Зубчатая передача

 

<п 954686

ОП ИСАНИЕ

И306РЕТЕН ИЯ

К АВТО ВСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сотоз Советсиии

Социалистичесмии республик (6! ) Дополнительное к авт. свмд-ву

< (5! )М. Кл.

F 16 Н 55/08 (22) Заявлено 12.12.76 (2! ) 2431934/25-26 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет .

Ркударсткииыб комитет

СССР

10 мввм изаеретеиий и атиритив. Опубликовано 30.08.82. Бюллетень М 32 (53) УДК621.

833 (О 88.8) 3ата опубликования описания 30.08.82 (72) Авторы изобретения

Г. А. Журавлев, З..М. Чнлевич и Д. К.

Ростовский ордена Трудового Красного 3 государственный универститет. (7!) Заявитель (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузочной способности.

Известны зубчатые передачи с эволь5 вентным профилем, которые характеризуются. большим осевым перекрытием, обеспечивакицнм повышение ны рузочной. способности. f 1, Недостатком указанных зубчатых пе редач является опасность заострения зубьев колеса и, следовательно, уменьшенная надежность.

Наиболее близкой по технической сущности н достигаемому эффекту к ттредпа» т5 .гаемой является зубчатая передача с осевым перекрытием, главные поверхности зубьев которой образованы эвопьвентами окружностей. В этой передаче центры основных окружностей однонмен- 20 ных поверхностей зубьев колес расположены на оси каждого иэ кортес 2);

Известная передача не обеспеч;ивает повеление нагрузочной способности.

2.

Бель изобретения - повышение нагру-: зочной способности.

Указанная цель достигается тем, что

s зубчатой передаче с осевым перекрытием, главные поверхности зубьев которой образованы эвольвентамн окружностей, в каждом из колес передачи центры основньнс окружностей одноименных пс верхностей его зубьев расттоложены. экс-. цен трично относительно оси колеса на кояннтрической окружности радиуса

3!и с! (0+!)- t$ 4 O Q4 у

S n (ст-с „.)(0+1) где с!. - фактический угол зацепления, с(„и с „- углы профиля зуба в выбран.ной точке первоначального контакта на ведущем и ведомом колесе соответственно; ст — угол между линией, coegHнякяцей центр одното из ко« лес и центр основной окружности находящегося в зацеплении профиля, и перпендику3 954686 4 ляром на общую касательную колеса передачи на концентрической ок- ( к основным окружностям, ружностп профиль зуба меняет положениевыбран в пределах 80 < 1 < и его эволюта становится эксцентричной о

<1ЭООр относительно оси колеса. В результате ес 1,. - Номрнальный угол зацепле- 5 зацепление эвольвентных колес перестает ния, быть эвольвентным (фиг. 2), а линия

0 - передаточное число; зацепления 81 6 поворачивается вокруг

Гл - РаДиус ОСНОВНОЙ ОКружности IIOIIIOCa запеПЛеНИЯ P Ha угОЛ Д d, = о( и.1 ведущего колеса., Равный углу поворота профиля

На фиг. 1 изображена схема положе- 10 при изгибе зуба вокруг некоторого вообния одноименных эвольвентных профией ражаемого шарнира на переходной линии зубьев относительно центров колес; На профиля .ножки зуба, и занимает положефe . 2 — элементы геометрической ин- ние 81 51. При этом благодаря осевому терпретации зубчатой передачи. перекрьгппо зубьев активной будет явПередача содержит ведущее колесо 1 . 15 ляться. лишь одна точка линии зацеплес профклями зубьев М, М, >g» до-. ния, положение которой определит и поN мое к пссо 2 с профилями зубьев а ложение самой линии зацепления, и соот Я. Э ветствуюший угол зацепления, и положеНа фиг. 1 обознач HbI: t, ние действующей линии. радюусы основных окружностей верушего 20 Работа передачи осуществляется слеи ведомого колес cooTBeTGTBeHHot О-1, дуксцим образом.

0 - ось вращения ведущего и ведомого Профиль зуба ведущего колеса 1 в колес соответственно; 8,, g - Радиу- процессе вращения взаимодействует с сы концентрических окружностей BellyllI0- профилем зуба ведомого колеса 2. При го и ведомого колес соответственно 25 этом участки профиля зуба колеса Е,1К

О, Qo,Q > центры основных ок- и 3,1 К благодаря соответствующим нера1 3 руДностей профилей ведущего колеся - венствам нормальных скоростей точек

О" О Q — центры основных ок- взаимодействующих профилей являются у t Я

pyIHHocTeII профепей ведомого колеса3 „опережающими по отношению к участкам точки профиля ведущего колесар 30 прОфяля зуба ведущего колеся Лак и Е.,К

j E - точки профиля ведомого колесав соответствен но. В результате профиль 2. о1 i

К вЂ” точка контакта. На фиг. 2 - о.1 В - зуба ведущего колеса вступает в контакт общая касательная к номинальньгм «нов- с профилем зуба ведомого колеса только ным окружностям; - В., 6> — общая касател:ь в точке. ная к фактическим основным Окружностям 5 Так как в любом торцовом сечении

P — полюс зацепления; ХО У вЂ” система колес отвод соответствующих участков координат ссH - угол между линией IIeHI профиля осуществляется на одинаковую ров вращения зубчатых колес и перпенди- величину, положение точки контакта откуляром на общую касательную к номиналь носительно профилей зубьев остается неным основным окружностям, т.е- номи- 40 изменным. Линия зацепления подобной нальный угол зацепления d,Сц1 — угол передачи располагается параллельно осям между линией центров .Вращения зубчатых зубчатых колес. Передача имеет первоколес и перпендикуляром на общую каса- начальный точечный контакт и, следовательную K фактическим Основньгм Окруж тельно» меньшую чувствительность K nO ностям, т.е. фактический угол зацепле- грешностям, приработка зубьев приводит

45 ния щ оз - угловые скорости зуб- к появлению линейного контакта поверхни 4 -1 ° „д. тых колес Lp 4 - углы между линия- ностей, Увеличению радиуса приведенной

11 и, соедиияюшими центр колеса и центр кривизны и увеличению нагрузочной споосновной Окружности профиля, и перпен- собности передачи.

И гяром па общую касательную к номи- Технический, эффект от применения

Нальньпи основным окружностям.

50 предлагаемой переда чи заключается в

Зубья передачи образованы эвольвен- увеличении долговечности привода притами окружностей, центры которых сме- мерно в два раза по сравнению с эвольщены относительно цен гров колес указан- Вентной цилиндрической передачей. ным образом так, что Участки профглей

З„К и Е Ктакже, как Е„К и 3 К, 55 формула изобретения отведены в тело зубье ксаес.

Нтров ОСНОВНЫХ Зубчатая передача с осевым перекрыПри расположении центров основнь

Окружностей зубьев каждого тубча о тубчатого . тием, главные поверхности зубьев кото

954@ QQ

S рой образованы эвольвентами окружностей, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, в каждом из колес передачи центры основных окружностей одноименных по- ф верхностей его зубьев расположены эксцентрично относительно оси колеса на концентрической окружности радиуса

8 Ы (Ч4") 6% R„U<% 01

Он м Мт io

6 =г где И о - фактический угол зацепления; с ио(> - углы профиля зуба s выбран1 ной точке первоначального контакта на ведущем и ведомом колесах соответственно; су - угол между линией, соединяющей центр одного из колес % б

Йентр основной окружности находящегося s зац плении профиля, и перпендикулярам на общую касательную к основным окружностям, выбран

s пределах 80 < Ч с 130

d. н - номинальный угол зацепления

U - передаточное число, - радиус основнои окружности ведущего колеса, 1

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гаврилапсо В. А. Основы теории эвольвентной зубчатой передачи. М., Машиностроение, 1969, с. 50.

2. Авторское свидетельство СССР

Ж 317475, кл.. В 23 F 5/02, 1970 (прототип) .

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для приводов различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой передач

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубообработке

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых зацеплениях рабочих органов винтовых машин

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к узлам машин и механизмов, предназначенных для вращения изделий, имеющих поперечное сечение в виде правильного многоугольника

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам
Наверх