Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины

 

О ll И С А Н И Е < 942069

ИЗЬВРЕТЕНИЯ

Союз Советсиии

Социаиистичесинк

Рескубпин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02. 10.80 (21) 3005374/18-24 (5 3 ) M. Кл.

G 06 G 7(70 с присоединением заявки №

9еудвретиниый квинтет

СССР (23) Приоритет пе левак изобретений и открытий

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 09.07..82 (53 ) УД К 681.3 (088. 8) (72) Автор изобретения

А A. Бельке (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ

ДВИЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ .

Изобретение относится к аналоговычислительной технике и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей гусеничных машин и исследовательских стендах.

Известно устройство для моделирования прямолинейного движения автомобиля в тренажерах, содержащее блок моделирования двигателя, выход которого подключен ко входу блока моделирования трансмиссии, другой вход которого подключен к датчику внешней нагрузки (1).

Недостатком данного устройства является то, что оно не моделирует повороты и связанные с ними воздействия, влияющие на динамику движения машины.

Известно также устройство, содержащее последовательно соединенные блок моделирования двигателя, блок моделирования трансмиссии, выход которого соединен с первым входом блокз моделирования гусеничного движителя, aего второй вход соединен с датчиком вида грунта (2).

Недостаток указанного устройстванизкая точность моделирования поворотов и влияния их на динамику движения, так как в таком устройстве не учитывается кривизна траектории, фактически получаемая при выполнении поворотов, которая определяется разностью скоростей гусениц, а не углом поворота органов.управления поворотом. Кроме того, при определении величины сопротивления повороту не учитывается коэффициент сопротивления грунта повороту, а учитывается только сопротивление грунта прямолинейному движению. В данном устройстве не моделируется .явление рекуперации мощности

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее послед эвательно соединенные блок моделирования двигателя и блок моделирования трансмиссии, выход которого соединен с первыми входами первого и второго блоков моделирования гусеничного движи теля, выходы которых подключены к

3 94206 первому и второму входам первого сумматора соответственно, вторые выходы первого и второго блоков моделирования гусеничного движителя соединены с выходом датчика напряжения, пропорциональ, ного виду грунта, и с первыми входами первого и второго функциональных преобразователей, вторые входы которых соединены между собой, а выходы соеди1 иены с первым и вторым входами второго сумматора соответственно, выход которого соединен с третьим входом второго блока моделирования гусеничного движителя, а через первый инвертор — с третьим входом первого блока моделирования гусеничного движителя, выход первого блока моделирования гусенично-. го движителя подключен через второй инвертор к первому входу третьего сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго блока моделирования гу; сеничного движителя, выход третьего сумматора подключен ко входу первого блока задания нелинейности и первому входу блока деления, второй вход блока деления соединен с выходом первого сумматора и первым входом компаратора, а выход подключен ко .входу блока выделения модуля напряжения, выход которого через второй блок задания нелинейности соединен со вторым входом комп®ратора, выход первого блока задания нелинейности подключен к первым входам первого и второго функциональных преобразовате- . лей (3).

Недостаток известного устройства—

Э5 относительно низкая точность моделирования из-за допущения, принятого при создании модели

4q v< =сожф,, 40 где М, Ч„- соответственно скорости левой и правой гусениц.

Цель изобретения — повышение точности моделирования устройства.

Поставленная цель достигается тем, 45 что в устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины, содержащее датчик оборотов выходного вала, выход которого соединен с первыми входа- ми первого и второго блоков моделирова- рО ния гусеничного движителя, выходы которых подключены к первому и второму входам первого сумматора соответственно, вторые входы первого и второго блоков моделирования гусеничного движителя соединены с выходами датчика вида грунта и первыми входами первого и вторбго умножителей напряжения, вторые

9 4 входы которых соединены между собой, а выходы подключены к первому и второму входам второго сумматора соответственно, выход которого соединен с третьим входом второго блока моделирования гусеничного движителя, а через первый инвертор - с третьим входом первого блока моделирования гусеничного движителя, выход первого блока моделирования гусеничного движителя подключен через второй инвертор к первому входу третьего сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго блока моделирования гусеничного движителя, выход третьего сумматора подключен к первому входу блока деления, и первый блок выделения модуля напряжения, дополнительно введены второй блок выделения модуля напряжения и четвертый сумматор, -причем выход первого сумматора соединен со входом второго блока выделения модуля напряжения, выход которого подключен к первому входу четвертого сумматора, второй вход которого соединен с выходом первого блока выделения модуля напряжения, а выход четвертого сумматора подключен ко второму входу блока деления, выход которого соединен с первыми входами первого и второго умножителей напряжения, вход первого блока выделения модуля напряжения подключен к выходу третьего сумматора.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — схема блока моделирования гусеничного движителя.

Устройство содержит датчик 1 оборотов выходного вала, первый инвертор 2, первый блок 3 моделирования гусеничного движителя, датчик 4 вида грунта, второй блок 5 моделирования гусеничного движителя, второй инвертор 6, первый 7, второй 8 и третий 9 сумматоры, первый блок 10 выделения модуля напряжения, четвертый сумматор 11, блок 12 деления, первый 13 и второй 14 умножители и второй блок 15 выделения модуля напряжения.

Блоки 3 и 5 моделирования гусеничного движителя идентичны и содержат сумматор 16, входы которого являются входами блока, делитель 17 напряжения и интегратор 18.

Выход датчика 1 подключен к первым входам блоков 3 и 5 моделирования гусеничного движителя, вторые входы которых соединены с выходом датчика 4, выход блока 3 через инвертор 6 соединен со входом сумматора 9, выход которого соединен с первым входом блока 12 де9 6 ф - радиус поворота по забегающей гусенице;

Я, - расстояние между центрами гусениц.

С учетом, что

Ilj= — R зЬ

3a+V4 . .ЕК . 2. где Uu - угловая скорость машины; и y — соответственно скорости левой 2, и правой гусениц;

R. — радиус поворота центра машины, выражение (1) преобразуется к виду

2лэ Вфла

И+а)аВК4-а)Ь Ч„) (2)

Это выражение решается следующим образом.

С выхода блоков 3 и 5 моделирования гусеничного движителя напряжения Оу и Uy поступают на третий суйматор 7, на котором-они складываются с учетом коэффициента (1-а) ° Далее это напряжение поступает.на блок 5 выделения модуля, где напряжение приводится к одному знаку независимо от полярности на пряжений U j и Uy„

Напряжение 0 4 пропорциональное угловой скорости поворота машины, определяется из выражения

Ч2-Ь

Ю" .в которое решается с помощью инвертора

6 и сумматора 9. Напряжение поступает на вход блока 10 выделения модуля напряжения, с помощью которого оно приводится к одному знаку с учетом коэффициентов (1-а) В. Далее напряжение с выходов блоков 15 и 10 складываются с помощью четвертого сумматора 11, на выходе которого формируется напряжение, пропорциональное величине знаменателя " в выражении (2). Последнее поступает на первый вход блока 12 деления, на другой вход которого подается напряжение щ с учетом коэффициентов 2В. На выходе блока 12 формируется напряжение

О, при P „= 1. Учет рида грунта при формировании 0+ . осуществляется с помощью умножителей 13 и .14, которые учитывают величину и для различных г- н х

Грунтов.

Величина момента сопротивления повороту определяется выражением

М оцуп сп где Ц - вес машины;

- длина опорной поверхности, т.е. величина Q4/4 для данной машины

5 94206 ления, выход которого одновременно соединен со входами умножителей напряжения 13 и 14, выходы которых соответственно соединены с первым и вторым входами сумматора 8, выход сумматора

8 непосредственно и через инвертор 2 соединен соответственно с третьими входами блоков 5 и 3, выходы которых соединены с первым и вторым входами сумматора 7, выход последнего через после- 10 довательно соединенные блок 10 выделения модуля напряжения на сумматор 11 подключен ко второму входу блока деления 12, а выход сумматора 9 через блок выделения модуля 10 подключен к друго- 15 му входу сумматора 11. .Устройство работает следующим обра,зом.

С выхода датчика 1 напряжение, пропорциональное оборотам выходного вала щ трансмиссии,.поступает на входы блоков

3 и 5, на выходе которых формируется напряжение, пропорциональное скорости движения соответствующего гусеничного движителя. 25

Исходя из того, что скорость каждого гусеничного, движителя зависит от величины сопротивления грунта прямолинейному движению> иа вторые входы блоков 3 и 5 моделирования гусенично- 5я го движителя подается напряжение с датчика 4, определяющее вид грунта, которое в блоках 3 и 5 преобразуется в величину момента сопротивления прямолинейному движению.

На третьи входы блоков 3 и 5 подается напряжение, пропорциональное мо. менту, действующему на гусеничный движитель при повороте. Причем знак . этого напряжения за счет инвертора 2 4р является разным для блоков моделирования гусеничного движителя. Это необходимо для того, чтобы. при повороте на забегаюшую гусеницу действовал тормозной момент, а на отстающую - 45 раскруч ивающий. формирование напряжения, пропорционального моменту, действующему на ., гусеничный. движитель при повороте, основано на решении зависимости 5О max

g i(g+g)(В) (1) где,Ц вЂ” коэффициент сопротивления по вороту; ,Ц„,,— коэффициент сопротивления по55 вороту прИ g< = В, зависящий от вида грунта;

0 — коэффициент;

942 постоянна и учитывается с помощью сумматора 8.

Таким образом, предлагаемое устрой. ство позволяет моделировать повороты без допущений, принятых в прототипе, что позволяет повысить точность моделирования динамики гусеничных машин.

Фор мула изобретения

Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины, содержащее датчик оборотов выходного вала, выход которого соединен с первыми входами первого и второго блоков моделирования гусеничного движителя, выходы которых подключены к первому и второму входам первого сумматора соответственно, вторые входы первого и второго блоков моделирования гусеничного движителя соединены с выходом датчика вида грунта и первыми входами первого и второго умножителей, вторые входы которых соединены между собой, а выходы подключены к первому и второму вхс-.дам второго сумматора, выход которого соединен с третьим входом второго блока моделирования гусеничного движителя, а через первый инвертор — с третьим входом первого блока моделирования гусеничного движителя, выход первого блока моделирования гусеничного движителя подключен через второй инвертор к пер069 8 вому входу третьего сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго блока моделирования гусеничного дви-, жителя, выход третьего сумматора под = ключен к первому входу блока деления, и первый блок выделения модуля напряжения, о т л и ч а ю щ е е .с я тем, что, с целью повышения точности моделирования, оно содержит второй блок выделения модуля напряжения и четвертый сумматор, причем выход первого сумматора соединен со входом второго блока выделения модуля напряжения, .выход которого подключен к первому входу

15 четвертого сумматора, второй вход которого соединен с выходом первого бло.ка выделения модуля напряжения, а выход четвертого сумматора подключен ко второму входу блока деления, выход

2о которого соединен с первыми входами первого и второго умножителей напряжения, вход первого блока выделения модуля напряжения подключен к выходу трет

его сумматора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

l4 486.333, кл, И 06 G 7/70, 1972.

30 2. Техническое описание изделия

ТТБ-1/7 65, 53.00. 00.00. 00. 000.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке M 2961349/18-24, кл. (3 06 G 7/70, 1980 (прототип),

Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины Устройство для моделирования динамики движения гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, к системам комплексного контроля веса и центровки пассажирских и транспортных самолетов классической схемы, у которых топливо расположено в крыле, а нагрузка - в фюзеляже, и может быть использовано для определения в полете текущего значения веса коммерческой нагрузки и оперативного управления аэродинамическими характеристиками: дальностью, высотой, скоростью
Наверх