Устройство для защиты электрического двигателя от кругового огня на коллекторе
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ КРУГОВОГО ОГНЯ НА КОЛЛЕКТОРЕ, содержащее коммутирующий аппарат, контакты которого включены последовательно в цепь защищаемого двигателя, а отключающая + ;4 /г Ц|катушка соединена последовательно с тиристором, управляющая цепь которого через последовательно соединенные диод и ограничивающий резистор подключена к одному из выводов вторичной обмотки развязывающего трансформатора , первичная обмотка которого подключена к выводам обмотки дополнительных полюсов, о т л и ч as .ю щ е е с я тем, что, С целью увеличения быстродействия защиты и повышения ее помехоустойчивости, введен второй развязывающий трансформатор, первичная обмотка которого подключена к якорю двигателя, а вторичная соединена последовательно-встречно с вторичной обмоткой первого развязывающего трансформатора и с катодом (Л тиристора. с 4; о 00 to 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕО (ИХ
РЕСПУБЛИН
3(5D H 02 H 7 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
i с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3364882/24-07 (22) 16.12.81 (46) 07.10.83. Бюл. 9 37 (72) П.П. Лезов и С.Д. Попов (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И. Ленина (53) 621.316.925(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 229672, кл. Н 02 Н 7/08, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 91796, кл. Н 02 Н 7/08, 1951.
3. Авторское свидетельство СССР
Ф 729730, кл. Н 02 Н 7/08, 1977. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ КРУГОВОГО ОГНЯ HA КОЛЛЕКТОРЕ, содержащее коммутирующий аппарат, контакты которого включены последовательно в цепь защищаемого двигателя, а отключающая
ÄÄSUÄÄ 1046828 А катушка соединена последовательно с тиристором, управляющая. цепь которого через последовательно соединенные диод и ограничивающий резистор подключена к одному из выводов вторичной обмотки развязывающего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к выводам обмотки дополнительных полюсов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения быстродействия защиты и повышения ее помехоустойчивости, введен второй развязывающий трансформатор, первичная обмотка которого подключена к якорю двигателя, а вторичная соединена последовательно-встречно с вторичной обмоткой первого развя- @ зывающего трансформатора и с катодом тиристора.
1046828
Изобретение относится .к электротехнике и может быть использована для защиты тяговых электродвигателей тепловозов, имеющих добавочные полюса.
Известно устройство защиты электрического двигателя от кругового огня на коллекторе, в котором входным сигналом является падение напряжения на якоре двигателя, сопровождающее появление кругового огня. Этот сигнал через цепочку ЙС и развязывающий импульсный трансформатор подается на тиристор„ управляющий работой коммутирующего аппарата, производя» щего отключение аварийного двигате- 35 ля $1 g. о
Недостатком Йанного устройства является отсутствие специальной защиты от импульсных помех, возникающих при коммутации в силовых цепях, так как амплитуда такой помехи иногда сопоставима с величиной питательного напряжения.
Известно устройство для защиты машин постоянного тока от аварийных режимов, содержащее дифференциальное реле, одна из катушек которого включена параллельно обмотке дополнительных полюсов, а другая — параллельно резистору в якорной цепи защищаемой машины. Реле срабатывает при наруше,нии равенства токов в катушках, вызванном появлением кругового огня и отключает аварийную машину. В этом устройстве использованы два сигнала, характеризующих состояние электрической машины, т.е. больший объем информации, чем во всех других известных устройствах, а также ослаблена импульсная помеха за счет встречного направления магнитодвижущих сил 40 катушек реле 2 .
Недостатком такого устройства является большое время срабатывания, вызванное применением реле в качестве чувствительного элемента. Кроме того, 5 при появлении кругового огня оба сиг" нала растут, а их вычитание, осуществляемое дифференциальным реле, замедляет рост сигнала, т.е. увеличивает время срабатывания устройства.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для защиты элек трического двигателя от кругового
:огня на коллекторе, содержащее коммутирующий аппарат, контакты которого включены последовательно в цепь защищаемого двигателя, а.отключающая катушка соединена последовательно с тиристором, управляющая цепь которого через последовательно соединенные диод и ограничивающий резистор 60 подключена к одному иэ выводов вторичной обмотки развязывающего транс» форматора, первичная обмотка которого подключена к выводам обмотки дополнительных полюсов ГЗ )., Известное устройство недостаточно помехоустойчиво и обладает замедлен-, ным действием.
Цель изобретения - повышение быстродействия и помехоустойчивости защиты электродвигателя от кругового огня на коллекторе.
Указанная цель достигается тем, чта устройство для защиты электрического двигателя от кругового огня на коллекторе, содержащее коммутирующий аппарат, контакты которого включены последовательно в цепь защищаемого двигателя, а отключающая катушка соединена последовательно с тиристором, управляющая цепь которого через последовательно соединенные ограничивающий резистор и диод подключена к одному из выводов вторичной обмотки развязывающего трансформатора, первичная обмотка которого подключена к выводам обмотки дополнительных полюсов, ввеДЬн второй развязывающий трансформатор, первичная обмотка которого подключена к якорю двигателя, а вторичная обмотка соединена последовательно-встречно с вторичной обмоткой первого раэвязывающего трансформатора и с катодом тиристора.
На чертеже приведена схема устройства.
Устройство включает двигатель 1 с обмоткой 2 дополнительных полюсов и содержит два разделительных конденсатора 3 и 4, два развязывающих трансформатора 5 и б, вторичные обмотки которых соединены последовательно-встречно, ограничительный резистор 7 и защитный диод 8 в управляющей цепи тиристора 9, включенного последовательно с отключающей катушкой 10 коммутирующего аппарата, контакты 11 которого находятся в цепи защищаемого двигателя 1.
Устройство работает следующим образом.
Изменение напряжения на якоре двигателя 1 (падение) и обмотке 2 дополнительных полюсов двигателя (рост), вызванное круговым огнем на коллекторе, через разделительные конденсаторы 3 и 4подается независимо на трансформаторы 5 и б. Так как вторичные обмотки трансформаторов соединены последовательно-встречно, для однополярных сигналов пара трансформаторов является вычитающим устройством, а для разнополярных, как это имеет места в данном случае, суммирующим. Суммарный сигнал напряжения подается через ограничивающий ток резистор 7, величина которого подбирается при отладке устройства, а защитный диод 8 на управляющий переход тиристора 9. При достижении опреде1046828
Составитель Т. Щеголькова
Техред М.Кузьма Корректор А; Тяско
Редактор И. Ковальчук
Заказ 7741/51
Тираж 617 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП . Патент, r. Ужгород, ул. Проектная., 4 ленного уровня сигнала по напряжению и току тиристор открывается, подавая напряжение питания на отключающую катушку 10 коммутирующего аппарата, контактами 11 которого отключается аварийный двигатель.
Таким образом использование предлагаемого устройства дает существенное повышение помехоустойчивости и скорости срабатывания защиты тяговых двигателей тепловозов от круговых
5 огней на коллекторе.