Устройство для измерения крутящего момента

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советекик

Социалистические

Ресттублмк (п1939975 (61) Доголиительиое к авт. сеид-ву (22) 3 " в "е"о 3 1. 12.80 (2> ) 3229324/18-10 с присоединением заявки М (23) Приоритет (53)M. Кл.

601 L 3/04

9мудюратееввы1 комитет

СССР юю делам взобретеинй и открытий

Опубликовано 30.06.82. бюллетень №24 (53) УДК 531.781 (088.8) Дата опубликования описания 03.07.82 (72) Автор. изобретения

В. В. Соболев (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЦПЯ ИЗМЕРЕНИЯ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к измерительной технике для машиностроения и может быть использовано для измерений крутящего момента, развиваемого машинами и механизмами, в частности динамических измерений предельного момента муфт.

Известно устройство для измерения крутяшего момента, содержащее станину, подшипниковый редуктор с обоймой и полумуфтами, измерительное устройство, установленное шарнирно на основании и выполненное в виде корпуса, в котором расположен плунжер с упругим элементом и регистрирующим прибором, соединенное гибкой связью с обоймой Il) .

Недостатком устройства является значительная сложность конструкции и в случае если от них требуется большая точность измерений.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для измерения кру» тяшего момента, содержащее основание, вал с установленным на нем ведущим фрикционным диском и ведомое фрикционное звено в виде хомута, на котором yc«« тановлен рычаг с грузом (2) .

Недостатком устройства является малая точность динамических измерений

5 крутящего момента, так как угол отклонения рычага с грузом от вертикали, по которому судят об измеряемом моменте, существенно зависит от коэффициента трения, чистоты трущихся поверхностей, усилия затяжки хомута, влажности, температуры и проч.

Е1ель изобретения — повышение точности измерения крутящего момента с одновременным упрощением конструкции устроиства.

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем основание, зал с установленным на нем ведущим фрикционным диском и ведомое

20 фрикционное звено; на котором установлен рычаг с грузом, в качестве ведомого звена применен второй фрикционный диск с валом, на котором выполнена резьба, вал ведомого диска ввернут в гайку, 975

3 939 закрепленную на основании с возможностью регулирования ее положения относительно основания, причем рычаг с грузом расположен горизонтально.

На чертеже изображена конструкция устройства для измерения крутящего момента, изометрическая проекция.

Устройство для измерения крутящего момента содержит вал 1 с ведущим фрикционным диском 2, ведомый фрикционный диск 3 с резьбовым валом 4 и рычагом 5.

Резьбовой вал 4 ввернут в гайку 6, закрепленную на основании 7 с возможностью регулирования ее положения относительно основания. Вал 1 помещен в радиально упорный подшипник 8, а на рычаге 5 укреплен груз 9.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы рычаг 5 с передвижным грузом 9 устанавливается гори» зонтально эа счет регулирования положения гайки 6 относительно основания 7.

Положение груза 9 на рычаге 5 должно быть таким, чтобы момент, создаваемый грузом 9 на резьбовом валу 4, был мень ше момента, подлежащего измерению. При этом резьбовой вал 4, взаимодействуя по резьбе с гайкой 6, прижимает диск 3 к диску 2.

Измеряемый крутящий момент прикла« дывается к валу 1 и передается на ведущий диск 2, который, вращаясь, увлекает прижатый к нему диск 3, преодолевая момент, создаваемый грузом 9. При этом вал 4 начинает вворачиваться в гайку 6. Момент трения, передаваемый от диска 3 к диску 2, резко уменьшаез ся, и последний начинает проскальзывать относительно диска 3. Перемещением груза 9 по рычагу 5 определяют положение, при котором диск 2 е валом 1 перестает вращаться и проскальзывать относительно диска 3. Величина предельного измеряемого момента определяется при этом положение груза как произведение

его веса на расстояние от его центра масс до оси вращения вала 2.

Нетрудно видеть, что в этом случае погрешность измерения определяется величиной моментов трения в радиальноупорном подшипнике 8 и в резьбе. От коэффициента трения в паре диск 2 - диск

3 погрешность измерения практически не зависит, Применением шариковой резьбы

tp н шариковых радиально-упорных подшипников погрешность измерения может быть уменьшена до пренебрежимо малой вели« чины.

Предложенное устройство, обладая 5 весьма простой конструкцией, дает воз можность производить весьма точное измерение крутящих моментов. При этом погрешность измерения в перспективе может быть сведена к весьма малой ве р личине.

Ф ормула иэобре тения

Устройство для измерения крутящего момента, содержащее основание, вал с установленным на нем ведущим фрикционным диском, и ведомое фрикционное звено, на котором установлен рычаг с грузом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения и упрощения конструкции, в качестве ведомого звена применен второй фрикционный диск с валом, на котором выполнена резь- ба, вал ведомого диска ввернут в гайку, 35 закрепленную на основании с возможностью регулирования ее положении относительно основания, причем рычаг с гру» зом расположен горизонтально. ю

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 547654, кл. 601 Ь 3/06, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

hb 59301; кл. GO1 Ь 3/04, 1939

45 (прототип), Составитель В. Пименов

Редактор Е. Лушникова Техред Т.Фанта. Корректор М. Шароши

Заказ 4654/61 Тираж 887 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Moczsa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к бесконтактному измерению величины механического момента, передаваемого вращающимся валом, и может быть использовано для оценки эффективности работы двигателей силовых приводов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вращающихся валов, таких как напряжение, деформация, а также крутящих моментов и мощности на валах

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимися валами различных объектов

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля срабатывания предохранительных муфт в составе приводных контуров машин

Изобретение относится к измерительной технике и применяется для определения параметров вращающегося вала

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента на гребном валу (измерительный элемент, ведущий и ведомый узел) судового двигателя

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность и расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить надежность путем увеличения изгибной жесткости упругого элемента
Наверх