Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины

 

< 972530

Союз Советскик

Социалистические

Республик

ОЛИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву ; 851426 (22)Заявлено 05.12.80 (21) 3214758/18-24 с присоединением заявки РЙ (51)М. Кл.

G 06 G 7/70

5Ьоударетвенный комнтет

СССР до делам нзооретеннй н открытнй (23) Приоритет

Опубликовано 07. 11. 82, Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 07,11 ° 82 (53) УДК 681.3 (088,8) (72) Автори изобретения

А.А.Бельке и В.В.Баранов (7l ) Заявитель с с (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ

ДВИЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МА111ИНЫ

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение в тренажерах для подготовки водителей гусеничных машин.

По основному авт. св. и 851426 известно устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины, содержащее источник двухполярного постоянного напряжения, выходы которого через первый мостовой выпря- о митель соединены с первым входом и выходом первого интегратора, выход которого через последовательно соединенные второй интегратор, усилитель, первый вход блока воспроизведения нелинейности типа "сухое трение" соединен с вторым входом первого интегратора и первым входом третьего интегратора, второй вход третьего интегратора соединен с выходом 2о второго блока нелинейности, вход которого соответственно соединен с. выходом датчика угла наклона местности и входом первого блока нелинейности, выход последнего соединен с первыми входами. второго и первого функциональных преобразователей, выход первого функционального преобразователя непосредственно и через инвертор соединен с вторым и первым входами блока воспроизведения нелинейности типа "сухое трение", датчик вида грунта своими выходами соединен с вторыми входами первого и второго функциональных преобразователей, выход последнего непосредственно и через инвертор соединен с противоположными вершинами второго мостового выпрямителя, вторая пара противоположных вершин которого соответственно соединена с третьим входом третьего интегратора и одно" временно с вторым входом второго интегратора. и выходом третьего интегратора (1 3.

Недостатком известного устройства . является отсутствие имитации допол" нительного сопротивления, которое

40

5О с М (вк „)

М (И4411- М1 ), 55

3 97293 возникает при движении гусеничной машины по слабому грунту (снег, песок, пахота и др.) за счет смятия и погружения в грунт под собственным весом машины, 5

Чем меньше скорость и мягче грунт, тем на большую глубину деформируется грунт, и машина испытывает большее дополнительное сопротивление при движении. 1О

Целью изобретения является повышение точности моделирования за счет учета влияния дополнительного сопротивления при движении гусеничной машины по слабым грунтам. 15 . Эта цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит функциональный преобразователь типа усилитель с зоной нечувствительности и сумматор, причем первый и второй вход 2В третьего функционального преобразователя соответственно соединен с выходом третьего интегратора и третьим выходом датчика вида грунта, а второй вход и выход сумматора соединены со- 25 ответственно с выходом второго функционального преобразователя и входом второго инвертора.

На фиг, 1 изображена функциональная схема устройства; на фиг. 2 зависимость изменения сопротиввения разных видов грунта от изменения скорости движения машины.

Устройство содержит источник 1 двухполярного постоянного напряжения, мостовой выпрямитель 2, интеграторы 3 и 4, усилитель 5, блок 6 нелинейности типа "сухое трение", интегратор 7, мостовой выпрямитель 8, инвврторы 9 и 10, блок 11 нелинейности, датчик угла наклона местности, функциональный преобразователь

13 типа усилитель с зоной нечувствительности, сумматор 14, второй функциональный преобразователь 15, первый блок 16 нелинейности, датчик

17 вида грунта, первый функционал-ный преобразователь 18, резисторы

19-22, диоды 23 и 24> операционный усилитель 25, резисторы 26.

Работа устройства описывается системой уравнений

8""Вк 1

dt Y(M„- 1 ) (1) причем, если М,<>, Мец, то М =Мсц

12

М2 =™ +М (+М,1,, (5) где ывк- угловая скорость вращения ведущего колеса;

)„ - момент инерции, приведенный к ведущему колесу со стороны вращающихся частей трансмиссии и гусеничного движителя;

М„ - момент упругих сил, возникающих в гусеничном движителе;

2 - суммарная. податливость гусеничного движителя; ч - линейная скорость гусеницы

rg„ радиус ведущего колеса

32 - момент внешних сил, действующий на гусеничный движитель;

М вЂ” момент сопротивления движе1 нию, определяемый сопротивлением грунта;

И - момент определяемый углом наклона местности;

Мп — дополнительный момент сопротивления при движении гусеничной машины по слабым грунтам.

Первое уравнение системы решается с помощью суммирующего интегратора

3, на один вход которого поступает напряжение U, пропорциональное крутящему моменту, на другой — с выхода блока 6 воспроизведения нелинейности типа "сухое трение" поступает напряжение 0м„„,пропорциональное моменту упругих сил М1, Напряжение 0м формируется с помо11 щью суммирующего интегратора 4, на один вход которого подается напряжение 0„ с выхода с умми рующе го и нвк тегратора 3 и напряжение 0ч с выхода суммирующего интегратора 7, учет коэффициента 1/r осуществляется входным резистором суммирующего интегратора 4. 8 результате на выходе последнего формируется напряжение, пропорциональное 0и „, т,е. решается втоЙ рое уравнение системы.

Усилитель 5 служит для приведения напряжения 0м до необходимой ампли12 туды и необходимого знака.

С помощью блока 6 воспроизведения нелинейности типа "сухое трение", производится решение условия (4 ) системы следующим образом.

Если амплитуда напряжения U< (0м сц (последнее подается на управляющие

{e) (т) (8) 5 . 97253 входы и определяет уровень ограничения ), то напряжение 0м беэ и эменеФ2 ния проходит через блок 6. Если же

0> >U,з напряжение Нм„ограничиваЙ CII S ется блоком 6 до напряжения, поданного на управляющие входы,т."е. до величины UM таким образом, на выхоI де блока 0„ = Оь "1 2 сц

IO

С выхода блока 6 воспроизведения нелинейности типа "сухое трение" на,пряжение 0м„,, подается на вход суммирующего интегратора 7, на другие входы интегратора поступают напряжения 0„,;Им„,0м„, причем два последних поступают через мостовой выпрямитель 8 для того, чтобы не возникало движение от момента сопротивления грунта. 20

Напряжения 0м, UM ., Омс формируются исходя из выражейий где G - вес машины, д- - угол наклона местности; зо

Мсц- момент сцепления гусеницы с грунтом;

Ч - коэффициент сцепления гусеницы с грунтом.

Выражение (6 ) реаается следующим образом.

С датчика угла наклона местности (датчиком может быть либо потенциометр, либо устройство считывания с какого"либо носителя информации) снимается напряжение 0@, пропорциональное углу наклона местности, которое поступает на первый блок 16 воспроизведения нелинейности, воспроизводящий косинусную зависимость.

Напряжение 0 поступает íà вход функционального преобразователя 15, который реализует функцию произведения f ° с учетом коэффициентов G ° г . созе.

На другой вход функциональгого îpåобразователя подается напряжение, определяющее вид грунта с датчика 17 (датчиком вида грунта может быть переключатель, потенциометр или устройство считывания с какого-либо ноSS сителя информации), Таким образом, на выходе функционального преобразователя 15 формируется напряжение, пропорциональное и. 6

0м, которое поступает на сумматор

14, На другой вход последнего поступает напряжение, пропорциональное дополнительному моменту сопротивле" ния при движении по мягким грунтам

0м . Оно формируется следующим образом.

Напряжение, пропорциональное скорости движения, с интегратора 7 поступает на функциональный преобразователь 13, который формирует характеристики, приведенные на фиг. 2.

В функциональном преобразователе

13 это напряжение через резистор 19 подается на усилитель 25.

Одновременно с выхода датчика

17 вида грунта напряжение, пропорциональное заданному грунту, поступаа на вход резистора 20 и служит опорнь!м напряжением, До тех пор, пока напр :«ение, пропорциональное скорости движения, не компенсирует опорное напряжение, напряжение с датчика 17 вида грунта через резистор 21 формирует на выходе усилителя 25 максимальный дополнительный момент сопротивления при движении по слабым грунтам U, л

По мере увеличения сигнала, пропорционального скорости движения

0, компенсируется опорное напряжение на аноде диода 24, и на выходе усилителя 25 уменьщается значение дополнительного сопротивления движению до нуля, Диод 23 препятствует появлению на выходе усилителя

25 напряжения другой полярности, Суммируясь на сумматоре 14, напряжение 0м и Пщ поступают на прои тивоположные веригины мостового вы-прямителя 8 с противоположным эна" ком за счет инвертора 9.

Напряжение 0м формируется точно так же, как и l)Mfi только в этом случае используется функциональный преобразователь 18. Напряжение 0ыс„, подается на управляющие входы блока

6 воспроизведения нелинейности типа

"сухое трение" с разными знаками.

Для изменения знака служит инвертор

10. Аналогично 0м формируется напрясц жение И „, которое после функционального преобразователя 11 подается на вход суммирующего интеграто" ра 7.

Таким образом, предложенное устройство в отличие от известного поз.воляет более точно моделировать процессы взаимодействия гусенич"

972530 ного движителя со слабым грунтом, более полно обучать водителей правильным приемам вождения, что в свою очередь дает воэможность приблизить тренировки водителя при вождении в 5 сложных условиях к реальным условиям и приведет к сокращению расхода моторесурса транспортных средств, используемых для обучения, и к сокращению расхода топлива. î

Формула изобретения

Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины по авт. св. N 851426, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности моделирования путем учета влияния дополнительного сопротивления движению гусеничного движителя по слабым грунтам, оно дополнительно содержит последовательно соединенные функциональный преобразователь типа усилитель с зоной нечувствительности и сумматор, причем первый и второй, вход функционального преобразователя соответственно соединены с выходом третьего интегратора и третьим выходом датчика вида грунта, а второй вход и выход сумматора соединены соответственно с выходом второго функционального преобразователя и входом второго инвертора, Источники информации;„ принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

N 851426, кл. G 06 G 7/70, 1978 (прототип), 1

972530

200

400

Йа. 2 акаэ 519 2 Тираж 731 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113о35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 лиал ППП Патент, г, жгород, ул. Проектная, Составитель В,Фукалов

Редактор Л,Гратилло Техред Е.Харитончик . Корректор Н.Буряк

Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, к системам комплексного контроля веса и центровки пассажирских и транспортных самолетов классической схемы, у которых топливо расположено в крыле, а нагрузка - в фюзеляже, и может быть использовано для определения в полете текущего значения веса коммерческой нагрузки и оперативного управления аэродинамическими характеристиками: дальностью, высотой, скоростью
Наверх