Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя

 

О П И С А Н И Е ()1001звт

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сеюэ Советских

Социапистических

Республик

Ж .ъ

Ф . е

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 30. 11.81 .(21) 3358893/24-07 (5l)N. Кл.

H 02 Р 3/24 с присоединением заявки М

Гвсударстееллый квинтет

СССР (23) Приоритет (5Ç) У,П,К б21. 31б.

- 717 (088. 8) Опубликовано 28,02. 83. Бюллетень М 8 ав делай лзабретелий и аткрытий

Дата опубликования описания 28.02.83 (72) Авторы изобретения г

Н.В.Боголюбов и Д.В.Примаченко

Всесоюзный научно-исследовательский экспериментальноконструкторский институт электробытовых машин и приборов (71) Заявитель (4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ДВУХФАЗНОГО

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

20

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах центрифуг стиральных машин.

Известно устройство для торможе-. ния двухфазного асинхронного электродвигателя, содержащее конденсатор и коммутационный элемент.

Протекание постоянного тока по обмоткам электродвигателя в этом устройстве обеспечивается переключением коммутационного элемента, который создает цепь разряда конденсатора через обмотки электродвигателя f1).

Недостатком данного устройства является низкая надежность и стабильность схемы, поскольку в ней отсутствует цепь обратной связи с выхода электродвигателя на вход устройства.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство

2 для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя, содержащее рабочий конденсатор, одна из обкладок которого соединена с одним выводом главной обмотки электродвигате. ля, первой клеммой источника питания и анодом первого диода, катод . которого соединен с первым неподвижным контактом переключателя, второй неподвижный контакт которого соеди" нен с другой обкладкой рабочего конденсатора, подвижный контакт переклю. чателя соединен с одним выводом вспомогательной обмотки электродвигателя, а также ключевой элемент, один вывод которого соединен со второй клеммой источника питания и анодом вентиля, катод которого соединен с другими выводами главной и вспомогательной обмоток электродвигателя (2 ).

Недостатком известного устройства является низкая нарежность схемы, обусловленная тем, что отсутствие в схеме цепной обратной связи с вы

01397 4

3 10 ходом на вход исключает возможность воздействия на процессы, протекающие в режиме торможения двигателя в условиях, близких к короткому замыканию силовой цепи.

Кроме того, устройство не позволяет контролировать момент окончания процес са торможения двигателя,в результате чего в цепи переключателя возникает неконтролируемый по длительности переходной ток. В этих условиях может перегореть главная обмотка двигателя, а также не исключен выход из строя переключателя и связанного с ним диода. Возникновение неконтролируемого переходного тока, действующего и в момент окончания процесса торможения двигателя, сопровождается также увеличением потребляемой двигателем электроэнергии.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя введены дополнительно второй, третий и четвертый диод, четыре резистора„ три конденсатора, транзистор и блок запуска, а вентиль выполнен в виде тиристора, управляющий электрод которого через эмиттерно-коллекторный переход транзистора соединен с одним из выводов первого резистора, другой вывод которого соединен с одним выВОДОМ ПЕРВОГО ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО КОНденсатора, одним выводом второго резистора и катодом стабилитрона, анод которого соединен с другой обкладкой первого дополнительного конденсатора и общей точкой соединения других выводов главной и вспомогательной обмоток электродвигателя„другой вывод второго резистора соединен с катодом второго диода, анод которого соединен с подвижным контактом переключателя, один из выводов третьего резистора соединен - первой клеммой источника питания, другой его вывод через второй дополнительный конденсатор соединен с катодом тиристора и другим выводом ключевого элемента, шунтированного последовательно соединенными четвертым ре" зистором и третьим дополнительным конденсатором, катод тиристора соединен с первой шиной блока запуска, вторая шина которого соединена с другим выводом третьего резистора, выход блока запуска соединен с базой транзистора.

Блок запуска содержит дополнитель ный резистор, четвертый конденсатор, третий диод, четвертый, пятый, шестой и седьмой резисторы, эмиттер дополнительного транзистора соединен с катодом третьего диода и одной из обкладок четвертого конденсатора, другая обкладка которого соединена с одним выводом четвертого резистора и образует первую шину блока запуска, коллектор дополнительного транзистора соединен с одними выводами пятого и шестого резисторов, другой вывод пятого резистора являет. ся выходом блока запуска, другой вывод шестого резистора через седьмой резистор соединен с базой дополнительного транзистора, анодом третьего диода и другим выводом четвертого резистора и образует вторую шину блока запуска.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя.

Устройство содержит рабочий конденсатор i, одна из обкладок которого

З соединена с одним выводом главной

Обмотки 2 электродвигателя, первой клеммой источника 3 питания и анодом первого диода 4, катод которого соединен с первым неподвижным кон" тактом переключателя 5, второй неподвижный контакт которого соединен с другой обкладкой рабочего конденсатора 1, подвижный контакт переключателя соединен с одним выводом вспомогательной обмотки 6 электродвигателя,а также ключевой элемент

7, один вывод которого соединен со второй клеммой источника питания и анодом тиристора 8, катод которого соединен с другими выводами обмоток

2 и 6 электродвигателя, при этом управляющий электрод тиристора 8 через эмиттерно-коллекторный переход

r транзистора 9 соединен с одним из выводов первого резистора 10, другой вывод которого соединен с одним выводом первого дополнительного конденсатора 11,одним выводом второго резистора 12 и катодом стабилитрона 13,анод которого. соединен с другой обкладкой первого дополнительного конденсатора 11 и точкой соединения обмоток 2 и 6, другой вывод второго резистора 12 соединен с катодом

97 6

5 10013 второго диода 14, анод которого сое динен с подвижным контактом переключателя 5, один из выводов третьего резистора 15 соединен с первой клеммой источника питания, другой его вывод через второй дополнительный конденсатор 16 соединен с катодом тиристора 8 и другим выводом ключевого элемента 7, шунтированного последовательно соединенными чет- 10 вертым резистором 17 и третьим дополнительным конденсатором 18, катод тиристора соединен с первой шиной блока 19 запуска, вторая шина которого соединена с другим выводом 15 третьего резистора 15, а выход блока запуска 19 соединен с базой транзистора 9.

В блоке 19 запуска эмиттер дополнительного транзистора 20 соединен с 20 катодом третьего диода 21 и одной из обкладок четвертого конденсатора

22, другая обкладка которого соединена с одним выводом четвертого резистора 23 и образует первую шину 25 блока запуска 19, коллектор дополнительного транзистора 20 соединен с одними выводами пятого 24 и шестого 25 резисторов, другой вывод пятого резистора 24 является выходом блока з0

19 запуска, другой вывод шестого ре" зистора 25 через седьмой резистор 26 . соединен с базой дополнительного транзистора 20, анодом третьего диода 2 1 и .другим выводом четвертого резистора .. 23 и образует вторую шину блока 19 запуска.Предлагаемое устройство функционирует следующим образом.

В исходном состоянии ключевой эле40 мент 7 замкнут, а переключатель 5 находится в крайнем нижнем положении, при этом обмотки 2 и 6 электродвигателя оказываются подключенными к источнику 3,питания. В результате этого ротор электродвигателя вращается с заданной угловой скоростью, а конденсатор ll заряжается через диод

14 и резистор 12 до напряжения, определяемого уровнем напряжения стабили50 зации стабилитрона 13. Для торможения двигателя 3 ключевой элемент 7 размыкают, а переключатель 5 переводятв верхнее положение, как показано на чертеже. При этом главная обмотка

2 двигателя оказывается подключенной к источнику 3 питания через резистор

8, который управляется си,гналами цепи обратной связи.На .интервале действия положительной полуволны напряжения источника 3 питания конденсатор 22 заряжается от него через резистор 15, диод 21, конденсатор t8 и резистор

17 до потенциала, определяемого величиной падения напряжения на резисторе 23 °

Потенциал на обкладках конденсато» . ра 22 сохраняется и после окончания процесса заряда до момента его разряда при нулевом значении напряжения

I источника 3 питания через переход база-эмиттер и резисторы 23 и 26. Затем конденсатор. 22 разряжается через эмиттер-коллектор открывшегося транзистора 20, резистор 24, переход база-эмиттер транзистора 9 и управляющий переход тиристора 8. При этом на базу транзистора 9 поступает импульс тока, длительность которого определяется параметрами элементов блока 19 запуска. На интервале действия укаэанного импульса транзистор 9 переходит в режим насыщения и конденсатор 11, включенный в цепь об-: ратной связи, частично разряжается .ерез резистор 10, транзистор 9 и управляющий переход тиристора 8, что вызывает его включение в начале отрицательной полуволны напряжения источника 3 питания. В течение полупериода, когда тиристор

8 открыт, в главной обмотке 2 двигателя протекает постоянная составляющая тока торможения. В другой полупериод, когда тиристор 8 закрыт,постоянная составляющая тока торможения продолжает протекать через главную 2 и .вспомогательную 6 обмотки двигателя, замыкаясь через диод 4 и обеспечивая торможение двигателя.

При этом осуществляется подзаряд конденсатора 1! под действием падения напряжения на обмотках 2 и 6 двигателя. Процесс включения тиристора 8 повторяется периодически в начале отрицательной полуволны питающего напряжения под действием сигналов обратной связи, поступающих с конденсатора 11 и выхода блока 19 эа пуска. Формирование импульсных сигна." лов обратной связи, поступающих с конденсатора 11 на вход тиристора 8 осуществляется транзистором 9. Периодическое включение тиристора 8 будет происходить до тех пор, пока не затормозится двигатель и полностью не разрядится конденсатор 11; Длительность импульсов тока, формируемых при

7 10013 разряде конденсатора 11 транзистором

9, определяется; параметрами блока 19 запуска и составляет доли миллисекунд, что значительно меньше периода напряжения источника 3 питания. Поэтому энергии заряда конденсатора 11, который продолжает подзаряжаться через диод 14 на начальном этапе про. цесса торможения двигателя, оказывается достаточно дпя периодического 10 включения тиристора 8 до тех йор, Ro ка не завершится процесс торможения.

Конденсатор 11 разряжается к моменту, остановки ротора двигателя, в резульФ тате чего тиристор 8 полностью выклю- <5 чается и схема готова к очередному запуску двигателя. Состояние, при котором тиристор 8 выключен и устройство торможения практически не потребляет электроэнергии от источника 2о

3 питания, может продолжаться сколь угодно долго.

Высокая надежность устройства и уменьшение энергопотребления в режиме торможения двигателя обусловлены до- 25 полнитепьным введением с выхода устройства на сго вход цепи обратной связи. Благодаря последней исключена возможность перегрева и перегорания главной обмотки 2 двигателя в режиме 5в торможения в результате ограничения длительности протекания через нее постоянного тоха торможения, строго определяемо 1 временем от начала торможения двигателя до момента его остановки. При изменении нагрузки на валу двигателя время торможения — . различное, однако благодаря включению конденсатора 11 в цепь обратной связи соответственно изменяется интер- О вал .времени, в течение которого происходит подзаряд конденсатора 11, а следовательно, и общее количество включений тиристора 8. Таким образом, благодаря наличию цепи обратной связи осуществляется воздействие на процесс торможения двигателя, в результате чего достигается высокая надежность устройства и низкое энергопотребление в режиме торможения.

Формула изобретения

Устройство для торможения двухфаз55 ,ногоасинхронного электродвигателя, содержащее рабочий конденсатор, одна иэ обкладок которого соединена с одним выводом главной обмотки электродвигателя, первой клеммой источника пи- тания и анодом первого диода, катод которого соединен с первым неподвижным контактом переключателя, второй неподвижный контакт которого соединен с другой обкладкой рабочего конденсатора, подвижный контакт переключателя соединен с одним выводом вспомогательной обмотки электродвигателя, а также ключевой элемент, один вывод которого соединен с втерой клеммой источника питания и анодом вентиля, катод которого соединен с другими выводами главной и вспомогательной обмоток электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью повышения надежности,.в него -введены дополнительно второй диод, стаби литрон, четыре резистора, три конденсатора, транзистор и блок запуска,. а вентиль выполнен в виде тиристора, управляющий электрод которого через эмиттерно-коллекторный переход транзистора соединен с одним из выводов первого резистора, другой вывод которогс соединен с одним выводом первого дополнительного конденсатора, одним выводом второго резистора и катодом стабилитрона, анод которого соединен с другой обкладкой первого дополнительного конденсатора и общей точкой соединения других выводов глайной и вспомогательной обмоток электродвигателя, другой вывод второго резистора соединен с катодом второго диода, анод которого соединен с подвижныи контактом переключателя, один из выводов третьего резистора соединен с, первой клеммой источника питания,, другой его вывод через второй дополнительный конденсатор соединен с катодом тиристора и с другим выводом ключевого элемента, шунтированного последовательно соединенными четвертым резистором и третьим дополнительным конденсатором, катод тиристора соединен с первой шиной блока запуска, вторая шина которого соединена с другим выводом третьего резистора, выход блока запуска соединен с базой . транзистора.

2. Устройство по и. 1. о т л и

r ч а ю щ е е с я тем, что блок запус ка содержит дополнительный транзистор, четвертый конденсатор, третий диод, четвертый, пятый, шестой и седьмой резисторы, эмиттер допол9 1001397 10 нительного транзистора соединен с резистор соединен с .базой дополкатодом третьего диода и одной из нительного транзистора, анодом обкладок четвертого конденсатора, третьего диода и другим выводом другая обкладка которого соединена четвертого резистора и образует с одним выводом четвертого резистора вторую шину блока запуска. и образует первую шину блока запуска, коллектор дополнительного транзис- Источники информации, тора соединен. с одними выводами пя- принятые во внимание при экспертизе того и шестого резисторов, другой 1. Заявка Японии М 55-2833, вывод пятого резистора является вхо.- 30 кл. Н 02 P 3/24, 1980. дом блока запуска, другой вывод 2. Патент Японии М 54-13565, шестого резистора через седьмой кл. Н 02 Р 3/24, 1979.

Составитель Е. Перемыслова

Редактор Л. Пчелинская Техред Т.Фанта Корректор А.Дзятко

Заказ .1440/71 Тираж 685 . Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 8-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх