %: N10 7,5; MgO 18,5;

СаО 0,7; А1 О 73,3, Катализатор проработал стабильно (степень конверсии бензина — 100 11) в течение 45 ч, углеотложение

g0- 0,55 %.

Сравнительные испытания известных и предл агаемых катализ аторов пронодили при 500-600 С (500 С на входе и о 0

600 С на выходе из слоя катализатора) объемной скорости по бензину 2 ч-", давлении 30 атм и объемном соотношении пар : бензин 3:1.

Результаты испытаний конверсии бензина прямой гонки (65-190 С) содержащего общую серу 0,5 ррм, предЬО ставлены таблицей.

После 2 ч работы на известном катализаторе степень конверсии бензина стала снижаться, и уже через 8 ч количество бензина в паровом конден65 сате составило 21 3 от пропущенного.

891143

Вследствие значительного углеотложения он разрушался при выгрузке катализатора через 35 ч работы. для катализатора 46-1 по примеру

1 степень конверсии бензина стала снижаться после 15 ч работы, когда в паровом конденсате появились следы бензина и количество отложившегося кокса после 20 ч работы составило

0,95 Ъ.

Предлагаемый катализатор стабильно работал в течение 50 ч.испытаний при незначительном углеобраэовании.

Катализатор при выгрузке не разрушалу ся. Структурный и химический состав не изменился. Полученные образцы предлагаемых катализаторов имеют следующую характеристику:

Насыпной вес, кг/л . 1,0-1,2

Механическая прочность на раздавливание с торца гранулы, кг/см 130-220

Водопоглощение, Ъ 28,3-31,0

Удельная поверхность, мг/г

4,5-8,0 и о о 4

III Э н д с >

И III х1Ф хои

Ц о о ох

01

С ) с4

1 ! — - — Л

Ю (Ч

СЧ

Ю ()

ЧЧ сО

Ю (Ч о

4 о х н и

Э

IXI

\ О

Р) 1О с Р

M х ф н и о

v с

Ц Ф Я оцло

Ц III они ахo анхо (( х

nj н о о и

X <Ю

Х % III х ф ф с

Ц Д ф еххх аохх

Ох о!! о

Й

Я

1: и

Д

III ио э а

m o

m н ф

Я х

Л) н н ф и х х а

0 х

tk ф х

Ц

Р\

П! а

1

I ! !

I !

I ! !

I ! с х х и а

03 х о

Х

Ф х

Э

И

III н

m o

891143 Ф 3 LA

СО (Ч О ъ . с

Е Ю Ю т О \

% М

% Ч Ф 3

Ю Ю

СО tA (Ч

Ql

Ю с

В Ю (О (7I

О

al O In

Л О

Ю Ю а

Ю Ю Ю

%!%4%! а Ф н

Х I а ю о йй н и х

1- и и о о и и о

3

1 о х н о л

Р1 о о

Ц и а х е а о х

Х х

1 х х х о х

Х о

Е х б х х а х х.

ы х д х

fII

Z х ы х

4 A о o u o х х:х

Й о о о

891143

Формула изобретения

Сост авит ель Т. Белослюдова

Редактор Л. Гратилло Техред Л.Пекарь

Корректор М. Демчик

Заказ 11073/8 Тираж 570

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кат ализ атор для паровой конверсии бензинов прямой гонки, содержащий окиси никеля, магния, кальция,и алюминия, отличающийся тем, что, с целью увеличения стабильной активности и уменьшения углеотложения на катализаторе, он содержит компоненты в следующем соотношении, вес.

Окись никеля 5 - 10

Окись кальция 0,47 — 0,9

Окись магния 9,0 — 18,5

Окись алюминия Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе

1. Патент Франции Р 1433595, кл. С 10 g, В 01 3, опублик. 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

9 223063, кл. В 01 7 21/04, 1965 (прототип).

Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки Катализатор для паровой конверсии бензинов прямой гонки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству углерода, предпочтительно нитевидного, и водорода из углеводородов

Изобретение относится к материалам для осуществления каталитических процессов и может быть использовано в химической, нефтехимической, легкой промышленности, в частности для очистки сточных вод и газовых выбросов от сульфидов

Изобретение относится к составам катализаторов, предназначенных для окисления молекулярного азота его кислородными соединениями
Наверх