Переключающее устройство для зубчатых передач с параллельными валами

 

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВАЛАМИ, содержащее корпус , две вилки с рукоятками, связанные с блоками зубчатых колес, и блокировочный механизм, отличающееся тем, что, с целью упрощения настройки и эксплуатации, блокировочный механизм выполнен в виде двух реек, одна из которых шарнирно закреплена на одной вилке и имеет выступ, другая шарнирно закреплена на корпусе, имеет впадины и подпружинена к первой, в другой вилке выполнены окно и зуб, взаимодействующий с впадинами рейки, а обе рейки пропущены в окно. i (О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН з(5в F 16 Н 5/76 F 16 Н 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3380829/25-28 (22) 15.01.82 (46) 07.06.83. Бюл. № 21 (72) Г. А. Иванов, В. Н. Осокин и

Б. И. Шейтельман (71) Государственное специальное конструкторское бюро теплофизического приборостроения (53) 621.831 (088.8) (56) 1. Ачеркан Н. С. Металлорежущие станки. М., <<Машиностроение», 1965, т. 2, с. 178 — 182. . 2. Авторское свидетельство СССР № 271985, кл. F 16 Н 5/00, 1968 (прототип) .

„„SU„„1021841 А (54) (57) ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЛСТВО ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВАЛАМИ, содержащее корпус, две вилки с рукоятками, связанные с блоками зубчатых колес, и блокировочный механизм, отличающееся тем, что, с целью упрощения настройки и эксплуатации, блокировочный механизм выполнен в виде двух реек, одна из которых шарнирно закреплена на одной вилке и имеет выступ, другая шарнирно закреплена на корпусе, имеет впадины и подпружинена к первой, в другой вилке выполнены окно и зуб, взаимодействующий с впадинами рейки, а обе рейки пропущены в окно.

1021841

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкои приборостроении.

Известны рычажные (рукояточные) переключающие устройства для зубчатых передач, содержащие в своих цепях кулачки, кулисные передачи, мальтийские механизмы и пр. (1) .

Недостатками устройств являются большое число кинематических пар, необходимость, в большинстве случаев, пройти при переключении скорости через все их промежуточные значения, что влечет за собой непроизводительные потери времени, повышенный износ деталей.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является переключающее устройство для зубчатых передач с параллельными валами, содержащее корпус, две вилки с рукоятками, связанные с блоками зубчатых колес, и блокировочный механизм, выполненный в виде шариков и взаимодействующих с ними стержней с лунками (2).

Недостатками являются относительная сложность блокировочного механизма и сложность эксплуатации переключающего устройства.

Цель изобретения — упрощение настройки и эксплуатации переключающего устройства.

Указанная цель достигается тем, что в переключающем устройстве для зубчатых передач с параллельными валами, содержащем корпус, две вилки с рукоятками, связанные с блоками зубчатых колес, и блокировочный механизм, последний выполнен в виде двух реек, одна из которых шарнирно закреплена на одной вилке и имеет выступ, другая шарнирно закреплена на корпусе, имеет впадины и подпружинена к первой, в другой вилке выполнены окно и зуб, взаимодействующий с впадинами рейки, а обе рейки пропущены в окно.

На чертеже изображена схема переключающего устройства для зубчатых передач с параллельными валами.

На валах 1 — 4 закреплены блоки 5 и 6 зубчатых колес и зубчатые колеса 7 — 9.

На направляющей IO расположены рукоятки 11 и 12, которые связаны с вилками 13 и 14. С вилкой 14 шарнирно связана рейка 1 5 с выступом, которая взаимодействует

2 с рейкой 16, имеющей впадины. Рейка 16 подпружинена пружиной 17. Обе рейки пропущены в окно вилки 13, причем рейка 16 взаимодействует с зубом 18 вилки 13.

Движение на вал 4 поступает с вала 1 через один из параллельных валов 2 или

3. На валу 4 расположены два блока 5 и

6 зубчатых колес, связанных с вилками 13 и 14. Перемещение блоков 5 и 6 зубчатых колес на валу 4 осуществляется посредством рукояток 11 и 12, скользящих по направляющей 10. Если блок 5 зубчатых колес связан с колесом 7, закрепленным на валу 2, то блок 6 зубчатых колес нельзя передвинуть до взаимодействия с колесами 8 или

9, закрепленными на валу 3, так как выступ на рейке 15 входит во впадину на рейке 16. Пружина 17 сжатия находится в поджатом состоянии и, следовательно, она прижимает рейку 16 кверху. Кроме того, зуб 18 вилки 13 дублирует надежную фиксацию рейки 16 с рейкой 15. Угол трения между выступом на рейке 15 и впадинами на рейке 16 рассчитывается так, чтобы перемещение вилок 13 и 14, а также включение колес вала 2 и колес вала 3 было возможно лишь при внешнем усилии через рукоятку

11 на вилку 13. Поэтому самопроизвольное перемещение вилки 14 с блоком 6 невозможно.

Устройство работает следующим образом.

Для того, чтобы передать движение валу 4 с вала 1 через вал 3, следует рукояткой 11 вывести из зацепления блок 5 с колесом 7, при этом зуб 18 вилки 13 попадает во впадину рейки 16, после чего рукояткой

12 вводится в зацепление блок 6 с колесом

9 на валу 3, при этом выступ рейки 15 выходит из центральной впадины рейки 16 н входит в первую правую впадину рейки

16 (считая от центральной). Рукояткой 11 следует передвинуть вилку 13 вместе с блоком 5 до его нейтрального положения. Зуб

I8 вилки 13 зафиксирует положение реек

16 и 15 и станет на правый выступ рейки 16.

Для того, чтобы передать вращение на вал 4 через вал 2,нужно проделать все манипуляции в обратном порядке.

Переключающее устройство для зубчатых передач с параллельными валами позволяет упростить настройку и эксплуатацию зубчатой передачи.

Составитель В. Сергеев

Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Заказ 4008/25 Тираж 925 Подвесное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР йо делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Переключающее устройство для зубчатых передач с параллельными валами Переключающее устройство для зубчатых передач с параллельными валами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх