Шахтный подъемник на воздушной подушке

 

ШАХТНЫЙ ПОДЬЕМНЙК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, содержащий груэонесувдуго платформу с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапац, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения , отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и безопасности эксплуатации , он снабжен блоком формирования закона движения, а на грузонесущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками ..этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов блока формирования закона движения,другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход с одним из входов блока сравнения, второй вход которого соединен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен § с регулируемой заслонкой, а второй W с одним из входов блока управления воздушным приводом, второй вход кос торого соединен с системой аварийного останова, а третий - с датчиком загрузки платформы, первый, второй, g третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с дросселем клапаном, механизмом поворота лопаток рабочего колеса и двигателем ND рабочего колеса. 00 ел со

СОЮЗ СОВЕТОНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3 у В 66 В 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3343206/22-03 (22)01.10.81 (46)15.07.83.Вюл. Р 26 (72)Ю; A. Новиков и И. Н. Маркелов (71)Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (53)621.876.113(088.8) (56)1. Авторское свидетельство СССР

Р 613994, кл. В 66 В 9/04, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 754178, кл. В 66 В 9/04, 1978. (54)(57) ШАХТНЫЙ ПОДЬЕМНИК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, содержащий грузонесущую платформу с направляющими, воздуходувку для созданйя воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения, блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вйзова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения, отличающийся тем, что, с целью повышения произ„.SUÄÄ 1028591 А водительности и безопасности эксплуатации, он снабжен блоком формирования закона движения, а на грузоне" сущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками ..этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов бло" ка формирования закона движения, другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход — с одним иэ входов блока сравнения, второй вход которого соединен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен I

:с регулируемой заслонкой, а второй с одним из входов блока управления воздушным приводом, второй вход которого соединен с системой аварийного останова, а третий — c датчиком загрузки платформы, первый, второй, Я третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с дросселем, клапаном, механизмом поворота лопа- (, ток рабочего колеса и двигателем

:Рабочего колеса.

1028591 2

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, в частности к шахтным подъемникам на воздушной подушке.

Известны шахтные подъемники, содержащие герметичную шахту с направ- ляющими и грузонесущую платформу на воздушной подушке (13.

Недостатками даннь:х устройств являются низкий КПД, связанный с большим расходом энергии, и невысокая надежность, обусловленная сложностью конструкции.

Известен также шахтный подъемник, содержащий грузонесущую платформу с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем; узлы торможения, блок сравнения, тахометр„ систему аварийного останова, блок управления воздух .ным приводом, датчик этажей„ датчик загрузки платФорьь, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки назначения (2 ), Однако известный шахтный подъемник характеризуется отсутствием жест кой связи грузонесущей платформы с опорной поверхностью, например стенками шахты, верхним или нижним основанием шахты, что снижает безопасность, и невысокой производительностью.

Пелью изобретения является повышение производительности и безопасности эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что шахтный подъемник, содержащий грузонесушую платформу- с направляющими, воздуходувку для создания воздушной подушки, клапан, регулируемую заслонку с дросселем, узлы торможения, блок сравнения, тахометр, систему аварийного останова, блок управления воздушным приводом, датчик этажей, датчик загрузки платформы, механизм поворота лопаток рабочего колеса, двигатель рабочего колеса, кнопки вызова платформы, сблокированные с воздуходувкой, и кнопки этажа назначения, снабжен блоком формирования закона движения, а на грузонесущей платформе установлены зубчатые рейки, взаимодействующие с рабочими шестернями, расположенными вдоль стенок шахты и кинематически связанными с узлами торможения, причем узлы торможения соединены с соответствующими кнопками этажа назначения, кнопками вызова и с одним из входов блока Формирова" ния закона движения, другой вход которого соединен с датчиком этажей, а выход — с одним из входов блока сравнения „второй вход котрого соеди10

15 нен с тахометром, один из выходов блока сравнения соединен с регулируемой заслонкой, а второй — с одним иэ входов блока управления воздушным приводом, второй вход которого соединен с системой аварийного останова, а третий — с датчиком загрузки платформы, первый, второй, третий и четвертый вьходы которого соединены соответственно с дросселем, клапаном, механизмом поворота лопаток рабочего колеса и двигателем рабочего колеса.

kia фиг. 1 изображен шахтный подъемник, общий вид; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема устройства автоматической коррекции скорости движения платформы.

Шахтный подъемник содержит шахту

1 с направляющими 2, установленную в ней с возможностью перемещения платформу 3 с образованием полости 4 воз"душной подушки, подключенной .к воздуходувке 5. На платформу 3 установлены зубчатые рейки 6, взаимодействукицие с рабочими шестернями 7, расположенныки вдоль стенок шахты, которые кинематически связаны с электромеханическими узлами торможения 8. Элек.тромеханические узлы торможения 8 соединены с соответствующими кнопками эта3О жа назначения 9, кнопками вызова 10 и датчиком 11 этажей с входом блока

12 Формирования закона движения. Выход блока 12 соединен с входом блока

13 сравнения, при этом второй его

35 вход соединен с тахометром 14, а выходы соединены с регулируемой заслонкой 15 и входом блока 16 управления воздушным приводом, остальные входы которого связаны с датчиком 17 загрузки платформы 3 и системой 18 аварийного останова. Выходы блока 16 соединены с приводом 19 изменения скорости вращения рабочего колеса (не показано), механизмом 20 поворота лопаток рабочего колеса,и направляю45 щегo аппарата (не показаны ), клапаном

21 воздуха н дросселем 22. Для удобства пользования подъемником и безопасности эксплуатации он снабжен индикатором 23 и таблом 24 перегрузки.

Шахтный подъемник работает следующим образом.

После погрузочно-разгрузочных работ, например, на нижнем уровне и закрытия дверей шахты 1 нажимается кнопка этажа назначения 9, находяща" яся в кабине грузонесущей платформы

3, или кнопка вызова 10, имеющаяся на каждом уровне, если грузонесущую платформу 3 вызывают с какого-либо

60 уровня. При этом подается сигнал на включение воздуходувки 5 через блоки 12, 13 и 16, а также на устройство торможения 8 уровня назначения груза, которое имеет кинемати-.

65 ческую связь с рабочей шестерней 7

3 102Я5д1 4 данного уровня и приводит, ее в рабочее состояние. Под действием избыточного давления воздуха, соэдаваемого воздуходувкой 5 в полости 4 воздушной подушки, платформа начинает перемещаться ssepx. Движение ее без. 5 . перекосов осуществляется направляющими 2.

В блоке 12 аппроксимировано семейство теоретических (оптимальных) скоростей движения платформы 3 и Щ после нажатия кнопок 9 или 10 и прихода сигнала от датчика 11 в нем

Формируется (выбирается )оптимальная. кривая изменения скорости движения платформ 3 до заданного уровня.

Координаты кривой в виде электрических сигналов поступают на вход блока 13 сравнения, при этом на другой вход блока 13 поступают пропорцйональные сигналы Фактической скорости движения платформы 3 от тахометра 14. В блоке 13 происходит сравнение в каждый момент времени теоретической и фактической скорости движения платформы 3. Результат сравнения (рассогласование )подается s блок

16, который в зависимости от загрузки платформы 3 (сигнал загрузки поступает от датчика 17 ) выбирается один или несколько исполнительных механизмов управления воздушного привода. Управление этими механизмами может осуществляться, например, изменением скорости вращения двигателя рабочего колеса и направляющего аппарата механизма 20, перепуском soapy- З5 ха клапаном 21 или дросселированием

-воздуха дросселем 22,(перечисленные признаки .Управления воздушным приводом все или частично могут использоваться в воздуходувке, в за- 4Q висимости, что используется в качестве воздуходувки, или вариант ее исполнения ). При достижении заданного уровня зубчатые рейки 6 входят в зацепление с рабочими шестернями 7, 45 находящимися в "следящем" состоянии, которые после отработки определенной программы Фиксируют платформу 3 на этом уровне, плавно и с большой точн стью После окончания погрузоч- 50 но-разгрузочных работ закрываются двери и производится дальнейшая транспортировка груза. Дальнейший подъем платформы З.осуществляется аналогич.ным образом, а опускание " без вклю", чения воздуходувки 5. Оптимальный закон скорости двйжения платформы

3 вниз осуществляется таким же образом, как описано, но исполнительным устройством регулирования скорости опускания при этом является заслон.ка 15, которая непрерывно Отрабатывает заданный закон движения, пода" ваемый от блоков 12 и 13.

Прн возникновении аварийной ситуации (превышая скорости, ускорения илн давления в полости воздушной подушки, выше допустимых норм, самовыключении воздуходувки, разгерметизации и т.д. ) подается сигнал от системы 18 аварийного останова на срабатывание ловителя этой системы (не .показано ) и Фиксация платформы

3, выключение блока 16 и закрытие заслонки 15. При перегрузке платформы

3 загорается табло 24, которое показывает, что платформа 3 перегружена и необходимо принимать соответствующие меры. Во время подъема и опускания в кабине платформы 3 на индикато. ре 23 индцируются номера текущих уровней.

Повышение экономичности эксплуатации шахтного пбдъемника осуществля" ется тем, что производится автомати-: ческая коррекция скорости движения платформы, т.е. выбор оптимальнОЙ скорости движения от одного уровня до другого. Это значит, что доставка груза на определенный уровень производится с наименьшими затратами энергии и с минимальным временем, прн этом не допускается превышение скорости и ускорения выше допустимых норм, связанных с безопасностью эксплуатации. Автоматическая коррекция скорости движения платформы повышает производительность подъемника, что приводит к уменьшению числа подъемников, . для обработки определенного грузопотока, а также занимаемой ими площади °

Использование предлагаемого подъемника позволяет повысить качество обслуживания грузов и пассажиров, обусловленное комфортом, пропускной спо-. собностью и безопасностью эксплуатации °

1028591

3,028591

Составитель Е. Елизаров

Техред, Л.йекарь . Корректор В. Гирняк

Редактор И. Бандура

Тирам 8б1 . Подписное

ВНИНПИ ГОСударственного комитета СССР по делам взобретений и открытий

113035, Иосква, й-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4879/17

Филиал ППП "Патент",г. Уагород, ул. Проектная, .4

Шахтный подъемник на воздушной подушке Шахтный подъемник на воздушной подушке Шахтный подъемник на воздушной подушке Шахтный подъемник на воздушной подушке Шахтный подъемник на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Лифт // 2114044
Изобретение относится к лифтостроению и касается, в частности, конструкции гидравлического лифта

Изобретение относится к лифтам с канатоведущим шкивом в соответствии с определением во вступительной части пункта 1 формулы изобретения

Лифт // 2159208
Изобретение относится к лифтостроению

Изобретение относится к гидравлическим лифтам

Изобретение относится к подъемному оборудованию, в частности к конструкциям кабин лифтов
Наверх