Шариковая предохранительная муфта
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСНОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сомз Советскин
Социалистические
Республик (1924443 (6l ) Дополнительное к авт свид-ву (22)Заявлено 12.10.79 (21) 2829034/25-27 с присоединением заявки №(23) Приоритет (51)М. Кл.
F 16 D 7/06 (еоударстоенный комитет
СССР ло делам изобретений н открытнй .
Опубликовано30.04.82. Бюллетень №16 (53) УД.К 621. 825. . 5 (088. 8) Дата опубликования описания 30 . 04. 82 (72) Автор изобретения
Б. М. Ге вко (71) заявитель (54) ИАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во,всех отраслях народного хозяйства.
Известна предохранительная муфта, содержащая две полумуфты с зубьями на торцах, которые перемещаются на валу и входят в зацепление одна с другой при передачи крутящего момента Г1) .
К недостаткам этой муфты относятся большие динамические нагрузки во вре1О мя перегрузки, низкая долговечность, нестабильность передаваемого момента.
Наиболее близкой к предлагаемой является шариковая предохранительная муфта, содержащая две соосно установленные на валах подпружиненные полумуфты - ведомую и ведущую, соединенные в их торцовых гнездах шариками, демпфирующие элементы и регулировочную,гайку L2), Однако эта муфта сложна по конструкции, недолговечна и ненадежна в эксплуатации.
Цель изобретения - уменьшение динамических нагрузок на привод во время перегрузки.
Поставленная цель достигается тем, что .в шариковой предохраниЪЭ Ъ тельной муфте, содержащей две соосно установленные на валах подпружиненные полумуфты — ведомую и ведущую, соединенные расположенными в их торцовых гнездах шариками, демпфирующие элементы и регулировочную гайку, ведущий вал выполнен ступенчатым, гнезда под шарики на ведущей полумуфте выполнены в виде вытянутых в окружном нае1Равлении лунок с конусной поверхностью в поперечном сечении, при этом демпфирующие элементы установлены между полумуфтами, шарики размещены в глубокой части лунок, пружи" на расположена на ступени вала меньшего диаметра, а ведущая полумуФта установлена на ступени вала большего диаметра с зазором относительно тор924443 ф е Крутящий момент передается с вала
1 на полумуфту 2, при проворачивании полумуфты 2 с шариками 3 последняя
1; отодвинется вправо до соприкосновения с пружиной 9, При этом будет осуществляться перео- дача крутящего момента на полумуфту
6 и вал 1.
При перегрузке и останове вала 7
1î и полумуфты 2 шарики 3 отожмут полуов- муфту 6 вправо, сжав пружину g, и и полумуфта б проворачивается относии. тельно полумуфты 2. При этом образуется удар, усилие которого уменьшается демпфирующими элементами и разрывом цепи между полумуфтой б и пружиной 9, которая имеет ограниченное ты перемещение.
Сила удара в предлагаемой муфте
2О по сравнению с известными уменьшается на 80-753 или может быть сведена до минимума.
Формула изобретения ца пружины, величина которого меньш высоты подъема лунки.
На фиг.1 изображена муфта, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. на фиг. 3 - разрез В-В на фиг.2;
Муфта содержит ведомый вал 1, на котором жестко закреплена ведомая и лумуфта 2, в торцовой части коброй выполнены канавки 2-х размеров (меньшие - для установки металличес ких шариков 3 и большие - для устан ки резиновых шариков 4} .. Все шарик расположены равномерно по окружност
С целью уменьшения ударов при ср бать>вании полумуфт, резиновые шарик выполнены с большим диаметром,; чем металлические 3. Шарики 3 конта тируют с гнездами 5 ведущей.полумуф б, которая установлена на шлицах с возможностью осевого перемещения на валу 7. Гнезда 5 выполнены в виде вытянутой в окружном направлении лунки с подъемом по ходу вращения полумуфты. Между полумуфтами установлено демпфирующее кольцо 8. Кроме того, вместо этого кольца можно уста25 навливать резиновые шарики или другие демпфирующие элементы в свои гнезда, расположенные между металлическими шариками.
Прижим полумуфт 2 и б осуществляется с помощью пружины 9,.которая имеет ограниченное осевое перемещение до буртика вала.
Зазор S между ведущей полумуфтой
6 и пружиной 9 или выступом вала 7, эз образуется при перегрузке муфты, когда она по инерции занимает крайнее положение, изображенное на черте>не.
При этом на удар полумуфты 6 будет влиять сила инерции с одной стороны и усилия демпфера с другой стороны. При этом сила удара сведется до минимума.
При нормальном режиме работы полумуфта 6 проворачивается относительно ведомой полумуфты 2, а шарики 3 прокатываются по наклонному гнезду 5, отодвигают вправо полумуфту 6, кото- О рая входит в контакт с прижимной пружиной 9.
Работа муфты осуществляется следующим образом,.
Шариковая предохранительная муфта, содержащая две соосно установленные на валах подпружиненные полумуфты - ведомую и ведущую, соединенные располо>ненными в их торцовых гнездах шариками, а также демпфирующие элементы и смонтированную на одном из валов регулировочную гайку, отличающаяся тем, что, с- целью уменьшения динамических нагрузок, ведущий вал выполнен ступенчатым, гнезда под шарики на ведущей полумуфте выполнены в виде вытянутых в окружном направлении лунок с конусной поверхностью в поперечном сече- . нии, при этом демпфирующие элементы установлены между полумуфтами, шарики размещены в глубокой части лунок меньшего диаметра, а ведущая полумуфта установлена на ступени вала большего диаметра с зазором относительно торца пружины, величина которого меньше высоты подъема лунки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
У 478140,кл. F 16 0 7/04, 1973 °
2. Авторское свидетельство СССР
N 709866, кл. F 1б >> 7/06, 1978 (прототип) .
924443
Составитель В. Холодкова
Редактор А. Фролова Техред М. Гергель Корректор М. Шароши
Заказ 2786/54 Тираж 981 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4