Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания

 

74. (72) Авторы изобретеиия

В.П. Гуревич, Е.С. Иофа и Б.Г. Си (71) Заявитель (4) СИСТЕМА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ЗАПУСКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания °

Известна система пневматического запуска, которая содержит источник ! пускового воздуха, пневматически соединенный с входом золотникового воздухораспределителя через электромагнитный клапан, электрически свя- 1о занный с выходом .элемента памяти, вход которого подключен к кнопке запуска, с входом реле выдержки времени, к выходу которого подключено сигнальное устройство, а также с пневмо- >5 электрическими преобразователями, свя" ванными пневматически с выходами золотникового воздухораспределителя к цилиндрам двигателя, а электрически - с входами устройств счета импульсов, выходы которых через элемент ИЛИ и линию связи соединены с входом сброса элемента памяти.

Каждое устройство счета импульсов содержит входной элемент памяти, вы ход которого соединен через промежуточный элвмент И и промежуточный элемент памяти с выходным элементом И, а вход сброса соединен с выходом реле времени, вход которого подключен к выходу промежуточного элемента И.

Пневмоэлектрические преобразователи связаны пневматически с выходами золотникового воздухораспределителя к цилиндрам двигателя, а электрический выходной канал одного пневмоэлектрического преобразователя подключен к входному элементу памяти и выходному элементу И одного устройства счета импульсов, к промежуточному элементу И которого подключен электричес-. кий выходной канал другого пневмоэлектрического преобразователя, а также к промежуточному элементу И другого устройства счета импульсов, к входному элементу памяти и выходному элементу И которого также подключен. 96993

3 электрический выходной канал другого пневмоэлектрического преобразователя, Кроме того, к выходам пневмоэлектрических преобразователей. подключено сигнальное устройство.

Известная система обеспечивает предпусковое проворачивание коленчатого вала двигателя для контроля работоспособности механизмов двигателя и проверки отсутствия в его цилиндрах жидкости, могущей привести к гидроудару при последующей раскрутке . двигателя воздухом высокого давления и переходе двигателя на работу на топливе (13;

Однако при отсутствии или недостаточной смазке нагруженных сопряженных деталей двигателя даже медленное проворачивание коленчатого вала воздухом низкого давления (через редуктор), а тем более раскрутка двигателя воздухом высокого давления могут вызвать в подшипниках скольжения возникновение сухого и полусухого трения.

Типовой технологией автоматизации пусковых операций предусматривается предпусковая прокачка масляной сис-, темы до получения сигнала по давлению масла, причем в качестве признака полного заполнения системы маслом,используется появление некоторого избыточного давления в главной магистрали системы.

В то же время было зафиксировано недостаточное поступление смазки перед пуском от маслопрокачивающего насоса в отдельные каналы системы, об ладающие значительным гидравлическим сопротивлением, например в турбокомпрессоры.

Теоретически возможное проведение пусковых операций после появления определенного давления в канале системы смазки, обладающем наибольшим гидравлическим сопротивлением приве45 дет к значительному увеличению времени пуска. В то же время предпусковой .контроль работоспособности механизмов двигателя и проверка отсутствия жидкости в цилиндрах возможны уже после заполнения мдслом его глав- ной магистрали,,тогда как последующая раскрутка двигателя для его непосредетвейного запуска может бйть проведена Голько после заполнения маапом канала системы, обладающего наибольшим гидравлическим сопротивлением.

Цель изобретения - улучшение контроля готовности двигателя к работе.

3 4

Поставленная цель достигается тем, что известная система дополнительно снабжена двумя датчиками давления, размещенными в системе смазки двигателя, и логическими элементами И, ИЛИ, НЕ, включенными в линию связи уст.ройств счета импульсов с входом .сброса элемента памяти.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемой системы.

Источник 1 пускового воздуха через понижающий редуктор 2 и клапан

3 с электромагнитным управлением пневматически подключен к золотниковому воздухораспределителю 4 двигателя, выходные пневмоканалы а, д, В, ъ, Ь, Е, которого подключены к цилиндрам двигателя. С каналами с1 и ъ цилиндров, противоположно расположенных по порядку работы, пневматически соединены пневмоэлектрические преобразователи 5 и 6 соответственно, подключенные электрически к индентичным устройствам 7 и 8 счета импульсов, а также связанные через логический элемент И 9 с сигнальным устройством, например лампой 10 "Проворачивание" . Выходы устройств 7 и 8 через логический элемент ИЛИ 11 и элемент 12 памяти связаны с другим сигнальным устройством 13 "Проворачивание завершено" .

Для включения системы в работу предусмотрена кнопка 14, подключенная через элемент 15 памяти к клапану 3 и входам преобразователей 5 и 6. Выход элемента 15 памяти связан также с входом реле 16 времени, контролирующим продолжительность процесса проворачивания, к выходу которого подключено сигнальное устройство 17

"Раскрутка запрещена" .

Для отключения системы предусмотрена кнопка 18, связанная с входом сброса элемента 12 памяти и через логический элемент ИЛИ 19 связанная с входом сброса элемента l5 памяти.

Каждое устройство счета импульсов имеет входной элемент 20 и 21 памяти, подключенный входом к преобразователю 5 или 6 соответственно, а выходом - к промежуточному логическому элементу И 22 или 23, ко второму входу. которого подключен другой преобразователь 6 или 5 соответственно. Выход промежуточного элемента И 22 или

23 подключен параллельно к промежу° точному элементу 24 или 25 памяти соответственно и к реле 26 или 27 времени. Выход реле 26 или 27 времени

5 9699 связан с входом сброса элемента 20 или 21 памяти, а выход элемента 24 или

25 - с входом логического элемента

И 28 или 29 соответственно, включенного на выходе устройства 7 или 8 5 счета импульсов. Второй вход элемента

И 28 или 29 связан с преобразователем 5 или 6 соответственно, а выход подключен к элементу ИЛИ 11.

Второй вход элемента ИЛИ 19 свя-. 1 зан с выходом логического элемента

ИЛИ 30, входы которого подключены к выходам логических элементов НЕ 31 и И 32. Вход логического элемента

НЕ 31 связан с датчиком 33 первого 13 по времени заполнения канала системы смазки, например, с датчиком дав- . ления s главной масляной магистрали.

Входы логического элемента И 32 связаны с выходом элемента 12 памяти и 2о с датчиком 34 последнего по времени заполнения (т.е. обладающего наибольшим гидравлическим сопротивлением) канала системы, например с датчиком давления масла в канале смазки турбо-2з компрессора.

Система работает следующим образом.

Источник 1 пускового воздуха через понижающий редуктор 2 связан с клапаном 3. При отсутствии давления:, масла в главной магистрали системы смазки (т.е. предпусковая прокачка системы не была произведена) сигнала на выходе датчика 33 нет и с выхода элемента НЕ 31 через логические элементы ИЛИ 30 и 19 сигнал .поступает на вход сброса элемента 15 памяти, не разрешая включить систему в работу с помощью кнопки 14. После того, как маслопрокачивающий насос (не показан)

40 будет включен и давление в главной магистрали достигнет величины, равной уставке датчика 33, последний сработает и снимет запрещающий сигнал с входа сброса элемента 15 памяти.

При нажатии кнопки 14 сигнал запо43 минается элементом 15 памяти и поступает с его выхода на реле 16 времени, клапан 3 и преобразователи 5 и 6 °

Клапан 3 открывается, и воздух низкого давления поступает через золотнико вый воэдухораспределитель 4 двигателя к. одному иэ каналов а, 6, в, ъ, b, e, по которым он поступает поочередно в цилиндры двигателя, вызывая его вращение. бтверстие в золотнике всегда соединено с одним из каналов. Золотник кинематически связан с коленчатйм валом двигателя и при вращении. вала

33 В золотник последовательно обеспечивает подачу воздуха в цилиндры по порядку их работы,. При попадании воздуха в канал а или ъ он вызывает замыкание (срабатывание) преобразователя 5 или

6. При этом появляется импульс на одном из инвертированных входов элемента И 9, лампа 10 гаснет, сигнализируя о том, что процесс проворачивания начался. Сигнал от преобразователя 5 или 6 поступает также на входной элемент 20 или 21 памяти устройства 7 или 8 счета импульсов . Сигнал с выхода элемента 20 или 21 памяти поступает на вход элемента И 22 или

23, После чего воздухораспределитель

4 сдвигается, импульс воздуха в канале о (ъ) исчезает и через некоторое время (после прохождения промежуточных каналов между с и ъ, при этом лампа 1О загорается) поступает в канал ъ (а) . При этом появляется сиг" нал на выходе преобразователя 6 или

5, заставляющий вновь погаснуть лампу

l0 и поступающий на второй вход элемента И 22 или 23. Сигнал с выхода элемента 22 или 23 поступает на вход элемента 24 или 25 памяти и на реле

26 или 27 времени, которое подает сигнал на вход сброса элемента 20 или

21 памяти после того, как сигнал запомнится элементом 24 или 25 памяти.

С выхода элемента 24 или 25 сигнал поступает на вход элемента И 28 или

29. После того, как íà Bîðoé вход элемента И 28 или 29 придет повторный сигнал от преобразователя 5 или 6, сигнализирующий о завершении процесса проворачивания, на выходе элемента И 28 или 29 появляется сигнал, пос" тупающий через элемент ИЛИ 11 на вход элемента 12 памяти, выход которого связан с устройством 13, сигнализирующим о завершении процесса проворачивания, и с входами сброса элементов 24 и 25 йамяти.

Так как ранее включенный маслопрокачивающий насос продолжает запол-,; нять все параллельные каналы системы смазки, то после того, как давление масла в канале системы, обладающем наибольшим гидравлическим сопротивлением, достигнет величины, равной уставке датчика 34 последний срабо тает и подаст сигнал на вход элемента И 32, на другом входе которого уже присутствует сигнал о выходе элемента 12 памяти. Выходной сигнал weмента И 32 через логические элементы

7 969933 8

Источники информации, Зф принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 481709, кл . F 02 N 9/04, 1976 .

ИЛИ 30 и t9 поступит на вход сброса элемента 1 -памяти, В случае, если на заданное время, определяемое уставкой реле 16 време" ни, проворачиаания коленчатого вала s двигателя не произойдет или давление масла в последнем по времени запол1нения канала системы смазки не поднимется до величины, равной уставке датчика 34 (что будет свидетельствовать о неготовности двигателя .к раскрутке воздухом высокого .давления), реле 16 времени сработает и на его выходе загорится сигнальное устройство 17, сигнализирующее оператору дис- 1 танционного поста о недопустимости проведения операции раскрутки двигателя.

По сравнению с известнои системой пневматического запуска ..предла(-аемая, система обладает преимуществами, в ЯО частности повышается надежность двигателя за счет улучшения контроля

его готовности к работе кроме того, уменьшается влияние субъективного фактора при проведении пусковых операций двигателя, а также улучшаются условия использования двигателя в составе комплексно автоматизированной энергетической установки.

Формула изобретения

Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая источник пускового воздуха, . пневматически соединенный с входом золотникового воздухораспределителя через электромагнитный клапан, элект. рически связанный с .выходом элемента памяти, вход которого подключен к кнопке запуска, с входом реле выдержки времени, к выходу которого подключено сигнальное устройство, а также. с пневмоэлектрическими преобразователями, связанными пневматически с выходами золотникового воэдухораспределителя, .подключенными к цилиндрам двигателя, а электрически - c входами двух устройств счета импульсов, гцэичем выходы последних через элемент

ИЛИ и линию связи соединены с входом сброса элемента памяти, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью улучшения контроля готовности двигателя к работе, она дополнительно снабжена двумя датчиками давления, размещенными в системе смазки двигателя, и логическими элементами И, ИЛИ, НЕ, включенными в линию связи устройств счета импульсов с входом сброса элемента памяти.

969933 заказ 3 5/3 Т.ираж 552

ЕНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 313035, Москва, %-35 Раушская наб, филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель C. березин

Редактор В. Пилипенко Техред С.Миг нова Корректор Л. Бокыан

Подписное

Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях двигателей, содержащих топливную систему с топливным насосом высокого давления и систему воздушного пуска

Изобретение относится к энергетике, а именно к способам пуска дизелей

Изобретение относится к дизельным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания, в частности двигателей с распределенным впрыском бензина, в условиях низких температур

Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано для обеспечения сжатым воздухом устройств и механизмов автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть применено для запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности дизельных двигателей
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для пуска дизеля при неблагоприятных условиях пуска

Изобретение относится к двигателям, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для обеспечения их оперативного пуска при любых низкотемпературных условиях эксплуатации

Изобретение относится к области двигателестроения, в особенности к предпусковому прогреву двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах в условия низких температур
Наверх