Вводное устройство электроустановок

 

(72) Автор изобретен ня

B. T. 11олучанкин

Ленинградское проектно-экспериментальн

Всесоюзного государственного научно-ис и проектного института проектэлектромо (7l ) Заавнтель (54) ВВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вводным устройствам, обеспечивающим присоединение проводников внешней сети (в дальнейшем подводов) к электроустановкам, преимущественно к электрическим машинам.

Конструкция вводного устройства (ВУ) должна обеспечивать нормирован" ные радиусы изгиба. подсоединяемых жил I0 подвода (для сохранения целостности изоляции) и минимально допустимую длину разделанных жил кабелей подвода.

Известны ВУ, содержащие коробку выводов с размещенной в ней доской выводов и снабженной при необходимости удлинителем, кабельной муфтой, штуцером или другими аналогичными устройствами PJ .

Однако в этом устройстве оси хвостовых частей кабельных наконечников не параллельны, крайние наконечники развернуты в стороны, а крайние раз.деланные жилы имеют по одному изгибу.

Наиболее близким к предлагаемому является вводное устройство, содер" жащее коробку выводов, кабельную муфту подвод, оконцованный корешком эа7 делки, с разделанными жилами и кабельными наконечниками, присоединенными к зажимам на доске выводов таким образом, что оси хвостовых частей наконечников параллельны. В этом случае крайние разделанные жилы имеют по два изгиба, а сама коробка выводов получается узкой, но вытянутой в длину f2).

В известных устройствах радиусы внутренней кривой изгиба жил Р и, соответственно расчетные радиусы R> должны соответствовать их нормированному значению.

На практике этот радиус изгиба достигается выдерживанием необходимой длины изгибаемой части жилы,подвода.

3 9573б

Если длину жилы произвольно увеличить, то между оставшимися на месте (закрепленнь>ми) подводом и кабельными наконечниками образуются дополнительные изгибы жилы. 5

Все указанные радиусы дополнительных изгибов меньше нормированного радиуса, что недопустимо..

При произвольном уменьшении нормированной длины разделанной части 10 жилы будет иметь место излом ее на выходе из корешка {корпуса) заделки и на входе в кабельный наконечник, что также недопустимо.

Для выполнения указанных выше тре-)5 бований при присоединении подвода в

ВУ необходимо довольно точно измеРить длину жилы, а в отдельных случаях - радиус изгиба, что связано с дополнительными трудозатратами при 2р электромонтажных работах, а также необходимостью нали>4ия измерительных шаблонов или других специальных инструментов.

При эксплуатации в ВУ с подключен-р5 ным подводом самыми слабыми местами являются контакты кабельных наконечников и корешки заделок кабеля подвода. Пробой изоляции жил в районе корешка заделки кабеля происходит из-з© за нарушения радиуса изгиба. жилы, т.е. из-за увеличения или уменьшения ее длины. Выход кабельного наконечника из строя происходит чаще всего из-за перегрева контактного соединения

35 вследствие ослабления или нарушения стабилизации контактного давления между контактными частями, из-за увеличения переходных сопротивлений, из-за переменных температурных воз40 действий на контакт, т.е. при частых включениях и откл>эчениях машины, когда при остывании и нагревании кабельные наконечники, зажимы, жилы подвода метизы по условиям линейного pact

45 ширения различных металлов имеют различную величину линейного расширения, что также нарушает контакт, вызывает перегрев и преждевременный выход его из строя. В этом случае для замены вышедшего иэ строя кабельного наконечника необходимо размонтировать концевую кабельную заделку подвода или отрезать ее, разделать жилу и оконцевать ее новым кабельным наконечником. Если после отрезки заделки запаса питающего кабеля внешней сети для разделки жилы не хватает, то из-за одного кабельного

О 4 наконечника демонтируют весь подвод к электрической машине и заменяют его новым или к старому подводу с помощью соединительной муфты добавляют отрезок кабеля необходимой длины. Все это связано также с дополнительными и материальными затратами..

Поэтому энергетики, наряду с соблюдением нормированных требований по радиусу изгиба и длине жилы,обеспечивающих надежность подвода, хотели бы иметь воэможность произвольно увеличивать длину разделанной жилы для обеспечения ремонтного запаса жил с произвольным .изгибом запаса жилы, не опасаясь испортить изоляциг этой жилы в районе корешка заделки и ввода жилы в наконечник.

Цель изобретения - устранение указанных недостатков, т.е. уменьшение габаритов ВУ и повышение наде>нности присоединения подвода к вводному устройству и возможность создания ремонтного запаса жил.

Указанная цель достигается тем, что вводное устройство электроустановок., преимущественных электричес ких машин, включающее коробку выводов с зажимами для подключения жил подвода, снабжено фиксирующими жилы подвода элементами, установленными на его внутренних стенках.

Фиксирующие элементы могут быть установлены В местах перегиба изогНУТЫХ ЖИЛ ПОДВОДд И С ВОЗМОЖНОСТЬЮ перемещения.

Фиксирующие элементы могут быть дополнительно снабжены элементами, рабочая поверхность которых повторяет форму изогнутой части жилы.

На фиг. изображено предлагаемое вводное устройство на фиг. 2 - то же, с передвижным фиксирующим элементом (клицей ; на фиг. 3 - разрез

А-А на фиг.2; на фиг. 4 - вводное устройство с деталью в виде упорного сектора; на Фиг. 5 - то же с каннелюрным устройством; на фиг.б -вид

Б фиг.7(клица-хомут, закрепленная к корпусу вводного устройства); на фиг. 7 - разрез В-В на фиг.б.

Вводное устройство с присоединенным подводом состоит из коробки 1 выводов, кабельной муфты или удлинителя 2, присоединенного к ВУ подвода 3, оконцованного (для кабелей) корешком заделки или корпусом концевой кабельной заделки 4, с разделенными жилами 5 подвода, окон5 95736 цовэнными кабельными наконечниками

6, присоединенными к выводным зажимам 7, расположенным на доске выводов (зажимов) 8. На внутренней стенке коробки 1 выводов или на стенке кабельной муфты или удлинителя 2 установлены Фиксирующие элементы в ви-. де клиц 9 (Фиг. 1), представляющих собой обычную зажимную клицу, преимущественно для жил с пластмассовой или16 резиновой изоляцией или клицу, совмещенную с хомутом (фиг.3, Фиг.7).

Предлагается также вариант выполнения клицы-хомута, совмещенной с упорным сектором (Фиг.4} или с канеллюр- 15 ным устройством (Фиг.g). Фиксирующий элемент обеспечивает фиксацию разде ланной жилы и устанавливается на мес. те предполагаемого перегиба изгибаемой жилы подвода, которое опреде- 20 ляется, как точка пересечения условно проходящей оси жилы, изогнутой с соблюдением нормированного радиуса, с осью хвостовой части кабельного наконечника этой же жилы подвода, так23 же условно установленного на доске выводов .параллельно соседним наконечникам и .с соблюдением нормированного расстояния в свету между ними, т.е. на отрезке жилы между точками П и Зв

П (фиг. 1). На практике целесообразно ширину клицы-хомута делать равной величине ПП 2 (фиг.1).

В ВУ (Фиг. 1) определены три месторасположения клицы-хомута 9: для жил кабеля с пластмассовой или резиновой изоляцией и для провода с резиновой изоляцией, для которых радиус R минимален, местоположение клицы отмечено пунктиром и позицией

10; для жил кабеля с бумажной изоляцией местоположение клицы отмечено пунктиром и позицией ll; для провода с пластмассовой изоляцией АПВ, AllA по ГОСТ 6323-71, у которого радиус

R наибольший, посадочное место совпадает с установленной на это место клицей 9.

Клица 9 при монтаже устанавливает" ся в необходимое положение в зависи.мости от вида подвода и изоляции его

56 жил(фиг.6, фиг.7), при этом после совмещения риски, предусмотренной на клице, со стрелкой на корпусе ВУ клица крепежом 12 крепится к корпусу 2.

При изменении вида подвода клица переставляется на новое посадочное место и аналогичным образом неподвижно крепится крепежом 12 к корпусу 2.

0 4

В клицу 9 (фиг. 1) заводят жилу

5 и закрепляют ее верхней частью клицы или хомутом 13 (фиг.3, фиг.7)„

В тексте, где о клице 9 с хомутом говорится в общем виде, клица-хомут обозначена позицией 9 (фиг. 1).

Клица-хомут не только фиксирует жилу в положении, обеспечивающем радиус изгиба жилы R,.но также охватывает жилу своей хомутной частью для обеспечения герметизации между изо" ляцией жилы и самой жилой за счет давления хомута 13 (фиг.3, фиг.7), что создает общую герметизацию на отрезке жилы от корешка заделки до хомута, а это особенно важно для кабеля с бумажной изоляцией, пропитанной маслом, которое при нагреве или больших перепадах в отметках про" хождения трассы подвода создает большое давление. Круглая однопроволочная жила 14 (Фиг.7) с изоляцией 15 дополнительно герметизируется элементом 16, который может быть в виде пластмассовой или найритовой трубки, изоляционной ленты, трубки из термоусаживающегося материала или в виде бандажа, затем через элемент 16 герметизация создается хомутом 13 обычной конструкции. В случаях секторной или сегментной .Формы однопроволочной жилы 17 (фиг.3) сверху изоляции или непосредственно на жилу надевается специальная втулка 18, име" ющая отверстие по форме жилы и надеваемая на жилу с натягом. Внутренняя часть отверстия втулки 18 смазывается специальным клеющим герметиком. Затем жила 17 через изоляцию и втулку 18 обжимается хомутом

13, аналогично указанному для фиг.7.

Фиксация жилы в месте ее возможного перегиба и герметизации жилы с помощью хомута, установленного на клице, уменьшают трудозатраты по присоединению.жил подвода к ВУ и позволяют создавать ремонтный запас жилы, так как в данном случае не требуется выдерживать радиус изгиба жилы на участке ее от фиксирующего элемента до наконечника, потому что на этом участке целостность изоляции не имеет значения (этот отрезок жилы может быть вообще без . изоляции ). Это становится возможным благодаря тому, что на отрезке жилы от корешка заделки до клицы радиус . изгиба установлен нормированным, что обеспечило надежность изоляции жилы

60 8

7 9573 в районе ее заделки, а установка хо". мута клицы обеспечит герметизацию изоляции, поэтому он задерживает приток возможной влаги через микротрещины изоляции с участка жилы, лежащего выше хомута, A поскольку последний участок является как бы продолжением наконечников, установленных параллельно друг другу с нормированным расстоянием, то и между эти- 16 ми участками жил также выдержано это расстояние, почему и было указано, что данные участки жил могут быть вообще без изоляции (Фиг.5}.

Ремонтный запас жилы 19 (фиг.4) И делается обычно с изоляцией для жил малых сечений (2,5-16 мИ2), а для жил больших сечений этот запас может быть на голой жиле.

Для подводов с многопроволочными 26 жилами (не показано) жилу в месте обжатия клицей-хомутом превращают в монолит с помощью токопроводящего клея или олова, или сварки, или иным способом, а затем герметиэируют, как И указано выше, а при необходимости изоляцию жилы сохраняют до наконечника, а место резкого перегиба жилы в районе клицы 9 (Фиг. 1) дополнительно после перегиба изолируют, например самосклеивающимися изоляционными лентами.

Клицу 9, а также секторный упор

20 (фиг.4) или каннел>орное устройство 21 (Фиг.5) выполняют иэ изоляционного материала, так как эти детали прйсоединяют к металлическому корпусу

BY и к жилам, которые на отрезке П >Оу (фиг. 1) могут на изоляции иметь микротрещины или быть совсем оголенными. ""

Как вариант клица 9 вместо крепления ее на посадочных местах 9-11 (Фиг. 1), может быть закреплена на специальной планке 22 (Фиг.2), íà которой клица 9 может перемещаться и в 4 последнем положении закрепляться к планке 22 (Фиг.2). Планка 22 с помощью крепежа 23 крепится к корпусу

2 кабельной муфты ВУ. Планка 22 имеет возможность занимать разные положения относительно корпуса 2 эа счет фигурных вырезов 24, что облегчает совмещение клицы с. необходимой стрелкой. Сцепление клицы 9 с планкой 22 может производиться эа счет шлицевого выреза 25 (Фиг.3), по которому клица может перемещаться по планке, а Фиксация - винтом >не яокааано1.

Сцепление может быть в виде. ласточкиного хвоста и др. Клица 9 может

> быть совмещена с сектором 20 (фиг.4j у которого секторная часть выполнена по радиусу изгиба жилы R, при этом радиус выбирают наибольший. Целесои образно в секторе 20 сделать желобканнелюр по форме полусферы с выдерживанием нижней линии каннелюра по радиусу R, тогда вместо сектора 20 имеется канеллюрное устройство 21 (фиг.5) совмещенное с клицей или клицей-хомутом 9. При наличии в BY упорного сектора 20 (Фиг.4) или кан> нелюрного устройства 21 злектромон" тажные работы упрощаются: разделанную жилу 5 пригибают на сектор 20 или в канвелюр устройства 21, закрепляют клицей-хомутом 9, и затем, присоединяют наконечник 6 к зажиму

Никаких замеров не требуется. Для возможности замены наконечников 6 без продергивания, наращивания или замены подвода 3 на отрезке между клицей-хомутом 9 и наконечником 6 без нарушения каких бы то ни было норм и без снижения надежности работы подвода в целом, предлагаемое ВУ обеспечивает создание ремонтного запаса жилы в виде кольцевой скрутки 19 (фиг.4), что о ень важно и желательно для эксплуатационной службы. Для создания аналогичного запаса 19 на прямой средней жиле (Фиг.4) зту жилу также закрепляют дополнительной клицей-хомутом 9.

Наряду с указанными выше преимуществами описанное БУ имеет меньшие размеры.

Это стало возможным потому, что после закрепления жил 5 клицами 9 соблюдение нормированного радиуса

R в верхней части >килы выдерживать не требуется. B этом случае критерием длины жилы является средняя прямая жила, длина которой по монтажным условиям. подключения жилы к зажиму, должна быть не менее нормированной допустимой длины 1, например как указано в п,7.4 1 СНиП 111-33-76.

Применение изобретения складывает» ся из разницы стоимости материалов эа счет уменьшения размеров ВУ против известных ВУ, из сокращения трудозатрат электромонтажников за счет исключения разметочных и измерительных операций; за счет исключения трудозатрат эксплуатационного персонала по продергиванию подвода, по обрезанию старой кабельной заделки

95736 и разделки новой заделки, исключая частично наращивания подвода с помощью монтажа соединительной муфты, а также за счет исключения дополнительных материалов, связанных с на- 3 ращиванием или заменой подвода.

Предлагаемое устройство применяют не только в электрических машинах, но и с другими видами электроустановок, например в камерах КСО, КРУ, N

КМ, ЦСУ, ilP и др., годовой выпуск которых включая электрические машины составляет несколько десятков миллионов единиц.

Формула изобретения

1. Вводное устройство электроустановок преимущественно электричес- 26 ких машин, включающее коробку выводов с зажимами для подключения жил подвода, отличающееся тем, что, с целью уменьшения размеров, повышения надежности и возможности 25 создания ремонтного запаса жил, уст0 10 ройство снабжено фиксирующими жилы подвода элементами, установленными на его внутренних стенках.

2. Вводное устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, фиксирующие элементы установлены в местах перегиба изогнутых жил подвода.

3. Вводное устройство по пп. 1 и 2 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что фиксирующие элементы установлены с возможностью перемещения.

4. Вводное устройство no nn.1-3 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что фиксирующие элементы дополнительно снабжены элементами, рабочая поверхность которых повторяет форму изогнутой части жилы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Чертеж завода ЭВИ МЭТП СССР

У 56А 354.082-05 С6 íà BY для электродвигателя 4А280 мощностью 55 кВт.

2. Чертеж завода НКЭИЗ МЭТИ СССР

Р 5ФВ.354.029-1-4СБ íà BY для электродвигателя 4АН225 мощностью 55 кВт.

Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок Вводное устройство электроустановок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении машин, имеющих полуоткрытые пазы для крепления лап

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям вспомогательных частей корпуса электромашины

Изобретение относится к электротехнике, к двигателям, а именно к защите их электропроводки

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электродвигателей малой и средней мощности

Изобретение относится к клеммной коробке в модульном исполнении для установки на электрических сервоприводах для управления клапанами
Наверх