Устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины

 

1. УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА МЕЖДУ КОРПУСОМ И РАБОЧИМ КОЛЕСОМ ЛОПАСТНОЙ ГЙДРОМАШИНЫ , содержащее гайку с фиксирующим ее положение относительно вала в осевом направлении элементом, имеющей наружную резьбу, ответную резьбу на внутренней поверхности полости ступицы рабочего колеса, и стопорный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства регулирования, полость в ступице выполнена с стороны входа в рабочее колесо, фиксирующий элемент выполнен в виде щпильки с КОЛЬЦОВОЙ проточкой, а гайка - с кольцевым внутренним выступом, размещенным в последней, при этом торец вала со стороны входа в рабочее колесо имеет центральное резьбовое отверстие под щпильку. 2. Устройство по п. I. отличающееся тем, что стопорный элемент выполнен в виде обтекателя, прижатого к ступице с помощью пружинной щайбы и колпачковой гайки, на- «g вернутой на второй конец щпильки. оо 4 оо

СОНИ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,.SU„„1070343 A (51) F 04 D 29/20; F 04 D 3/00

Г ",. ЕЮЕРЕ4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 А ИвЛ M:F fil4rWak А 1

ВЬЬФ19%к

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 35007072/25-06 (22) 27. 10.82 (46) 30.01.84.Бюл. № 4 (72) В. М. Весманов, Ю. Н. Мухин, В. К. Муратов и М. Л. Толчинский (71) Государственное специальное конструкторское бюро по механизации ирригационномелиоративных работ и поливов хлопчатника (53) 621.671 (088.8) (56) 1. Патент США № 3771927, кл. 415 †1,-опублик. 1972.

2: Авторское свидетельство НРБ № 18515, кл. F 04 7Д 27/00, опублик. 1975. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА МЕЖДУ КОРПУСОМ И РАБОЧИМ КОЛЕСОМ ЛОПАСТНОЙ ГИДРОМАШИНЫ, содержащее гайку с фиксирующим ее положение относительно вала в осевом направлении элементом, имеющей наружную резьбу, ответную резьбу на внутренней поверхности полости ступицы рабочего колеса, и стопорный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства регулирования, полость в ступице выполнена с стороны входа в рабочее колесо, фиксирующий элемент выполнен в виде шпильки с кольцовой проточкой, а гайка — с кольцевым внутренним выступом, размещенным в последней, при этом торец вала со стороны входа в рабочее колесо имеет центральное резьбовое отверстие под шпильку.

2. Устройство по п. i. отличающееся тем, что стопорный элемент выполнен в виде обтекателя, прижатого к ступице с помощью пружинной шайбы и колпачковой гайки, на- Е вернутой на второй конец шпильки.

1070343

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано для регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом в лопастных гидромашинах.

Известно устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины, содержащее вал с резьбои, ответную гайку, упирающуюся в ступицу рабочего колеса, и кольцевои стопорный элемент (1) .

Недостатком устройства является неудобство регулирования зазора.

Наиболее близким по технической сущности и предлагаемому является устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины, содержащее гайку с фиксирующим ее положение относительно вала в осевом направлении элементом, имеющей наружную резьбу, ответную резьбе на внутренней поверхности полости ступицы рабочего колеса, и стопорный элемент (2).

Недостатком известного устройства является неудобство регулирования зазора.

Цель изобретения — повышение удобства регулирования.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины, содержащем гайку с фиксирующим ее положение относительно вала в осевом направлении элементом, имеющей наружную резьбу, ответную резьбе на внутренней поверхности полости ступицы рабочего колеса, и стопорный элемент, полость в ступице выполнена со стороны входа в рабочее колесо, фиксирующий элемент выполнен в виде шпильки с кольцевой проточкой, а гайка — с кольцевым внутренним выступом размещенным в последней, при этом торец вала со стороны входа в рабочее колесо имеет центральное резьбовое отверстие под шпильку.

Стопорный элемент может быть выполнен в виде обтекателя, прижатого к ступице с помощью пружинной шайбы и колпачковой гайки, навернутой на второй конец шпильки.

На фиг. 1 изображена лопастная гидромашина с местом расположения в ней устройства регулирования, общий вид; на фиг. 2— узел 1 на фиг. 1 с изображением конструкции устройства регулирования зазора.

Устройство регулирования зазора между корпусом 1 и рабоим колесом 2 лопастной гидромашины содержит гайку 3 с фиксирующим ее положение относительно вала 4 в осевом направлении элементом, имеющей наружную резьбу, ответную резьбе на внутренней поверхности полости 5 ступицы 6 рабочего колеса 2, и стопорный элемент.

Полость 5 в ступице 6 выполнена со стороны входа в рабочее полесо 2, фиксирующий элемент выполнен в виде шпильки 7 с кольцевой проточкой 8, а гайка 3 — с кольцевым внутренним выступом 9, размещенным в последней, при этом торец вала 4 со стороны входа в рабочее колесо 2 имеет центральное резьбовое отверстие 10 под шпильку 7. Стопорный элемент выполнен в виде обтекателя 11, прижатого к ступице 6 с помощью пружинной шайбы 12 и колпачкоgp вой гайки 13, навернутой на второй конец шпильки 7.

Регулирование зазора между корпусом 1 и рабочим колесом 2 осуществляется следующим образом. При вращении гайки 3 усилие через наружную резьбу гайки, контактирующую с резьбой на внутренней поверхности полости 5 ступицы 6, передается на рабочее колесо 2 и перемещает его вдоль вала 4. Осевому перемещению гайки 3 препятствует фиксирующий элемент, выполненный в виде шпильки 7 с кольцевой проточкой 8 и расположенный в поледней внутренний кольцевой выступ 9 гайки 3: После установки необходимого зазора б между корпусом 1 и рабочим колесом 2 его фиксируют, наворачивая колпачковую гайку 13 на второй конец шпильки 7. При этом обтекатель

11 прижимается к ступице 6, в результате трения исключается поворот рабочего колеса 2 относительно вала 4, а гайка 3 упирается в торец вала 4 с некоторым усилием вследствие чего устраняется возможный

4б люфт гайки 3. Пружинная шайба 12 препятствует отворачиванию колпачковой гайки 13.

Использование предлагаемого устройства повышает удобство регулирования за4> зора между корпусом и рабочим колесом в лопастных гидромашинах.

1070343

Составитель В. Девисилов

Редактор С.Юско Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 11326/36 Тираж 629 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины Устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины Устройство регулирования зазора между корпусом и рабочим колесом лопастной гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам, обеспечивающим подачу жидкости к ДВС

Изобретение относится к насосостроению, в частности к области нефтегазодобычи

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для определения эпюр давления в пазухах рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений и позволяет повысить надежность и кпд компрессора за счет уменьшения износа наружных цапф поворотных лопаток
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок

Изобретение относится к области гидравлических испытаний центробежных насосов, в частности к балансовым испытаниям, определяющим величины разных видов потерь энергии в насосе на различных режимах его работы, и может быть использовано как при разработке новых агрегатов, так и при испытании уже существующих

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора
Наверх