Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (tg) f003232

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено.03.03.81 (23) 3272716/24-07 (5l)N. Кл.

Н 02 Н 7/08

Н 02 К 11/00 с присоединениеи заявки РЙГвеуллустеелвй квялтвт

СССР ле аелам язабретеллй и втхритий (23) ПриоритетОпубликовано 07.03.83. Бюллетень М 9

Дата опубликования описания 09.03. 3 (53) УДК 621.316. .925 (088.8) Л. Я.Макаровский и В.Д. Плинер (72) Авторы изобретения у

pÌ /

/ им. В.В.Куйбышева

Куйбышевский политехнический институт (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО

ТОКА ОТ ВНУТРЕННИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОБМОТКИ ЯКОРЯ

Изобретение относится к электромашиностроению н, в частности, к защитным устройствам машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря.

Известны устройства зашиты машин постоянного тока, содержащие токовое реле, соединенное с органом, реагирующим на изменение параметров при аварийных режимах 1 ).

Однако такое устройство имеет невисокую селективность и, как следствие, низкую чувствительность. Кроме того, за счет подвижных частей токового реле устройство имеет низкую надежность.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря, со-. держащее токовое реле, соединенное с органом, реагирующим на изменение параметров при аварийных режимах,. который выполнен в виде трансформатора тока с двумя первичными обмотками со

2 встречным направлением тока в них, поре ключенными к внешним однополярным параллельным ветвям машины. На вторичную обмотку трансформатора тока подключено токовое реле, которое при возS никновении аварийного режима/ срабатывает и дает сигнал на отключение машины постоянного тока 2 .

Существенными недостатками этого устройства является наличие трансформа» тора тока, который помимо своих низких весогабаритных показателей, сложности и дороговизны изготовления имеет вторич ную обмотку, работающую в режиме корот кого замыкания,что снижает надежность ра боты всего устройства защиты. Кроме того, применение токового реле приводит к тому, что вероятность отказа иэ-за контактного принципа действия этого устройства высока.

Бель изобретения - повышение надежности защиты, уменьшение весдгабаритных показателей и стоимости.

1003252

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря, содержащем орган, pearsрующей на изменение параметров при аварийных режимах, входы которого подключены к внешним однополярным параллельным ветвям машины с двумя последовательно соединенными обмотками со встречиым направлением тока в них, à 10 выходы связаны с исполнительным орга% ном, выход которого соединен с последо вательно соединенными магнитным пуска телем и управляемым преобразователем мощности, орган, реагирующий на измене- 15 ние параметров при аварийных режимах, выполнен в виде четырех магнитных диодов, входные обмотки кото рых соединены попарно-последовательно и являются входами органа, реагирую- .10

mего на изменение параметров при аварийных режимах, а сами магнитные диоды соединены попарно-параллельно между собой, и выходы каждой последоватеФьно соединенной пары магнитных диодов через 5 вновь введенный операционный усилитель подключены к исполнительному органу.

На чертеже представлена схема защиты четырехполюсной машины постоянного З0 тока.

Устройство состоит из органа,реагирующего на изменение параметров при аварийных режимах, выполненного на четырех магнитных диодах 1-4, подключенных.

3S к внешним однополярныМ параллельным ветвям 5 и 6 обмотки якоря машины 7 постоянного тока. Одна пара диодов выполнена на элементах 1 и 2, а вторая пара— на элементах 3 и 4. Элементы 1 и 3 (2 и 4) соединены попарно-параллельно.

Каждая пара магнитных диодов 1,2 и 3, 4 имеет обмотки 8, 9 или 10, 1 1 со встречным направлением тока в них. Выходы магнитных диодов 1 и 2 через

45 входные р исторы 12 и 13 включены на первый вход операционного усилителя

14. Выходы магнитных диодов 3 и 4 через входные резисторы 15 и 16 вклю=;ены на второй вход операционного усилителя 14. Каждая пара магнитных дио50 дов 1,2 и 3,4 соединена последовательно. Для получения пропорциональной зависимости выходного напряжения от входного в усилителе 14 его выход связан с входом резистором 17. Выход операционного усилителя 14 включен на вход иополнительного органа 18 в качестве которого может использоваться нульорган, в частности на операционном уси- лителе. На первый вход системы 19 импульсно-фазового управления подается сигнал от источника оперативного напряжения U „д. Выход исполнительного органа 18 йодключен на второй вход блока

19 импульсно-фазового управления, который управляет бесконтактным магнитным пускателем 20, подающим питание на тиристорный преобразователь 21 мощности. Выходное напряжение преобразователя 21 мощности подается в якорную цепь машины 7 постоянного тока.

Устройство работает следующим образом.

При подключении первого входа блока

19 импульсно-фазового управления к истоннику оперативного напряжения 0 ><+ на выходе 19 появится сигнал, который приводит к включению бесконтактного магнитного пускателя 20 и тем самым обеспечит подачу сетевого напряжения

U сети на тиристорный преобразователь

21 мощности.

Управляя углом запаздывания зажигания, на выходе тиристорного преобразователя 21 будет появляться регулируе« мое выходное напряжение, подаваемое на якорь машины 7 постоянного тока.

При работе машины постоянного тока 7 в направлении вращения якоря "Вперед" будут проводить ток два магнитных диода

1 и 3, подключенных к внешним однополярным параллельным ветвям 5 и 6 машины 7. При отсутствии внутренних повреждений обмотки якоря машины 7, т.е. когда токи, протекающие по ветвям 5 и

6, будут одинаковой величины,в результате алгебраического суммирования на разнополярных входах операционного усилителя. 14 выходных напряжений магнитных диодов 1 и 3 на выходе усилителя будет нулевой сигнал. Второй комплект магнитных диодов 2 и 4 за счет встречного включения первичных обмоток по сравнению с их включением для маг нитных диодов 1 и 3 смещен в обратном направлении, подавая нулевой сигнал на разнополярные входы усилителя 14. Следовательно, при работе машины 7 в на правлении вращения "Вперед" магнитные диоды 2 и 4 на работу усилителя 14 влияния не оказывают. Выходной сигнал усилителя 14 нулевого значения подается на вход исполнительного органа 18. Выходное напряжение исполнительного органа 18 имеет малый уровень и не оказывает влияния на работу блока 19 импульсно-фазового управления, т.е. бесконтакт1003232

S ный магнитный пускатель 20 находится во включенном состоянии.

Реверс машины 7 постоянного тока осуществляется изменением полярности выходного напряжения преобразователя 21 5 мощности, управлением углом запаздывания зажигания. При работе машины постоянного тока 7 в направлении вращения якоря "Назад" контроль тока в ветвях 5 и 6 будет. осуществляться магнитными 10 диодами 2 и 4. По сравнению с режимом работы машины 7 в направлении вращения

Вперед" токи в ветвях 5 и 6 меняют свое направление. на противоположное за счет чего первичные обмотки 9 и 11 подмагничивают магнитные диоды 2 и

4, а обмотки 8 и 10 размагничивают магнитные диоды 1 и 3. Магнитные дио;, ды 1 и 3 смещены в обратном направлении, тока не пропускают и не оказывают 20 влияния на работу усилителя 14. При отсутствии внутренних повреждений о(мотки якоря, т.е. когда токи по ветвям

5 и 6 будут одинаковой величины, выходные напряжения магнитных диодов 2 25 и 4 имеют одинаковое напряжение по величине. Алгебраическое суммирование сигналов магнитных диодов 2 и 4 осущестйляется на входе усилителя 14-. Выходные напряжения усилителя 14 и исполни- 30 тельного органа 18 имеют нулевые значения, а исполнительный орган 18 не оказывает влияния на работу блока 19 импульсно-фазового управления.

При замыкании или обрыве витка, рас-з пайке петушка" и т.п. нарушается симметрия обмотки якоря машины 7. При вращающемся якоре такое нарушение симметрии вызывает появление токов в однополярных параллельных ветвях 5 и 6 ма- шины 7 различной величины. При работе машины 7 в направлении вращения Вперед" протекание различных токов по величине в ветвях 5 и 6 вызывает разные выходные напряжения магнитных диодов

1 и 3. Магнитные диоды 2.и 4 за счет обратного смещения не оказывают влия ния на работу операционного усилителя

14. Алгебраическая сумма различных по величине выходных напряжений магнитных диодов 1 и 3 на выходе операционного усилителя 14 приводит к появлению выходного напряжения на выходе усилителя

14 исполнительного органа 18. На вто рой вход блока 1 3 импульсно-фазового

S5 управления при аварийном режиме приходит сигнал, приводящий к отключению бесконтактного магнитного пускателя 20 и снятию сетевого напряжения с тирио4 торного преобразователя 21 мощности.

Выходное напряжение которого будет иметь нулевое значение, и машина постоянного тока 7 останавливается.

Аналогичным образом работает устройство при внутренних повреждениях обмотки якоря и вращении машины 7 в направлении Назад . При атом магнитные диоды

1- и 3 смещены в обратном направлении и не оказывают влияния на работу операционного усилителя 14. Контроль различных по величине токов в ветвях 5 и 6 осуществляется магнитными диодами 2 и 4.

B аварийном режие выходные напряжения диодов 2 и 4 имеют различные по величине напряжения, алгебраически суммируемые на входе операционного усилителя 14. Появление выходных напряжений на операционном усилителе 14 и исполнительном органе 18 также приводит к отключению бесконтактного магнитного пускателя 20, снятию сетевого напряжения с тнрнсторного преобразователя 21 мощности и остановке . машины 7.

Предлагаемое устройство для защиты машин постоянного тока от внутренних повреждений обмотки за счет выполнения

I органа, реагирующего на изменение параметров при аварийных режимах работы, в виде четырех магнитных диодов, подключенных попарно-параллельно к внешним однополярным параллельным ветвям машины постоянного тока, и операционного усилителя, имеющего пропорциональную зависимость выходного напряжения от входного, причем выходы попарно-параллельных магнитных диодов подключены

1 к двум разнополярным входам операционного усилителя, выход которого соеди« нен с входом релейного элемента, а каж-! дая пара последовательно соединенных магнитных диодов юмеет обмотку со встречным направлением тока в них,обес йечивает повышение надежности защиты ° уменьшение весогабаритных показателей и стоимости. Устройство для защиты машин постоянного тока от вйутренних повреждений обмотки якоря является статическйм преобразователем с высоким быстродействием, отключая машину на самой начальной стадии возникновения аварии. Высокая чувствительность предлагаемого устройства на практически безынерционных полупроводниковых элементах обеспечивает надежную защиту машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря.

7 1003

Формула изобретении

Устройство для зашиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря, содержащее орган, реагируюший на изменение параметров при аварийных режимах, входы которого подключены к внешним однополярным параллель ным ветвям машины с двумя последовательно соединенными обмотками со вст- 10 речным направлением тока в них, а выходы связаны с исполнительным органом, выход которого соединен с последователь но соединенными магнитными пускателя- ми и управляемым преобразователем мош-1$ ности, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности зашиты, уменьшения весогабаритных показателей и стоимости устройства, орган, 20 реагирующий на изменение параметров при аварийных режимах, выполнен в виде четырех магнитных диодов, входные обмотки которых соединены попарно-последовательно и являются входами органа, реагирующего на изменение параметров при аварийных режимах, а сами магнитные диоды соединены. попарно-параллельно между собой, и выходы каждой последовательно соединенной пары магнитных диодов через вновь введенный операционный усидитель подключены к исполнительному органу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N Н 02 К 11/00, 1960.

2. Авторское свидетельство СССР

14 330713, кл. Н 02 К 11/00, 1978.

Составитель Т. Шеголькова

Редактор И. Ковальчук Tejtpeg Ж.Кастелевич. Корректор . -,p

Г. Ора

Заказ 1581/40 Тираж 615 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Psymcsas наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря Устройство для защиты машины постоянного тока от внутренних повреждений обмотки якоря 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи
Наверх