Устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКЦИОННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ , содержащее блок регистрации линий чертежа и блок коммутации, соединенный с блоком управления, включающим панель имитации нанесения линий чертежа, отличающеес я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, блок управления имеет генератор импульсов и триггер, а блок коммутации выполнен в виде шагового искателя и узла управляющих реле, при этом выводы генератора импульсов подключены к первому и второму вьгаодам панели имитаций и входу триггера, дополнительно связанного с вторьм выводом панели имитации нанесения линий чертежа, выход триггера соединен с входом шагового искателя, выход которого связан с входом узла управляющих реле , подключенного выходами к входам блока регистрации линий чертежа. ..J оо о оо 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

9(511 G 09 В 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3321016/18-12 (22) 23.07.81 (46) 23.07 ° 83. Бюл. Р 27 (72) Д.И.Морару и Е.Г.Утишев (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д.Калмыкова (53) 681.36(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 362339, кл.. G 09 В 1 1/00, 1970. .(54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

НАВЫКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКЦИОННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ, содержащее блок регистрации линий чертежа и блок коммутации, соединенный с блоком управления, включающим панель имитации нанесения . линийчертежа, отличающее

„„SU„„ 1030833 A с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, блок управления имеет генератор импульсов и триггер, а блок коммутации выполнен в виде шагового искателя и узла управляющих реле, при этом выводы генератора импульсов подключены к первому и второму выводам панели имитации и входу триггера, дополнительно связанного с вторьм выводом панели имитации нанесения линий чертежа, выход триггера соединен с входом шагового искателя, выход которого связан с входом узла управляющих реле, подключенного выходами к входам блока регистрации линий чертежа.

Ф

Ф!

030833

Изобретение относится к p cTpoAcT вам для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей .

Известно устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей, содержащее блок регистрации линий чертежа и блок коммутации, соединенный с блоком управления, включающим панель имитации нанесения линий чертежа Г 1 ) .

Недостатком известного устройст- 10 ва является невысокая эффективность обучения.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения.

Поставленная. цель достигается тем,)5 что в устройстве для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей, содержащем блок регистрации линий чертежа и блок коммутации, соединенный с блоком управления, включающим панель имитации нанесения линий чертежа, блок управления имеет генератор импульсов и триггер, а блок коммутации выполнен в виде шагового искателя и .узла управляющих 2д реле, при этом выводы генератора импульсов подключены к первому и второму выводам панели имитации и вхоl ду триггера, дополнительно связанного с вторым выводом панели имитации нанесения линий чертежа, выход триггера соединен с входом шагового искателя, выход которого связан с входом узла управляющих реле, подключенного выходами к входам блока регистрации линий чертежа.

На фиг.1 представлена блок-.схема устройства; на фиг.2 — пример решения зада.чи.

Устройство содержит блок 1 уп- 40 равления с панелью 2 имитации нанесения линий чертежа, генератор 3 импульсов, триггер 4, Блок 1 управления соединен с блоком 5 коммутации, состоящим из шагового искателя 6 и 45 узла 7 управляющих реле. Блок 5 коммутации соединен с блоком 8 регист.рации линий чертежа, включающим в себя узел 9 имитации чертежа и узел имитации 10 алгоРитма, . при этом выводы генератора импульсов 3 подключены к первому и второму выводам панели 2 имитации и входу триггера 4, дополнительно связанного с вторым выводом панели 2 имитации нанесения линий чертежа, выход триггера 4 соединен с входом шагового искателя 6 выход которого связан с входом узла 7 управляющих реле, подключенного выходами к входам блока 8 регистрации линий чертежа. Плата узлов . 60

9 и 10 конструктивно представляет собой сменный узел, который соединен электрически через разъем и крепится к корпусу блока 8 винтами.

Вся буквенная и цифровая информация 65 (обозначение прямых и точек, вираже. ние алгоритма решения) написана на прозрачном носителе типа кальки, которой покрыта лицевая сторона платы узлов 9 и 10 листом из прозрачного оргстекла, одна поверхность которого матовая. Оргстекло, калька и плата узлов 9 и 10 крепится к корпусу бло-. ка 8 винтами.

Необходимо учесть, что при исполнении платы узла 9 имеется возможность выбора взаимного расположения прямых, точек и других элементов чертежа. Устройство не предназначено для решения конкретных задач из за-. датчиков, а предназначено для решения метрических и позиционных задач общего характера с условиями, заданными в какой-то степени произвольно.

Основная цель — демонстрация поэтапного построения чертежа.

При исполнении платы чертежа необходимо избегать применения параллельных прямых, друг от друга на расстоянии менее 3 мм, прямых, пересекающихся под углом менее 5, и точек, расположенных на расстоянии

4 мм друг от друга °

Применение таких сочетаний элементов чертежа снижает демонстрационные качества устройства. После включения устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чер- тежей с помощью сменной платы узла 9 имитации чертежа настроено на демонстрацию одной конкретной проекционной задачи. Каждая такая зада подразделяется на три этапа.

1 этап. В узле 9 высвечиваются исходные данные задачи в графической форме на эпюре Монжа, т.е. на двух полях плоскостей исходными данными являются две пары проекции треугольников, две пары проекций параллельных прямых и т.п., причем имитируется последовательное появление каждой линии (точки) чертежа, включая в линии связи, которые в дальнейшем стираются. Одновременно узел 10 имитации алгоритма выдает световую информацию алгоритма решения проекционной задачи в символах алгебры логики, I

2 этап. В узле 9 имитации чертежа последовательно высвечиваются вспомогательные графические построения. Например, высвечиваются проекции горизонтальных плоскостей (посредников), фигуры из пересечения с исходными плоскостями, соответствующие линии связи построений и т,:.i,, Одновременно узел имитации 9 алгоритма высвечивает световую информацию в символах алгебры для каждой элементарной графической информации.

3 этап. Узел 10 выдает информацию (высвечивает) об искомом результате, )030833 например линию пересечения двух плос— костей. Узел алгоритма Одновременно выцает соответствующую информацию, Устройство позволяет в процессе работы стереть любой вспомогательный элемент чертежа, обеспечить различный цвет свечения элементов чертежа, высвечивать буквенное и цифровое обозначения каждого графического элемента чертежа.

Процесс изображения (высвечивания),10 например, проекций двух параллельных прямых, их обозначение в символах начертательной геометрии и запись алгоритмического сопровождения в символах алгебры логики.. 15

Прямоугольный импульс от генератора импульсов 3 поступает на вход триггера 4.со счетным входом и перебрасывает его в единичное состояние.

Реле, находящееся в одном из плеч триггера 4, срабатывает и создает импульс, который поступает на шаговый искатель 6. Шаговый искатель 6 выполняет один шаг и .тем самым включает одно реле из группы узла управляющих реле 7. Включившееся реле блокируется своими контактами,а другими контактами включает лампы, которые подсвечивают в узле 10 имитации алгоритма надпись исходных данных: Дано: .О НЬ" 30

Следующий импульс генератора 3 приводит к включению ламп, которые создают в узле 9 имитации чертежа изображение (высвечивание) ггроекции параллельных прямых нг: фрон- 35 тальной плоскости проекции.с одновременным буквенным и цифровым обозначением прямых: а, b . С поступлением следующего импульса от генератора 3 в узле 9 появляются проекции 40 параллельных прямых на горизонтальной плоскости проекций с. одновременным буквенным и цифровым обозначечием С(л, b . Следующий импульс в узле 10 имитации алгОритма высвечивает 45 выражение а2 //Ь ; ал//Ь1, Каждая сменная инДикаторная плата, входящая в блок 8, представляет собой решение конкретной проекционной зада=.-и, В каждой такой задаче последова:ельность появления элементов чертежа, их обозначений и соответствующей записи алгоритма решения соответствует логическому ходу построения чертежа. Устройство позволяет выделить определенные этапы построения чертежа с соответствующим алгоритмичес.ким,сопровождением в символах алгебры логики путем начала и конца демонстрации в определенные моменты. 3То 60 дает возможность использовать сменные платы сложных задач, содержащих этапы простых построении, для демонстрации в ходе учебного процесса отдельных более простых задач, на- 65 пример задание точек и прямых на,чертеже, задание параллельных и пересекающих прямых и т,п. Таким образом, сменные платы обладают определенной универсальностью и их количество можно существенно ограничить.

Пример . Задача (фиг .2) построение линий пересечения,цвух плоскостей, которая используется в учебном процессе. алгоритм решения (информация в узле 10 имитации алгоритма) этой задачи следующий.

Дано: 1, L (ABC) l

2, Я. (a Ь), Решение.1. Р )(П(-, 2. P = 1 2

2 Я

3 . Рл,г = 1 2, A

5 ° PÄ Q = 5„6л,.

6. Qyn„;

7.Q, ° =34

8. Q °;г = 3„4,, 9. Q .g = 7 8.

10, Q<.g = 7 81, 11. 1, 24 —, 5,(6,(= 9, 12. 34 4 —. 7л 8 . = 10(, 13. elOX; 9(<е, 14. НОХ; 10„<К, 15. е - ; Р = 9, 16. f â€, О = 101.

Ответ. = 9; 10 и.

Построения в узлах имитации чертежа алгоритма 10 появляются в следующем порядке.

1. Оси координат, начало координат, Их обозначения и обозначения плоскостей проекций;

2. Дано: 1. g (АВС).

3. Треугольник ние вершин.

4. Линии связи кости

5, Треугольник

A В С вЂ” ОбОз наче» от вершин к плосA В„С вЂ”, обозначен ние вершин;

6. Даном 2, Я.(а,b).

7. Проекции параллельных прямых йа плоскости П, их обозначе. ния а,, Ь,.

8. Проекции параллельных прямых на плоскости Пл,. их обозначения а< Ь и т.д, по логическому ходу построения чертежа и алгоритма решения задачи.

Использование изобретения повышает эффективность обучения.

1030833

Составитель С.Алексанов

Редактор Н.Джуган Техред A.Áàáèíåö Корректор A.Ïîâõ

Заказ 5217/50 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей Устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей Устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей Устройство для обучения навыкам выполнения проекционных чертежей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму

Изобретение относится к средствам и приспособлениям, применяемым при обучении детей письму

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству и обеспечивает повышение эффективности, качества обучения, сокращение сроков обучения

Указка // 2252876
Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано при создании новых средств обучения, в частности механических указок
Наверх