Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства

 

О Л И С А Н И Е < 944973

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлсно 1 0.03.80 (2 ) 2891 241/27-1 1 с присоединением заявки Л (23) Г1 р и ор итс т (51) М. Кл.з

В 62 D 55/30

С 01 М 17/00

Гевударствеиимй комитет

СССР (53) УДК 629.1..032.620.1.08 (088.8) llo делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.07.82. Бюллетень ¹27

Дата опубликования описания 28.07.82 (72) Ав u(> изобретения

О. 11. Водченко

Харьковский ордена Ленина политех 1 им. В. И. Ленина (71) Заявитс. ь (54) УСТРОГ(СТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НАТЯЖЕНИЯ

ГУСЕНИЧНОГО ОБВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству транспортных средств на гусеничном ходу.

Известно устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства, содержащее направляющее колесо, огибаемое гусеницей, прикрепленный к корпусу транспортного средства кривошип, соединенный с чувствительным элементом, реагирующим на величину натяжения гусеницы (1)

Однако указанное устройство не обеспечивает необходимой точности измерений, так как на получаемые данные накладываются другие показатели, что искажает конечные результаты.

Известно также устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства, содержащее направляющее колесо, огибаемое гусеницей, прикрепленный к корпусу транспортного средства кривошип; измерительную штангу с силовым датчиком, связанную одним концом с кривошипом, а другим — с корпусом, и чувствительный элемент (2).

Указанное устройство благодаря наличию штанги с силовым датчиком обеспечивает более высокую точность, однако и эта точность недостаточна.

Цель изобретения — повышение точности измерений.

Цель достигается тем, что чувствительный элемент установлен на крнвошипе, а опорная поверхность чувствительного элемента расположена над ободом направляющего колеса и выполнена дугообразной, причем ее центр кривизны эксцентричен оси направляющего колеса.

При этом опорная поверхность чувствительного элемента снабжена роликами.

Кроме того, кривошип установлен на ступице направляющего колеса на подшипниках.

На чертеже показана схема устройства.

Устройство включает ведущее колесо 1, выполненное с зубьями 2, на венце 3 и диске 4. Колесо 1 находится в зацеплении с цевками 5 гусеницы 6. Чувствительный элемент 7 образован набором роликов 8, закреплен на кривошипе 9, прикрепленном к корпусу 10 посредством ступицы 11 ведущего колеса 1 через подшипник 12 с возможнос944973

3 тью поворота вокруг оси 13. Кривошип 9 также связан через шарнир 14 с измерительной штангой 15, на которой установлен силовой тензодатчик 16, и далее через шарнир

17 — с корпусом 10. Кроме того, кривошип 9 связан с чувствительным элементом 7 посредством упругого элемента 18, например резиновой прокладки и направляющих 19 и 20. При этом опорная поверхность чувствительного элемента 7 образует дугу 21, центр 22 кривизны которой расположен эксцентрично оси 13, а дуга 21 выступает над опорной дуговой поверхностью 23 контакта зубьев 2 с цевками 5 направляющего элемента 1. Оси 24 роликов 8 параллельны оси 13 кривошииа 9.

Устройство работает следующи м образом.

Натянутая гусеница 6, огибая ролики 8 чувствительного элемента 7, создает силу. реакции на осях 24 роликов 8, которая сжимает упругий элемент 18, передающий результирующую силу на кривошип 9. При этом момент силы относительно оси 13 создает в штанге 15 сжимающую силу, величина которой измеряется тензодатчиком 16.

По мере увеличения силы растяжения натянутой гусеницы 6 на наклонном участке, чувствительный элемент 7 приближается к кривошипу 9, сжимая упругий элемент 18.

При этом происходит перемещение дуги 21 и величина ее выступания над дуговой поверхностью 23 уменьшается до тех пор, пока они не совпадут, что и определяет предел чувствительности чувствительного элемента.

Так, например, максимальная величина натяжения гусеничного обвода трактора

T-74-5т, а натяжение на участке, реализующем тяговое усилие,— 100 кг. Следовательно, ири измерении ее с точностью до 100/р погрешность составит 10 кг. При измерении этой величины известными устройствами величина погрешности превышает измеряемую велич и ну.

Предлагаемое устройство может быть установлено и на направляющем колесе гусеничного движителя.

Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства предлагаемой конструкции позволяет повысить точность регулировки натяжения гусеничного обвода, что повышает КПД движителя на 5 — 100/в, а это по предварительным расчетам даст экономический эффект порядка 500 руб в год на одном транспортном средстве.

Формула изобретения

l. Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства, содержащее колесо, огибаемое гусеницей, прикрепленный к корпусу транспортного средства кривошип, измерительную штангу. с силовым датчиком, связанную одним концом с кривошииом, а другим — с корпусом, и чувствительный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений, чувствительный элемент установлен на кривошипе, а опорная поверхность чувствительного элемента расположена над опорной поверхностью колеса и выполнена дугообразной, причем ее центр кривизны эксцентричен оси колеса.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что опорная поверхность чувствительного элемента снабжена роликами.

3. Устройство ио и. 1, отличающееся тем, что кривошип установлен на ступице направляющего колеса на подшипниках.

35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент Великобритании _#_o 1093803, кл. В 7 Н, 1967.

2. Патент ФРГ Хе 1580589, кл. 63 с, 30, 4в 1973 (прототип) .

944973

Составитель Л. Демидов

Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 5235/24 Тираж 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства Устройство для измерения натяжения гусеничного обвода транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх