Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБТЕКАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ, содержащее модель прямолинейного магнитного поля, выполненную в виде соленоида с установленными в ней измерительными и контролирующими датчиками и металлической моделью транспортного средства, причем выходы .блока питания через электроды, моделирующие пелену свободных вихрей тр нспортного средства, подключены к выходным кромкам несущих поверхностей мо .дели транспортного средства, выход блока контроля положения витков, выполненного в виде индукционных датчиков , и выходы измерительных и контролирующих датчиков через коммутатор подключены к входам измерительного блока, металлическую модель движителя и блок моделирования пелены свободных вихрей движителя, выполненный в виде соленоидов, оси которых совпадают с осью вращения движителя. причем обмотки соленоидов одним концом соединены с выходными кромками модели движителя, а другим концом с выходами блока питания, индукционные датчики блока контроля положения витков установленьг на витках соленоида блока моделирования пелены свободных вихрей движителя нормально к боковой поверхности блока моделирования пелены свободных вихрей движителя , отличающеес я тем, что, с целью повышения точности моделирования и расширения класса решаемых задач, оно дополнительно содержит блок задания квазивращающегося магнитного поля, образованный проводниi ками, соответственно подключенными к блоку питания и имеющими форму об (Л разующих тела вращения, соста.вленного из двух соосных, симметричных усе ченных конусов с гиперболическими образующими, и цилиндра, основания которого совпадают с больыими основаниями конусов, внутри цилиндра по 1 оси симметрии установлена металличес кая модель движителя, блок задания квазивращакадегося магнитного поля установлен на поверхности, модели р1 транспортного средства, число соленоидов блока моделирования пелены свободных вихрей движителя равно числу контролируемых на модели движителя точек, а витки уложены по соосным винтовым линиям с шагом, равным ц V б , где Y - относительная скорость сноса вихрей. е азимутальный угол положения лопасти движителя.

„„SU(ii) 1 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3(59 01 06 ч 7/70

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3532398/18-24 (22) 31.12.82 (46) 23.02.84. Бюл, Р 7 (72) В.К.Мельник, В.Л.Пахненко. и В.В.Пирогов (53) 681. 3 (088, 8) (56) 1. Ав торское свидетельство СССР

Р 305487, кл. С 06 С1 7/44, 1969.

2 ° Авторское свидетельство СССР

Р 516054, кл. С1 06 0 7/48, 1974.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 516060, кл. Ci 06 С 7/70, 1974 (прототип) . (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБТЕКАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

С ВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ, содержащее модель прямолинейного магнитного поля, выполненную в виде соленоида с установленными в ней измерительными и контролирукщими датчиками и металлической моделью транспортного средства, причем выходы блока питания через электроды, моделирукщие пелену свободных вихрей транспортного средства, подключены к выходным кромкам несущих поверхностей модели транспортного средства, выход блока контроля положения витков, выполненного в виде индукционных датчиков, и выходы измерительных и .контролирующих датчиков через коммутатор подключены к входам измерительного блока, металлическую модель двих:ителя и блок моделирования пелены свободных вихрей движителя, выполненный в виде соленоидов, оси которых совпадают с осью вращения движителя, причем обмотки соленоидов одним концом соединены с выходными кромками модели движителя, а другим концом— с выходами блока питания, индукционные датчики блока контроля положения витков установлены на витках соленоида блока моделирования пелены свободных вихрей движителя нормально к боковой поверхности блока моделирования пелены свободных вихрей движителя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности моделирования и расширения класса решаемых задач, оно дополнительно содержит блок задания квазивращающегося магнитного поля, образованный проводниками, соответственно подключенными со к блоку питания и имеющими форму обраэукщих тела вращения, составленного из двух соосных, симметричных усе ченных конусов с гиперболическими образующими, и цилиндра, основания которого совпадают с большими осно- Я ваниями конусов, внутри цилиндра по оси симметрии установлена металличес кая модель движителя, блок задания квазивращающегося магнитного поля установлен на поверхности. модели транспортного средства, число соленоидов блока моделирования пелены свободных вихрей движителя равнО числу контролируемых на модели движителя точек, а витки уложены по соосным винтовым линиям с шагом, ч.=ч е, где Ч вЂ” относительная скорость сноса вихрей, — аэимутальный угол положения фв лопасти движителя °

1075277

Усжройство относится к аналоговой .вычислительной технике и предназначено для изучения обтекания моделей транспортных средств с работающим лопастным движителем.

Известны устройства для моделирования трехмерных поступательноциркуляционных потоков, работа которых основана на том, что модели исследуемых тел, выполненные из диамагнетика, помещаются в прямолинейное квазистационарное магнитное поле и на их поверхности или в окружающем пространстве с помощью индукционных датчиков измеряются магнитные потенциалы и по известным соотношениям 15 электромагнитогидродинамической аналогии рассчитываются аэродинамические характеристики (lan и (2g .

Однако эти устройства не позволяют при моделировании учесть влияние g() работающего движителя и не обеспечивают высокой точности моделирования.

Иаиболее близким к изобретению является устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем, содержащее блок задания прямолинейного магнитного поля с установленными в нем измерительными и контролирующими датчиками и металлической моделью транспортного средства, выходные кромки несущих поверхностей которой через электроды, моделирукщие пелену свободных вихрей, подсоединены к блоку питания, а измерительные и контроли- 35 рукщие датчики через коммутатор подсоединены к измерительному блоку, блок моделирования движителя, установленный в блок задания магнитного потока, выполненный в виде соленоида переменного сечения, ось которого 4О параллельна оси движителя, а обмотка подключена к блоку питания, блок контроля положения витков, расположенной в плоскости расположейия обмотки блока моделирования движите- 45 ля, и блок измерения магнитного потока, выполненный в виде индукционной катушки, расположенной .на обмотке блока моделирования движителя, причем блок контроля положения витков и 50 блок измерения магнитного потока подключены к соответствующим входам коммутатора (3) .

Иедостатками известного устройства являются отсутствие возможности моде- 55 лирования обтекания летательных аппаратов с несущим винтом (например, вертолетов) и определения нагрузок, действукщих на элементы движителями а также недостаточная точность моделирова-69 ния, так как магнитный поток,незамкнутого соленоида, которым моделируется движитель, в районе его торцов существенно искажает поток вокруг модели транспортного средства.

Цель изобретения — расширение класса решаемйх задач и повышение точности моделирования.

Цель достигается тем, что в устройство, содержащее модель прямолинейного магнитного поля, выполненную в виде соленоида с установленными в ней измерительными и контролирующими датчиками и металлической моделью транспортного средства, причем выходЫ блока питания через электроды, моделирующие пелену свободных вихрей транспортного средства, подключены к выходным кромкам несущих поверхностей модели транспортного средства, выход блока контроля положения витков, выполненного в виде индукционных датчиков, и выходы измерительных и контролирующих датчиков через коммутатор подключены к входам измерительного блока, металлическую модель движителя и блок моделирования пелены свободных вихрей движителя, выполненный в виде соленоидов, оси которых совпадают с осью вращения движителя, причем обмотки соленоидов одним концом соединены с выходными кромками модели движителя, а другим концом — с выходами блока питания, индукционные датчики блока контроля полоя<ения витков установлены на витках соленоида блока моделирования пелены свободных вихрей движителя нормально к боковой поверхности блока моделирования пелены свободных вихрей движителя, введены блок задания квазивращакщегося магнитного поля, образованный проводниками, соответственно подключенными к блоку питания и,имеющими форму образующих тела вращения, составленного из двух сооснык, симметричных усеченных конусов с гиперболическими образующими, и цилиндра, основания которого совпадают с большими основаниями конусов, внутри цилиндра го оси симметрии установлен а металличес-. кая модель движителя, блок задания квазивращающегося магнитного поля установлен на поверхности модели транспортного средства, число соленоидов блока моделирования пелены свободных вихрей движителя равно числу контролируемых точек на модели движителя, а витки уложены по соосным винтовым линиям с шагом, равным

q-.V 8, где

V - -относительная скорость сноса вихрей, азимутальный угол положения лопасти движителя.

Идея устройства основана на вихревой теории °

iIa фиг. 1 изображена блок-схема устройства для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым

1075277 где х, х э X=

< x < y i4 i 4) 4x + 4 движителем; на фиг. 2 †блок задания квазивращающегося магнитного поля.

Устройство содержит модель 1 пря. молинейного магнитного поля с установленными в ней измерительными и контролирукщими датчиками 2, металлической моделью 3 транспортного средства, выходные кромки несущих поверхностей которой через электроды 4, представляющие собой системи линейных проводников, подключены к блоку 5 питания. Измерительные и контролирующие датчики 2 подключаются через коммутатор б к измерительному блоку 7. Блок 8 задания квазивращающегося магнитного поля образован множеством проводников, параллельно подключенных к блоку 5 питания и имекщих форму образукщих тела вращения, составленного из двух соосных симметричных усеченных конусов Я с гиперболическими образующими, соединенных своими большими основаниями цилиндрическим участком, внутри которого по оси симметрии, в заданной ориентации относительно модели 25 транспортного средства 3, размещается трехмерная металлическая модель движителя 9. Размеры цилиндрического участка определяются линейными размерами модели движителя 9, а фор- 30 ма криволинейных участков проводников (гиперболических образукщих усеченных конусов) рассчитывается из условия создания в заданном объеме квазистационарного магнитного поля с заданными характеристиками, а именно, с постоянным вихрем магнитной индукции (гоt, В=<:onet ) и с линейным законом изменения магнитной индукции от нуля до максимального значения вдоль направления, нормального к оси вращения. Такое поле при взаимодействии с металлической поверхностью .моделирует обращенное вращательное движение твердого тела в жидкости или газе. при этом в соответственных 45 точках квазивращающегося магнитного поля и вращающегося потока жидкости или газа величинами-аналогами

HBJIftlOTCH Bz — О ° 5 < Ot В Р; H Ч, = <3 ; (компонента вектора магнитной индук- 50 ции и линейная скорость во вращательном движении), гot В и (J (вихрь. магнитной индукции и угловая скорость вращения) .

Форма проводников, образующих кон-55 тур блока 9 задания квазивращающегося магнитного поля, описывается уравнением гиперболы вида

9,42

1 х 1 = X +4 2х

< о « )

Гх4 4 ах

A — значение функции 4 (х) при X = О.

Блок 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя представляет собой соленоид, образованный множеством (по числу особых точек на модели движителя 9) проводников, уложенных по соосным винтовым линиям с диаметром и шагом, соответствующими диаметру и шагу свободных вихрей от элементов движителя и соединяющих выходные кромки элементов модели движителя 9 с блоком 5 питания. Ось винтовых линий совпадает вначале с осью вращения движителя 9,.а затем с направлением линий пространственного потока, обтекакщего транспортное средств о.

Диаметр винтовых линий зависит от диаметра движителя и в первом приближении они равны. й!аг винтовых линий может быть определен различными способами.

Иапример, из теории воздушных винтов: где Ч вЂ” относительная средняя скорость сноса вихрей; азимутальный угол положения лопасти движителя относительно начала отсчета; co — относительная скорость перемещен и я; т — коэффициент тяги винта; текущее значение координат точек винтовой линии в oceо вом направлении при 0 = Зб0 (шаг винтовой линии) .

Блок 11 контроля положения витков представляет собой систему однокомпонентных индукционных датчиков, подключаемых через коммутатор б. к измерительному блоку 7 и размещенных на проводниках, моделирующих свободные вихри движителя таким образом, что оси их катушек нормальны к боковой поверхности блока 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя.

Работу устройства поэтапно можно разделить на монтаж модели, задание граничных условий и регистрацию показания измерительных датчиков.

В модели 1 задания прямолинейного магнитного поля, моделирующего поступательное движение жидкости или газа, устанавливается металлическая модель исследуемого транспортного средства 3, выходные кромки ее несущих поверхностей системо" электродов 4, моделирующих пелену свободных вихрей транспортного срЕд1075277 ства, соединяются с блоком 5 питания.

Иеталлическая модель движителя 9 размещается в блоке 8 задания квазивращакщегося магнитного поля, моделирукщего вращательное движение жид5 кости или газа, по оси симметрии в центральной его части.

Блок 8 задания квазивращающегося магни гного поля с размещенной в нем моделью движителя 9 устанавливается 10 на модели транспортного средства 3 в заданной компоновке.

Блок 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя монтируется на модели таким образом, что один (5 торец соленоида, диаметр и шаг витков которого равны диаметру и шагу свободных вихрей, сходящих с элементов движителя, устанавливается в плоскости выходных кромок модели 20 движителя 9, а другой торец соленоида располагается вдали от модели транспортного средства 3. При этом первоначально оси соленоида совпадает с осью движителя. Проводники, об- 25 разун4ие обмотку соленоида, подсоединяются с одной сторбны к выходным кромкам элементов движителя, а с другой стороны — к,блоку 5 питания.

На выходящих кромках моделей тран-30 спортного средства 3 и движителя 9 и в заданных точках потока устанавливаются измерительные и контролирующие датчики 2, представлякщие собой системы индукционных катушек. 35

Однокомпонентные датчики блока 11 . контроля положения витков размещаются на проводниках, моделирующих свободные вихри движителя таким образом, чтобы оси их катушек были нормальны к4 боковой поверхности блока 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя.

Все измерительные и контролирующие датчики 2 и блок 11 контроля положе. ния витков через коммутатор б .подклю-45 чаются к измерительному блоку 7 .

Яа собранной таким обраЗЬм модели приступают к заданию граничных условий. Вначале организуется модель поступательно-циркуляционного обтека- 50 ния транспортного средства. Для этого включается блок 5 питания и в электродах 4, моделирукщих пелену свободных вихрей транспортного средства,задаются токи, обеспечивакщие 55 выполнение аналога постулата Чаплыгина-Жуковского на выходных кромках . несущих поверхностей модели транспортного средства 3.

Затем организуется модель рабо- 60 тающего движителя. Для этого от блока 5 питания иа блоки 8 задания кваэивращающегося магнитного ноля и 10 моделирования пелены свободных вихрей . движителя подаются такие токи, которые обеспечивают заданный (по частоте вращения движителя) линейный закон изменения магнитной индукции поля, набегакщего на модель движителя 9, и выполнение аналога постулата

Чаплыгина-Жуковского на выходных кромках элементов моцели движителя 9. Выполнение этих граничных условий контролируется по показаниям измерительных и контролирукщих датчиков 2, установленных соответственно в плоскости входных кромок и на выходных кромках элементов модели движителя 9 и подключенных к измерительному блоку 7 через коммутатор б. Далее, по показаниям блока 11 контроля положения витков, подключенного через коммутатор б к измерительному блоку 7, производится корректировка пространственного положения блока 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя та- ким образом, чтобы по всей длине соленоида равнялась нулю нормальная к его поверхности, составляющая магнитной индукции суммарного поля, создаваемого моделью 1 прямолинейного магнитного поля, электродами 4, моделирукщими пелену свободных вихрей транспортного средства, блоком 8 задания квазивращающегося поля и блоком 10 моделирования пелены свободных вихрей движителя.

После выполнения перечисленных граничных условий измерение необходимых величин на поверхности моделей транспортного средства 3 и движителя 9 или í окружакщем их пространстве производится с помсщью измеритель.ных датчиков 2, подключенных через коммутатор б к измерительному блоку 7. устройство для моделирования обтекания транспортных средств с работающим движителем повышает точность моделирования и расширяет класс задач аэрогидромеханики, решаемых при аналоговом моделировании, так как оно позволяет не только учесть суммарное влияние работы движителя на обтекание транспортного .средства, но и исследовать обтекание летательных аппаратов с несущим винтом (например, вертолетов), а также исследовать характер нагружения элементов движителя при их различном фазовом положении относительно транспортного средства, исследовать характеристики движителя с учетом конечного числа вращающихся элементов, исследовать интерференцию движителя и транспортного средства.

Предлагаемое устройство позволяет в ряде случаев существенно сократить дорогостоящие исследования в аэродинамических трубах ы бассейнах.

107 5277

ВНИИПИ - Заказ 503/4 3

Тираж 699 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород,ул.Проектная,4

Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем Устройство для моделирования обтекания транспортных средств с винтовым движителем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, к системам комплексного контроля веса и центровки пассажирских и транспортных самолетов классической схемы, у которых топливо расположено в крыле, а нагрузка - в фюзеляже, и может быть использовано для определения в полете текущего значения веса коммерческой нагрузки и оперативного управления аэродинамическими характеристиками: дальностью, высотой, скоростью

Изобретение относится к электронному моделированию и может быть использовано для построения специализированной вычислительной машины по исследованию транспортных потоков и применения в системах управления потоками транспорта и является усовершенствованием устройства для моделирования динамики транспортного потока по йвт

Изобретение относится к автоматике и касается устройств, предназначенных для контроля положения предметов (грузов), закрепленных на палубе судна
Наверх