Манипулятор

 

Союз Советсних

Социалистичесних

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i 891425 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.04.80 (21) 2917152/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл з

В 25 J 1/02

Гасударственные комитет (53) УДК 62-229..72 (088.8) Опубликовано 23.12.81. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 23.12.81 ло делам изовретений и открытий

3 г.

/ (72) Автор изобретения

В. А. Горчаков

Московское ордена Ленина и ордена Трудового-Красного Знам высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана = " (7I) Заявитель (54) МАНИПУЛЯТОР

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в работах и робототехнических системах.

Известен манипулятор, содержащий основание, механическую руку с шарнирно сочлененными звеньями и дифференциалами (1) .

Недостатком известного устройства является небольшая грузоподъемность из-за высокой инерционности двигателей, установленных на подвижных элементах руки.

Цель изобретения — увеличение грузо10 подъемности.

Эта цель достигается благодаря тому, что манипулятор снабжен дополнительными коническими передачами, волновыми переда чами, управляющими двигателями и приводным двигателем, причем одно солнечное колесо дифференциала каждого предыдуще го звена через сателлит и водило кинематически связано с солнечным колесом дифференциала каждого последующего звена, второе солнечное колесо дифференциала кинематически связано с дополнительной конической передачей этого шарнира, гибкие колеса волновых передач находятся в зацеплении с колесами дополнительной конической передачи, управляющие двигатели встроены в шарниры и их валы кинематически связаны с генераторами волновых передач, а приводной двигатель установлен в основании манипулятора и его вал кинематически связан с солнечным колесом первого дифференциала, кроме того, сателлит каждого дифференциала выполнен в виде втулки с внутренним и внешним зубчатыми венцами, входящими в зацепление с внутренним и внешним солнечными колесами.

На фиг. 1 изображено устройство шарниров механической руки манипулятора для случая, когда геометрические оси звеньев руки перпендикулярны оси вращения шарнира; на фиг. 2 — то же, для случая, когда геометрические оси звеньев руки совпадают с осью вращения шарнира.

Манипулятор содержит механическую руку со звеньями 1 — 4, причем каждое звено имеет дифференциал.

Дифференциал каждого звена манипулятора состоит из внутреннего солнечного колеса 5, которое входит в зацепление с сателлитом 6, выполненным в виде втулки с наружным и внутренним зубчатыми венцами.

891425

Сателлит сидит на эксцентрике 7 и входит в зацепление с наружным солнечным колесом 8, которое является корпусом дифференциала. Колесо 8 имеет конический зубчатый венец, входящий в зацепление с двумя соосными коническими колесами 9 и 10 5 (фиг. 1), которые имеют внутреннее зацепление с гибкими колесами волновых передач. Стаканы 11 и 12 гибких колес жестко связаны со звеном 2. В стакан 12 встроен управляющий двигатель 13, вал которого соединен с генераторами 14 волн через муфты 15 свободного хода, работающие в противоположных направлениях относительно друг друга.

Коническая шестерня 16, связанная с валом эксцентрика 7, передает вращение че- >р рез коническое колесо 17 и шестерню 18 на соединительный вал 19, который связан с внутренним солнечным колесом 5 дифференциала следующего звена.

Корпус дифференциала колеса 8 жестко соединен с колесом внутреннего зацепления о

20 (фиг. 2) и через конические шестерни 21 передает вращение на колесо-втулку 22.

Шестерни 21 вращаются в обойме 23, неподвижной относительно звена 3. Колеса

20 и 22 входят в зацепление с гибкими ко- g лесами, которые выполнены в виде единого стакана 24, жестко соединенного звеном 4.

Управляющий двигатель 13 имеет полый вал, через который проходит соединительный вал 19. Муфты 15 свободного хода связанные с полым валом двигателя 13, так >0 же работают в противоположных направлениях относительно друг друга.

Силовой блок манипулятора, расположенный в основании, содержит нереверсивный приводной двигатель, вал которого через редуктор и соединительный вал 19 связан с солнечным колесом 5 дифференциала первого звена.

Шарниры манипулятора выполнены в виде отдельных модулей, что позволяет быстро 4в собирать из них механическую руку с люobIM требуемым количеством степеней подвижности.

В каждом дифференциале при вращении внутреннего солнечного колеса 5 сателлит 6 и колесо 8 могут вращаться в ту же сто- 4> рону, при этом сателлит 6 своим наружным зубчатым валом может обкатываться по внутреннему венцу колеса 8, а внутренним венцом — по солнечному колесу 5. Тогда эксцентрик 7 будет вращаться в направлении, противоположном вращению колеса 5.

При работе манипулятора движущий момент от приводного двигателя, расположенного в основании, через соединительные валы 19, солнечные колеса 5, сателлиты 6 и эксцентрики 7 передается на сол- нечные колеса 8 всех дифференциалов механической руки. С колес 8 момент передается на конические колеса 9 и 10 (фиг. 1).

При отсутствии сигнала на управляющем двигателе 13 вал его будет неподвижен, при этом будут неподвижны генераторы 14 волн, а следовательно, и колеса 9 и 10, т. е. звено 2 будет неподвижно относительно звена 1.

При передаче сигнала определенной полярности на управляющий двигатель 13 вал

его начнет вращаться в требуемой направлении, при котором сработает одна из муфт

15 свободного хода, например, находящаяся в стакане 11, генератор 14 волн которого будет вращаться вместе с валом двигателя 13. Генератор 14 волн в стакане 12 будет стоять, так как его муфта 15 не работает в данном направлении вращения вала двигателя 13.

Таким образом под действием движущего момента, передаваемого на колесо 8 от приводного электродвигателя в основании, начнут вращаться в противоположных направлениях конические колеса 9 и 10, при этом колесо 9 будет вращаться и относитель. но стакана 11, в котором работает волнообразователь. Колесо 10 будет жестко связано со стаканом 12, где генератор 14 волн стоит, т. е. звено 2 будет вращаться вместе с колесом 10.

При изменении полярности на управляющем двигателе 13 сработает муфта 15 свободного хода в стакане 12, и его волнообразователь начнет вращаться. В стакане 11 генератор 14 волн будет неподвижен.

Так как движущий момент приводного двигателя в основании не меняет своего направления, то колесо 8 будет вращаться в ту же сторону. Звено 2, жестко связанное через стакан 11 с колесом 9 при этом будет вращаться в направлении, обратном предыдущему случаю. При остановке вала управляющего двигателя 13 произойдет торможение колеса 10 относительно стакана 13, и звено 2 остановится.

Шарнир звеньев 3 и 4 (фиг. 2) работает таким же образом. Движущий момент с колеса 8 передается на колеса 20 и 22.

Вращение звена 4 в ту или другую сторону будет происходить с одним из колес 20 или 22, которое будет жестко связано со стаканом 24, в то время, как другое будет вращаться относительно стакана 24, так как работает волнообразователь этого колеса.

Чтобы не происходило движение звеньев при неработающих управляющих двигателях 13 под действием движущего момента от приводного двигателя или момента нагрузки необходимо, чтобы КПД обратного хода волновых передач был равен нулю, т. е. чтобы при отключении управляющего двигателя 13 происходило самоторможение в волновой передаче под действием момента нагрузки. Для этого следует уменьшать величину угла профиля эвольвентного за891425 цепления гибких и жестких колес, а также увеличивать коэффициент трения в зацеплении. Возможности данного способа ограничены возникновением интерференции зубьев.

При другом способе исключения обратного хода в стакан каждой волновой передачи помещен управляющий двигатель, вал которого через ходовую резьбу связан с диском, имеющим шлицевое соединение с генератором волн. Второй диск внутри волновой передачи неподвижен относительно стакана. Тогда при остановке вала управляющего двигателя первый диск, накручиваясь на него под действием движущего момента, соприкасается со вторым диском и

1О тормозится, вследствие чего останавливает-1$ ся и соответствующее звено. Во время движения скорость звена будет соответствовать скорости вращения вала управляющего двигателя.

При этом достаточно, чтобы мощность каждого управляющего электродвигателя составляла 4 — 5% от мощности, развиваемой приводным двигателем в соответствующем шарнире.

В предлагаемой конструкции манипулятора управление движением звеньев механической руки производится заданием скоростей и направлений вращения валов соответствующих управляющих электродвигателей. Мощность приводного электродвигателя, расположенного в основании манипулятора, идет на преодоление моментов нагрузки и на сообщение звеньям механической руки заданных скоростей.

Использование маломощных управляющих электродвигателей, имеющих малую массу и габариты, снижает вес и инерционность звеньев механической руки, что в

3S сочетании с большой мощностью приводного электродвигателя позволяет существенно увеличить грузоподъемность манипулятора, а также скорости перемещения звеньев его руки.

Формула изобретения

1. Манипулятор, содержащий основание, механическую руку с шарнирно сочлененными звеньями и дифференциалами, отличающийся тем, Что, с целью увеличения грузоподъемности, он снабжен дополнительными коническими передачами, волновыми передачами, управляющими двигателями и приводным двигателем, причем одно солнечное колесо дифференциала каждого предыдущего звена через сателлит и водило кинематически связано с солнечным колесом дифференциала каждого последующего звена, второе солнечное колесо дифференциала кинемати чески связано с дополнительной конической передачей этого шарнира, гибкие колеса волновых передач находятся в зацеплении с колесами дополнительной конической передачи, управляющие двигатели встроены в шарниры и их валы кинематически связаны с генераторами волновых передач, а приводной двигатель установлен в основании манипулятора и его вал кинематически связан с солнечным колесом первого дифференциала.

2. Манипулятор по п. 1, отличающийся тем, что сателлит каждого дифференциала выполнен в виде втулки с внутренним и внешним зубчатыми венцами, входящими в зацепление с внутренними и внешними солнечными колесами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кобринский А. Е. и др. Принципы построения двигательной системы автоматических манипуляторов с программным управлением. «Станки и инструмент», 1976, №4,с. 3 — 9.

891425

Составитель В. Ушаков

Редактор Н. Егорова Техред A. Бойкас Корректор У. Пономаренко

Заказ 11102/22 Тираж 1093 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Манипулятор Манипулятор Манипулятор Манипулятор Манипулятор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно, к исполнительным органам вакуумных манипуляторов

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано в манипуляторах роботизированных комплексов для нанесения различных покрытий на плоские поверхности

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано в конструкции манипуляторов, где требуется вращение деталей по сложным сферическим траекториям

Изобретение относится к робототехнике, точнее к исполнительным органам манипуляторов промышленных роботов, выполненных с использованием гибких элементов

Изобретение относится к области робототехники

Изобретение относится к области электронного машиностроения, а более конкретно - к конструкциям исполнительных органов манипуляторов, предназначенных для работы в экологически чистых средах и в вакууме

Изобретение относится к области электронного машиностроения, а более конкретно - к конструкциям устройств для перемещения и ориентации деталей в экологически чистом производстве изделий электронной техники

Изобретение относится к рабочему оборудованию лесозаготовительных машин и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве при валке, пакетировании и трелевке леса

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к исполнительным устройствам манипуляторов, предназначенным для работы в экологически чистых средах
Наверх