Дейдвудное устройство

 

(11) 981099

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (И) М. Кд.з

В 63 Н 23/36 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30. 03. 81 (21) 3265561/? 7-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.12.82.Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 15 . 12 . 82 ($3) УДК 629.1. .037.6 (088.8) A.Ï. Сапунов, A.Ê. Григорьев, В.В. Березний,В.A. Мизгирев и В.A. Припачкин (72) Авторы изобретения

Мурманский филиал Центрального научно-исследовательского института морского флота (71) Заявитель (54) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО

Из о брет ение от носит ся к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов.

Известно дейдвудное устройство, содержащее дейдвудный подшипник скольжения, охватывающий гребной вал, на кормовой оконечности которого закреплена ступица гребного винта, уплотнение в носовой части дейдвудной трубы, водяную систему, пЬдйяюченную . к носовой части дейдвудного подшипника, кожух гребного вала, установленный coocHQ с последним и закрепленный на яблоке ахтерштевня, и защитный элемент, имеющий кольцеобразный канал, образованный двумя кольцами, смонтированными на внутренней поверхности кожуха гребного вала соосно последнему (1).

Недостатком известного устройства является абразивный износ подщипника при плавании судна в загрязненной механическими примесями воде из-за недостаточной эффективности работу защитного элемента.

Цель изобретения — увеличение сро« ка службы дейдвудного устройства путем уменьшения абразивного износа гребного вала и дейдвудного подшипника. целЬ достигается тем, что в из= вестном устройстве. защитный элемент снабжен рабочим колесом центробежного насоса с ооковой стенкой и плоскими сужающимися к периферии и радиально размещенными лопатками, свободно смонтированного на гребном валу между кормовым торцом дейдвуд" ного подшипника и торцовой носовой частью ступицы гребного вИнта, причем лопатки жестко прикреплены одной своей продольной стороной к боковой стенке рабочего колеса, а другой - к торцовой носовой части ступицы гребного винта, при этом приемная полость рабочего колеса сообщена с полостью, ограниченной кормовым торцом дейдвудного подшипникa ° rpe6 M Валом и его кожухом а напорная - с окружающим пространством через зазор между носовой торцовой частью ступицы гребного винта и кормовым торцом кожуха гребного вала, а периферийная часть боковой стенки рабочего колеса сопряжена с упомянутым кольцеобразным каналом.

На фиг. 1 изображено дейдвудное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1.

981099

Дейдвудное устройство содержит гребной вал 1, расположенный в дейдвудном подаипнике с набором 2. Носовая часть гребного вала находится в сальниковом уплотнении 3, а на выходящую иэ корпуса судна кор- 5 мовую часть вала напрессована ступица 4 гребного винта. Втулка 5 подшипника жестко соединена с яблоком ахтерштевня 6. На яблоке ахтерштевня закреплен кожух 7 гребного ва- ð ла, в котором смонтировано рабочее колесо насоса. Оно состоит из приваренных к торцу ступицы 4 винта лопаток 8 и боковой стенки 9 с центральным отверстием. Периферийная часть боковой стенки находится в кольцеобразном канале 10. Подвод воды к дейдвудному поцшипнику осуществляется через патрубок 11.

Дейдвудное устройство работает следующим образом.

На больших глубинах забор воды в систему прокачки осуществляется из-за борта, на мелководье и в загрязненной воде — из предварительно заполненных . на больших глубинах балластных танков. Через патрубок 11 по предусмотренным для этого канавкам (не показаны ) в наборе 2 дейдвудной втулки 5 и через зазор между гребным валом 1 и набором 2 вода проходит к кольцевой полости, ограниченной торцом подшипника, гребным валом 1 и его кожухом 7. Из этой полости при вращении гребного вала 1 вода забирается рабочим колесом, от- 35 куда подается в напорную полость насоса, ограниченную ступицей 4 винта, рабочим колесом, кожухом 7 гребного винта и кольцеобразным каналом.

Далее через зазор между ступицей 4 40 винта и кожухом 7 гребного вала 1 вода вытесняется наружу.

Создание повышенного давления прокачиваемой воды на выходе из дейдвудного устройства препятствует 45 попаданию абразивных частиц, содержащихся в загрязненной окружающейсудно воде, к поверхностям трения дейдвудного подшипника и облицовке гребного вала, чем предотвращается их абразивный износ. Благодаря радиальному расположению лопаток насоса устройство работает одинаково эффективно при работе как на переднем ходу судна, так и на зацнем, а переменная ширина лопаток колеса позволяет снизить в нем гидравлическое сопротивление на входе и увеличить динамический напор воды на выходе. Давление прокачиваемой воды на выходе возрастает с увеличением числа обо- 60 ротов винта, что также уменьшает вероятность попадания абразивных частиц в подшипник.

Данное изобретение позволяет увеличить срок службы дейдвудного устройства и тем самым продлить его межремонтный срок.

Формула изобретения

Дейдвудное устройство, содержащее дейдвудный подшипник скольжения, охватывающий гребной вал, на кормовой оконечности которого закреплена ступица гребного винта, уплотнение в носовой части дейдвудной трубы, водяную систему, подключенную к носовой части дейдвудного подшипника, кожух гребного вала, установленный соосно с последним и закрепленный на яблоке ахтерштевня, и защитный элемент, имеющий кольцеобразный канал, образованный двумя кольцами, смонтированными на внутренней поверхности кожуха гребного вала соосно с последним, о т л и а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения срока службы путем уменьшения абразивного износа гребного вала и дейдвудного подшипника, защитный элемент снабжен рабочим колесом центробежного насоса с боковой стенкой и плоскими сужающимися к периферии и радиально размещенными лопатками, свободно смонтированного на гребном валу между кормовым торцом дейдвудного подшипника и торцовой носовой частью ступицы гребного винта, причем лопатки жестко прикреплены одной своей продольной стороной к боковой стенке рабочего колеса, а другой — к торцовой носовой части ступицы гребного винта, при этом приемная полость рабочего колеса сообщена с полостью, ограниченной кормовым торцом дейдвудного подшипника, гребным валом И его кожухом, а напорная — с окружающим пространством через зазор между торцовой носовой частью ступицы гребного винта и кормовым торцом кожуха гребного вала, а периферийная часть боковой стенки рабочего колеса сопряжена с упомянутым кольцеобразным каналом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3253308/27-11, кл. В 63 Н 23/36, 27.02.81 (прототип) .

981099

Составитель A. Строков

Редактор Л. Повхан Техред М.Гергель Корректор И.Ватрушкнна

Заказ 9585/24 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная, 4

Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх