Волновая передача

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ) 1 О02703 ф % г (63) Дополнительное к авт. свид-ву Р 968541 .(22) Заявлено 07.03.80 (21) 2891129/25-28 1 М К з

F 16 H 1/00 () УДК 621.833. .7(088.8) с присоединением заявки Мо

Государственный комитет

СССР по делам нзобретеннй н открытнн (23) ПриоритетОпубликовано 0703,83. Бюллетень М 9

Дата опубликовлиия описания 07.03.83

Н .П.Артеменко, В.Г .Зоря и А.И.Полетучий, "3 тм

1 (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54 f ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке редукторов с большим кинематическим эффектом и автономной системой смазки.

По основному авт. св. В 968541 известна волновая передача, содержащая корпус с крьаакой и-масляной ванной, быстроходный и тихоходный валы, гидродинамический генератор, жесткое и гибкое колеса, систему смазки, установленную на тихоходном валу кулачковую шайбу, система смазки выполнена иэ установленных в крышке и взаимодействующих с кулачковой шайбой плунжерных насосов, обратных клапанов в магистралях всасывания и нагнетания, форсунок и заборных устройств, генератор выполнен в виде чашки, а на фланце жесткого колеса выполнены окна, сообщающие внутреннюю полость чашки с полостью между крышкой и фланцем жесткого колеса, каждое заборное устройство выполнено в виде .закрепленного в корпусе полого золотника и свободно установленного в осевом направлении на нем стакана, в золотнике ц стакане выполнены два ряда радиальных отверстий, в отверстиях стакана уставовле ы фильтры, на крышке последовательно с обратным клапаном установ.лено кольцо с каналами, сообщающи.ми магистраль нагнетателя с полостью чашки, количество которых кратно числу заборных устройств 1 .

Однако в этой передаче системы радиальных отверстий в заборных устройствах перекрываются стаканом под действием его собственного веса, поэтому вес стакана, а следователь- . но, и габариты его должны быть значительными. Последнее условие не всегда может быть удовлетворено в передачах, к которым предъявляются жесткие требования к радиальным габаритам. Кроме того, поверхности скольжения стакана и золотника непосредственно контактируют с нефильтрованным маслом,что снижает надежность работы заборных устройств.

Цель изобретения — повышение надежности передачи.

25 указанная цель достигается тем, что передача снабжена установленным с возможностью осевого перемещения в цилиндрической части корпуса управляющим грузом с захватами, взаимодействующими с золотниками, 100 2703 а в каждом заборном устройстве.стаканы жестко связаны с корпусом.

На фиг. 1 изображена волновая передача, разрез; на фиг. 2 — вид .А на фиг.. 1, на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Волновая передача содержит корпус 1, масляную ванну 2, быстроходный вал 3 и тихоходный вал 4, гидроцинамический генератор 5, гибкое ко.песо 6 и жесткое колесо 7, кулачковую шайбу 8, Каждое автономное устройство подачи смазки содержит плунжерный насос 9, заборное устройство с золотником 10 и выполненными в нем двумя системами радиальных отверстий 11,. стаканом. 12 и выполненными в нем двумя системами радиальных отверстий 13, фильтрами 14, обратным клапаном 15 в магистрали всасывания, обратным клапаном 16 в 2О магистрали нагнетания и кольцом 17 с выполненными в нем каналами. Во фланце жесткого колеса выполнены сквозные окна 18, сообщающие пространство 19 между фланцем жесткого 25 колеса и крышкой тихоходного вала

20 с внутренней чашкообраэной полостью 21 генератора 5. В цилиндри-ческой части корпуса установлена гильза 22, в которую установлен с 30 возможностью перемещения управляющий груз 23, связанный с золотниками 10 посредством захватов 24. Генератор

5 содержит каналы 25 и несущие карманы 26. 33

Волновая передача работает следующим образом.

При вращении быстроходного вала

3 получает вращение установленный на нем гидродинамический генератор 4О

5, деформирующи9 гибкое колесо 6. !

Вследствие взаимодействия с гибким колесом 6 жесткое колесо 7 получает вращение и сообщает его тйхоходному валу 4. 45

Вместе с тихоходным валом 4 вращается кулачковая шайба 8, приводя щая в действие плунжерные насосы 9.

При этом из масляной ванны 2 волно-. вой передачи засасывается через фильтры 14, отверстия 11 и 13 и обратные клапаны 15 масло, поступающее в плунжерные насосы 9, где его давление повышается.

Из плунжерных насосов масло через обратные клапаны 16, кольца 17 и окна 18 подается в чашкообразную полость 21 гидродинамического генератора 5.

В полости 21 вследствие высоких оборотов генератора 5 масло закручивается и, если в нем имеется воздух, то центробежными силами, действующими на масло, он вытесняется по направлению к оси генератора 5.

Очищенное от воздуха масло поступает через каналы 25 и несущие карманы

26 в рабочий зазор между трущимися поверхностями генератора 5 и гибкого колеса 6.

В зависимости от пространственного положения передачи масло в полость

21 подается одним или несколькими устройствами подачи смазки.

Остальные устройства в данных условиях работают в холостом режиме.

При эволюциях передачи по тангажу, когда масло собирается. например, у крышки тихоходного вала 20, управляющий груз 23 под действием собственного веса перемещается в крайнее левое положение, увлекая за собой, посредством захватов 24, золотники 10 . При этом левые системы радиальных отверстий золотников 10 и стаканов 12 совмещаются и через них засасывается масло . Правые системы радиальных отверстий в этих условиях смещены друг относительно друга, что предотвращает возможность засасывания воздуха иэ той части масляной ванны 2, где в данный момент масла нет. При оттоке масла к правой стенке корпуса 1 управляющий груз 23 и золотники 10 занимают крайнее правое положение и засасывание масла осуществляется через правые системы отверстий 11 и 13. Левые системы отверстий 11 и 13 смещены друг относительно друга

При горизонтальном положении передачи положение груза 23 и золотника 10 произвольное, и масло засасывается либо через одну систему отверстий 11 и 13, или через обе системы отверстий одновременно. При эволюциях по крену масло в масляной ванне 2 перетекает в окружном направлении, в результате чего оно начинает эасасываться следующим автономным устройством подачи смазки, в то время как предыдущее устройство начинает работать в холостом режиме.

Применение управляющего груза позволяет.более рационально использовать внутреннее пространство корпуса передачи, уменьшить радиальные размеры станков и золотников,принадлежащих заборным устройствам,и радиальные размеры волновой передачи в целом.

Б предлагаемой волновой передаче заборные устройства содержат жестко закрепленные на корпусе стаканы и подвижные золотники, подавляющая часть их поверхностей скольжения является закрытой от нефильтрованного масла, что повышает надежность работы заборных устройств.

Формула изобретения

Волновая передача по авт. св.

Р 968541., о т л и ч а .ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности передачи, она снабжена установ1002703

17 fI ленным с воэможностью осевого перемещения в цилиндрической части корпуса управляющим грузом с захватами, 1взаимодействующими с золотниками, а в каждом заборном устройстве стаканы жестко связаны с корпусом..

Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

iC 968541, кл. F 16 Н 1/00, 1980 (прототип).

1002703

Составитель В. Никишин

Редактор H. Киштулинец Техред К. Мыцьо Корректор С. Шекмар

Заказ 1500/13 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул . Проектная, 4

Волновая передача Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх