Устройство для моделирования динамики транспортного потока

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, содержащее реверсивный счетчик, выходы которого соединены с входами первого элемента ИЛИ, первый и второй элементы И, отличающееся тем, что, с целью повышения точности моделирования , в устройство, дополнительно введены датчик случайных импульсов , блок сравнения, первый, второй и третий счетчики, регистр, второй и третий элементы ИЛИ, третий, четвертый и пятый элементы И, первый, второй элементы 2И-ИЖ и элемент ЗИ-ИЛИ, причем выход первого элемента ИЛИ соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к инверсному выходу первого элемента 2И-ИЛИ, прямоый выход которого подключен к первому входу элемента ЗИ-ИЛИ, группа входов которого соединена с выходами первого счетчика, счетный вход которого соединен с выходом второго элемента И, первый вход которого подключен к выходу несравнения блока сравнения, выход сравнения которого соединен с установочными входамипервого и второго счетчиков и регистра, выходы которого подключены к первой группе входов блока сравнения, вторая группа входов которого соединена с выходами второго счетчика, прямые, выходы которого подключены к входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого соединен с выходом сравнения блока сравнения, выход третьего элемента И соединен со счетным входом третьего счетчика и с суммирующим входов реверсивного счетчика, вычитающий вход которого подключен к выходу четвертого элемента И, первый вход (Л которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, установочные входы регистра соединены с ыходом датчика случайных импульсов, счет .ньй вход второго счетчика соединен с выходом элемента ЗИ-ИЛИ, соответствующие входы которого соединены с выходом пятого элемента И О) и второго элемента 2И-ИЛИ, первый t вход пятого элемента И соединен с первыми входами первого и второго элементов 2И-ИЛИ и является первым входом устройства, .соответствующие входы первого и второго элементов 2И-ИЛИ объединены и являются первой группой входов устройства, входы третьего элемента ИЛИ являются второй группой входов устройства, второй вход четвертого элемента И является вторым входом устройства, запускающий вход датчика случайных импульсов соединен с входом разрешения записи регистра и является

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„!! 16441

G 06 G 7/70

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTQPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3567707/18-. 24 (22) 10.02.83 (46) 30.09.84. Бюл. Р 36 (72) Н.М.Кузнецова и В.В.Мусатов (71) Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 681.333(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 758199, кл. G 06 G 7/70, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР к 851427, кл. Q 06 G 7/70,,1980 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ДИНАМИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, содержащее реверсивный счетчик, выходы которого соединены с входами первого элемента ИЛИ,первый и второй элементы

И, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения точности мо" делирования, в устройство дополнительно введены датчик случайных импульсов, блок сравнения, первый, второй и третий счетчики, регистр, второй и третий элементы ИЛИ, третий, четвертый и пятый элементы И, первый, второй элементы 2И-ИЛИ и элемент

ЗИ-ИЛИ, причем выход первого эле мента ИЛИ соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к инверсному выходу первого элемента 2И-ИЛИ, прямоый выход которого подключен к первому входу элемента ЗИ-ИЛИ, группа входов которого соединена с выходами первого счетчика, счетный вход которого соединен с выходом второго элемента

И, первый вход которого подключен к выходу несравнения блока сравнения, выход сравнения которого соединен с установочными входами первого и второго счетчиков и регистра, выходы которого подключены к первой груп- пе входов блока сравнения, вторая группа входов которого соединена с выходами второго счетчика, прямые выходы которого подключены к входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого соединен с выходом сравнения блока сравнения, выход третьего элемента

И соединен со счетным входом третьего счетчика и с суммирующим входом реверсивного счетчика, вычитающий вход которого подключен к выходу четвертого элемента И, первый вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, установочные входы регистра соединены с выходом датчика случайных импульсов, счет.ный вход второго счетчика соединен с выходом элемента ЗИ-ИЛИ, соответствующие входы которого соединены с выходом пятого элемента И и второго элемента 2И-ИЛИ, первыйвход пятого элемента И соединен с первыми входами первого и второго элементов 2И-ИЛИ и является первьм входом устройства, .соответствующие входы первого и второго элементов

2И-ИЛИ объединены и являются первой группой входов устройства, входы третьего элемента ИЛИ являются второй группой входов устройства, второй вход четвертого элемента И является вторым входом устройства, запускающий вход датчика случайных импульсов соединен с входом разрешения записи регистра и является третьим входом устройства, вторые входы второго и пятого элементов И являются соответственно четвертым и пятым входами устройства, прямой и инверсный выходы второго разряда

1116441 реверсивного счетчика, выходы сравнения и несравнения блока сравнения, выход первого элемента И являются соответствующими выходами устройства.

Изобретение относится к электронному моделированию и может быть использовано для исследования транспортных потоков на железных дорогах, для определения величины пропускных спо- 5 собностей участков, составления и корректировки графиков движения поездов.

Известно устройство для моделирования динамики транспортного потока, содержащее генератор тактовых импульсов, ь накопительных конденсаторов, блок задания начальных условий и h блоков управления зарядом и разрядом накопительных конденсаторов, каждый из которых состоит из ключевых элементов, триггеров, элементов И. Устройство также содержит схему сравнения и стабилизаторы тока в каждом блоке управления зарядом и разрядом накопительного конденсатора (1 ).

Известное устройство позволяет моделировать динамические свойства транспортных средств с невысокой точ-25 ностью

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уст. ройство, содержащее и блоков управления, первые входы которых соедине ЗО ны с выходом генератора тактовых импульсов, блок задания начальных условий, выход которого подключен к второму входу каждого блока управления, третий и четвертый входы каж- 35 дого блока управления соединены с первыми выходами последующего и предьдущего блоков управления, первый выход каждого блока управления подключен соответственно к третьему входу последующего блока управ. ления и к четвертому входу предьдущего блока упраВления. Устройство содержит также реверсивные счетчики.

Второй выход блока задания начальных

2 условий соединен с суммирующим входом первого реверсивного счетчика, вычитающий вход которого подключен к второму выходу первого блока управ-. ления, выходы каждого реверсивного счетчика подключены к группе входов соответствующего блока управления, второй выход каждого блока управления соединен с вычитающим входом соответствующего реверсивного счетчика, суммирующий вход которого подключен к третьему выходу предьдущего блока управления, при этом каждый блок управления содержит первый и второй триггеры, выходы которых через первый элемент ИЛИ соединены с первыми входами второго и третьего элементов

И, вторые входы которых объедине-, ны и подключены к первому входу блока управления, выход второго элемента

И соединен с вторым выходом блока управления, выход третьего элемента

И подключен к третьему выходу блока управления. Входы элемента ИЛИ соФ единены с группой входов блока управления, его выход через элемент

НЕ подключен к первым входам первого и второго триггера, второй вход первого триггера подключен к третьему входу блока управления, второй вход второго триггера соединен с четвертым входом блока управления, первый вход первого триггера и второй вход второго триггера объединены и подключены к второму входу блока управления (2 ).

Указанное устройство не позволяет полностью моделировать организацию движения и управление движением транспортного потока применительно к железнодорожным сетям, поэтому проследить динамику транспортного потока в приложении к движению поездов с учетом случайных отклонений от графиков движения по времени

11164

50

3 и управления изменением скорости движения поездов в процессе их движения по блоку-участку невозможно.

В указанном устройстве исключена возможность контроля накопления

5 транспортных средств, что важно для организации движения поездов по железным дорогам.

Цель изобретения — повышение точности моделирования. 1О

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для моделирования динамики транспортного потока, содержащее реверсивный счетчик, выходы которого соединены с входами первого элемента ИЛИ, первый и второй элементы И, дополнительно введены датчик случайных импульсов, блок сравнения, первый, второй и третий счетчики, регистр, второй и третий элементы ИЛИ, третий, четвертый и пятый элементы И, первый; второй элементы 2И-ИЛИ и элемент ЗИ-ИЛИ, причем выход первого элемента ИЛИ соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к инверсному выходу первого элемента 2И-ИЛИ, прямой выход которого подключен к первому входу элемента ЗИ-ИЛИ, группа входов ко30 торого соединена с выходами первого счетчика, счетный вход которого соединен с выходом второго элемента И, первый вход которого подключен к выходу несравнения блока сравнения, выход сравнения которого соединен З5 с установочными входами первого и второго счетчиков и регистра, выходы которого подключены к первой группе входов блока сравнения, вторая группа входов которого соединена с вы- 40 ходами второго счетчика, прямые выходы которого подключены к входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого соединен с выходом сравнения блока сравнения, выход третьего элемента

И соединен со счетным входом третьего счетчика и с суммирующим входом реверсивного счетчика, вычитающий вход которого подключен к выходу четвертого элемента И, первый.вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, установочные входы регистра соединены с выходом 55 датчика случайных импульсов, счетный вход второго счетчика соединен с выходом элемента ЗИ-ИЛИ, соответ41 4

Гтвующпе входы которогo соединены с выходом пятого элемента И и второго элемента 2И-ИЛИ, первый вход пятого элемента И соединен. с первыми входами первого и второго элементов 2И-ИЛИ и является первым входом устройства, соответствующие входы первого и второго элементов

2И-ИЛИ объединены и являются первой группой входов устройства, входы третьего элемента ИЛИ являются второй группой входов устройства, второй вход четвертого элемента И является вторым входом устройства, запускающий вход датчика случайньм импульсов соединен с входом разрешения записи регистра и является третьим входом устройства, вторые входы второго и пятого элементов И являются соответственно четвертым и пятым входами устройства, прямой и инверсный выходы второго разряда реверсивного счетчика, выходы сравнения и несравнения блока сравнения, выход первого элемента И являются соответствующими выходами устройства.

На фиг. 1 схематически показано предлагаемое устройство для моделирования динамики транспортного потока, представляющее собой модель одного блок-участка железной дороги; на фиг. 2 — модель транспортной сети, составленная из моделей блок-участков.

Устройство (фиг. 1) содержит датчик 1 случайных импульсов, регистр 2, блок 3 сравнения, счетчики 4-6, элементы 2И-ИЛИ 7-8, элемент ЗИ-ИЛИ 9, элементы И 10- t4 элементы ИЛИ 15-17, реверсивный счетчик 18.

Блок 3 сравнения содержит п элементов 2И-ИЛИ 19 и элемент И 20.

Кроме того, на фиг. 2 изображены блок 21 выработки сигнала, соответствующего показанию светофора, состоящий из элементов 2И-ИЛИ 7-8 и элемента И 10, блок 22 выработки импульсов движения, состоящий из элементов И 11, ЗИ-ИЛИ 9 и счетчика 5, блок 23 разрешения выдачи. кода с датчика случайных импульсов и записи в регистр, состоящий из элементов ИЛИ 15 и Й 12, блок

24 счетчиков, состоящий из счетчика 6, реверсивного счетчика 18, элементов ИЛИ 16, 17 и элементов

И 13, 14, блок 25 имитации станции или проходного светофора в конце

1116441

Z =P P

1+1 1+2

L,.=Р. ТИ, 1

S блок-участка, а также генератор

26 тактовых импульсов.

Блок 3 сравнения кодов регистра и счетчика, состоящий из и элементов 2И-ИЛИ 19, количество Которых равно числу разрядов регистра 2 и счетчика 4, а также иэ и -входового элемента И 20, вырабатывает сигнал Р, означающий наличие

11 (логический 0 ) или отсутствие (логическая "1") имитации движения поезда по i-му блок-участку.

Блок 21 выработки сигнала, соответствующего показанию светофора, вырабатывает один из сигналов, имитирующих красный К,„, желтый 4, или зеленый 2„ свет светофора на движение по 1-му блок-участку. Сигнал, имитирующий одно из показаний светофора в данный момент времени, имеет состояние логической "1", при этом два других сигнала находятся в состоянии логического "0".

Сигнал К. вырабатывается в случае, если впереди лежащий блок-участок занят, а также в случае, если имитация движения поезда по (i+1)-му блок-участку закончена, а (i +2)-й блок-участок занят, при этом считается, что (i+1)-й блок-участок занят "ожидающим поездом", при условии наличия проходного светофора в конце (i +1)-ro блок-участка. Этот сигнал определяется по формуле

К.=Р. ч(P. P. 8 . С.

1+1 (i4-1 1 2 2,1+1 М1 гдев . — сигнал с выхода второго

2111+1 разряда реверсивного счетчика 18 (1 + 1)-ro блок-участка;

С ° — сигнал с выхода блока 25, 40

i%1 имитирующий наличие станции (логическая "1") или проходного светофора (логический "0") в конце .(i +1)-ro блок-участка. 45

Сйгнал „. вырабатывается в случае, если (i+2)-й блок-участок занят, а (1+1)-й свободен и на последнем нет ожидающего поезда" для случая проходного светофора в конце 50 (1+1)-го блок-участка, а также в случае, если (i+2)-й блок-участок занят, (1+1)-й свободен и в конце (1+1)-го блок-участка. имитируется наличие станции. Этот сигнал опре- 55 деляется по формуле

G. IP. P. Q . С. 1v/P. р. С.

i i+1 М2 2,i+1 1+1/ 1 1+1 ii2 1+1)

Сигнал Z,. вырабатывается в случае, если два впереди лежащих блок-участка свободны, и определяется по формуле

Блок 22 выработки импульсов движения с частотой, соответствующей скорости движения поезда на установленный свет светофора, в зависимости от наличия одного из сигналов

К, („. или ; с блока 21 выдает

1 последовательность импульсов N. на

1 счетчик 4 определенной частоты. Значения скоростей движения поездов на красный, желтый или зеленый свет впереди стоящего светофора определены, поэтому задавая разрядность счетчика 5> пропорциональной скорос ти движения поезда, можно имитировать любое значение скорости движения однотипных поездов. Последо1 вательность импульсов определяется следующим образом: м,.=(к,: а„.,:p,.) г. ч(а„р, .....р„...:я„.).

lunik выходов счетчика 5.

При необходимости моделировать движение разнотипных поездов в схему вводятся аналогичные счетчики.

Последовательность импульсов Ъ.

1 поступающая на счетный вход счетчика 5, формируется на элементе И 11 при наличии разрешающего сигнала с блока 3 сравнения где ТИ вЂ” последовательность импульсов с генератора 26 тактовых им-, пульсов.

Блок 23 разрешения выдачи кода с датчика случайных импульсов и записи в регистр выдает разрешающий сигнал F „ (логическая "1") на движение по следующему блокучастку при условии, что последний свободен и в реверсивном счетчике

18 имитируется наличие хотя бы одного поезда р. =R,(а .V> "" " ii, ) где 0 .,02., Д вЂ” сигналы с выходов соотве гственно 1,2,..., 11 -го разрядов реверсивного счетчика 1,8

i -ro блок-участка.

7 11164 формирование импульсов, поступающих на входы реверсивного счетчика 18 и счетчика 6 блока 24 счетчиков происходит на элементах ИЛИ 16, 17 и элементах И 13, 14, при этом импульс СИ 1, поступающий на сум+ мирующий вход реверсивного счетчика 18 и счетный- вход счетчика 6, вырабатывается (логическая "1 ) при условии, что имитация движения по- 1О езда по i-му блок-участку закончена и обнуление счетчика 4 еще не произошло. Импульс СИ!, поступающий на вычитающий вход реверсивного счетчика 18, вырабатывается анало- 1S гично при условии, что имитация движения поезда по (i+1)-му блокучастку закончена

CU,=,.(8„.vе„.v... 6„,), 1 где В11,В2,,ВФ вЂ”. Сигналы с вы1 11 и 1

I ходов соответственно 1,2,..., n -ro разрядов счетчика 4 и i-го блокучастка.

Блок 25 имитации станции или проходного светофора в конце блокучастка имеет выходные сигналы С и

С и построен на триггере, состояние которого устанавливается от тумблера в положение, соответствующее 30 наличию станции (логическая "1") .или проходного светофора (логический "0") перед началом моделирования по заданной последовательности станций и проходных светофоров в конце блокучастков.

Устройство работает следующим образом.

После установки маршрута движения поездов на блоках 25 с датчика 1

40 случайных импульсов при разрешении с элемента И 12 предыдущего блокучастка поступает код числа, соответствующего закону распределения времени движения поезда по данному

45 блок-участку с учетом случайных факторов, и записывается в rI --разрядный регистр 2 по тому же сигналу разрешения. Выбор числа разрядов регистра 2 и счетчика 4 позволяет уе50 тановить любую точность числа, соответствующего закону распределения времени движения поезда по блок-участку. Последовательность импульсов

ТИ, поступающая с генератора тактовых импульсов на первыи вход эле55 мента И 11, при наличии одного из сигналов с элементов 2И-ИЛИ 7,8 и элемента. И 10, имитирующих соответ41 8 ственно красный, желтый и зеленый светл светофора, формируется на элементе И 11, счетчике 5 и элементе ЗИ-ИЛИ 9 в последовательность импульсов М; определенной частоты, пропорциональной скорости движения поезда на установленный свет свето,фора. Сигнал разрешения выработки импульсов движения N; формируется на блоке 3 сравнения кодов регистра

2 и счетчика 4 и поступает на второй вход элемента И 11, если коды регистра 2 и счетчика 4 не совпадают, т.е. при имитации движения поезда по блоку-участку . Содержимое счетчика 4 в процесс е имитации движения поезда увеличивается за счет импульсов М, поступающих с элемента ЗИ-ИЛИ 9.. В момент, когда коды регистра 2 и счетчика 4 совпадут, блоком 3 сравнения вырабатывается сигнал запрета на выработку импульсов двнжения N., т,е. движе1 ние поезда по блок-участку закончено. Этот сигнал при разрешении с элемента ИЛИ 17 через элемент И 14 поступает на суммирующий вход реверсивного счетчика 18 и на счетный вход счетчика 6, опведеляющего пропускную способность блок-участка, увеличивая содержимое этих участков на единицу, а также при разрешении с элемента ИЛИ 16 через элемент

И 13 — на вычитающий вход реверсивного счетчика 18 позади лежащего блок-участка, уменьшая его содержимое на единицу. В реверсивных счетчиках 18 каждого блок-участка происходит подсчет импульсов, имитирующих количество поездов, находящихся в данный момент на блок-участке, а на счетчике 6, определяющем пропускную способность блокучастка, количество поездов, прошедших по блок-участку за исследуемый промежуток времени. Кроме этого, в случае имитации наличия станции в конце блок-участка возможно . накопление поездов, что регистрируется в реверсивном счетчике 18.

По сигналу запрета с блока 3 сравнения также происходит сброс содержимого регистра 2 и счетчиков 4,5, Предлагаемое устройство благодаря наличию новых элементов и связей между ними позволяет повысить точность моделирования динамики транспортных потоков и поездов на железных дорогах.

1116441

1116441

Составитель А.Колчин

Редактор Л.Алексеенко Техред C,Мигунова Корректор О.Тигор

Заказ 6931/39 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока Устройство для моделирования динамики транспортного потока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, к системам комплексного контроля веса и центровки пассажирских и транспортных самолетов классической схемы, у которых топливо расположено в крыле, а нагрузка - в фюзеляже, и может быть использовано для определения в полете текущего значения веса коммерческой нагрузки и оперативного управления аэродинамическими характеристиками: дальностью, высотой, скоростью

Изобретение относится к электронному моделированию и может быть использовано для построения специализированной вычислительной машины по исследованию транспортных потоков и применения в системах управления потоками транспорта и является усовершенствованием устройства для моделирования динамики транспортного потока по йвт

Изобретение относится к автоматике и касается устройств, предназначенных для контроля положения предметов (грузов), закрепленных на палубе судна

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано в тренажерах транспортных средств

Изобретение относится к аналоговой измерительной технике

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования обтекания водой элементов буксируемых океанографических систем Целью изобретения являются повышение точности и производительнгостио Устройство содержит блок 1 моделирования внешних воздействий, гибкую металлическукпетлю 2, диэлектрический каркас 3, диэлектрические шарики 4, диэлектрические планки 5,6, диэлектрические блоки 7,8, нити 9,10, грузы 11,12, 13,14, диэлектрическую планку 15, ползуны 17,18, нити 19,20, диэлектрические кольца 21,22, вертикальную рейку 23, кронштейны 24, ползуны 25, 26, карандаш 27, блок моделирования характеристик магнитного поля кабеля, металлическое кольцо, катушки индуктивности , блок регистрации, генератор переменного напряжения Изобрегение позволяет повысить точность и производительность устройства, 3 ил

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может найти применение в тренажерах для подготовки водителей транспортных средств
Наверх