Талевая система и способ переоснастки талевой системы
1. Талевая система, содержащая огибаемые канатом и расположенные перпендикулярно друг другу неподвижный и подвижный блоки, каждый из которых включает в себя крайние, промежуточные и центральные шкивы, приспособление, для крепления каната , связанноес неподвижным его концом, и лебедку, к барабану которой прикреплен ходовой конец каната, заведенный на один из центральных шкивов неподвижного блока, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее надежности путем уменьшения крутящего момента, действующего на неподвижный блок, неподвижный конец каната заведен на шкив неподвижного блока, смежный с упомянутым центральным шкивом.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (l9) 01) З 511 В 66 D 3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2914443/29-11 (22) 19.04.80. (46) .07.04.84. Бюл. 9 13 (72) Г.Д.Гайдбеков, Д.Г.Гайдбеков и Ю..Ф.Кукарин (53) 621.864 (088.8)
I (56) 1. Буяновский М.И. и Лесецкий В..А. Буровые машины и механизмы
М., "Недра", с. 92-96, 1958.
2. Авторское свидетельство CCCP
У.663660, кл. В 66 D 3/12, 1971. (54) ТАЛЕВАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ПЕРЕ-
ОСНАСТКИ ТАЛЕВОИ СИСТЕМЫ. (57) 1. Талевая система, содержащая огибаемые канатом и расположенные перпендикулярно друг другу неподвижный и подвижный блоки, каждый из которых включает в себя крайние, промежуточные и центральные шкивы, приспособление. для крепления каната, связанное с неподвижным его концом, и лебедку., к барабану которой прикреплен ходовой конец каната, заведенный на один из центральных шкивов неподвижного блока, о т л и—
I ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения ее надежности путем уменьшения крутящего момента, действушще- ( го на неподвижный блок, неподвижный конец каната заведен на шкив неподвижного блока, смежный с упомянутым центральным шкивом.
Ф е
1084238
2. Способ переоснастки талевой системы, при котором посредством вспомогательного троса, присоединяя его попеременно к концам каната талевой системы соединяют его неподвижный конец с барабаном лебедки, à ходовой конец — с приспособлением для крепления каната, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью увеличе1
Изобретение относится к подъемным механизмам, а именно к талевым системам буровых установок и спо-. собам ее переоснастки.
Известна талевая система, содержа. щая огибаемые канатом и расположенные перпендикулярно друг другу неподвижный и подвижный блоки, каждый из .которых: включает в себя крайние, цромежуточные и центральные шкивы, 10 приспособление для каната, связан-. ное с неподвижным его концом, и лебедку, к барабану которой прикреп лен ходовой конец каната, заведенный на один из центральных шкивов неподвижного блока (1) .
Недостатком известной талевой системы является сравнительно низкая ее надежность.
Цель изобретения — повышение ее надежности путем уменьшения крутящего момента, действующего на неподвижный блок °
Цель достигается тем, что в талевой системе, содержащей огибаемые канатом и расположенные перпендикулярно друг к другу неподвижный и подвижный блоки, каждый из которых . включает в себя крайние, промежуточ. иые и центральные шкивы, приспособление для крепления каната, связанное с неподвижным его концом, и лебедку, к барабану которой при.креплен ходовой конец каната, заведенный на один из центральных шкивов неподвижного блока, неподвижный
35 конец каната заведен на шкив неподвижного блока, смежный с упомянутым центральным шкивом.
Известен также способ переоснаст40 ки талевой системы, при котором посредством вспомогательного троса, ния межремонтного периода талевой, системы и повышения коэффициента использования талевого каната путем изменения направления вращения шкивов ходовой и неподвижный концы каната, заведенные на центральные смежные шкивы неподвижного блока, меняют местами и заводят с обратной стороны указанных шкивов.
2 присоединяя его попеременно к концам каната талевой системы, соединяют его неподвижный конец с барабаном лебедки, а ходовой конец — с приспособлением для крепления каната (2) .
Недостатком известного способа является сравнительно малый межремонтный период за счет неравномерного износа его шкивов.
Цель изобретения - увеличение межремонтного периода неподвижной талевой системы и повышение коэффициента использования талевого каната путем изменения направления вращения шкивов.
Цель достигается тем, что согласно способу переоснастки талевой системы, при котором посредством вспомогательного троса, присоединяя его попеременно к концам каната талевой системы, соединяют его неподвижный конец с барабаном лебедки, а ходовой конец — с приспособлением для.крепления каната, ходовой и неподвижный концы каната, заведенные на центральные смежные шкивы неподвижного блока, меняют местами и заводят с обратной стороны укаэанных шкивов.
На фиг. 1 схематически показана талевая система до ее переоснастки, общий вид; на фиг. 2 — схема sanaсовки каната талевой системы до ее переоснастки; на фиг. 3-14 — стадии переоснастки талевой системы, на фиг. 15 — талевая система после ее переоснастки; на фиг. 16 - схема запасовки каната:талевой системы после. ее переоснастки.
Талевая система (фиг.1 и 2) содержит шкивы .1-6 неподвижного блока
3 1084 (кронблока) и шкивы 7-11 подвижного блока (талевого блока), оси которых перпендикулярны друг другу. Шкивы
1-6 неподвижного блока и шкивы 7-11 подвижного блока связаны между собой талевым канатом 12, неподвижный конец которого.к, спится в приспособлении 13, а ходовой конец — с барабаном лебедки 14, при этом при навешивании талевого каната 12 его кон- 10 цы пропускают через желобы центральных смежных шкивов 3 и 4 неподвижного блока. Для изменения места крепления ходового и неподвижного концов талевого каната талевая система снабжена дополнительным тросом (легостью) 15 (фиг.2), длиной не менее 2,5 высоты буровой установки.
Перепуск кана-.а взамен изношенной части в процессе работы производят из бухты 16 (фиг.1 )
Способ осуществляют следующим образом. .По мере износа части талевого каната, наматываемого на барабан ле- у бедки 14, последнюю отрубают и перепускают из бухты 16 такую же часть на барабан лебедки 14 до тех пор, пока в бухте не остается поряд- . ка 300 и каната и не наступает время очередного перепуска. Далее укладывают подвижный блок на пол буровой установки.
Открепляют ходовой .конец талевого. каната 12 от барабана лебедки 14 и 35 сращивают его с концом дополнительного троса 15, длиной не менее 2,5 высоты буровой установки (фиг.3), закрепляют -свободный конец троса 15 на барабане лебедки 14, наматывают 4О ее иа барабан лебедки 14 (фиг.4), стягивают со шкива 4 неподвижного блока талевый канат 12 с ходовым концом при одновременном стравливании дополнительного троса 15 с бара- 4> бана лебедки 14. При этом дополнительный трос 15 остается перекинутым через шкив 4 неподвижного блока (фиг.5). Затем отсоединяют концы. дополнительного троса от барабана ле- 50 бедки 14 и от ходового конца талевого каната 12.. Конец дополнительного троса 15, который бып ранее закреплен на барабане лебедки 14 соединяют с ходовым концом талевого 55 каната 12, а конец его; который бып скреплен с ходовым концом талевого каната 12 закрепляют на барабане ле238 4 бедки 14 (фиг.6) . После этого открепляют неподвижный конец талевого каната 12 от приспособления 13 и наматывают дополнительный трос 15 и талевый канат 12 на барабан лебедки 14 до тех пор, пока из бухты
16 не вытягивается весь остаток каната, при этом ходовой конец талевого каната 12 пропущен через желоб шкива 4 неподвижного блока с обратной стороны (фиг.7). Стягивают с барабана лебедки 14 талевый,канат
12 и отсоединяют от него дополнительный трос 15 (фиг.8), подсоединяют к освободившемуся концу дополнительного троса 15 неподвижный конец талевого каната 12, вытянутого из приспособления 13. Затем стягивают неподвижный конец талевого каната
12 со шкива 3 неподвижного блока при одновременном стравливании дополнительного троса,15 с .барабана лебедки 14 (фиг.10) и отсоединяют концы дополнительного троса 15 от барабана лебедки 14-и от неподвижного конца талевого каната 12. Конец троса 15, который был присоединен к барабану лебедки 14, соединяют с неподвижным концом талевого каната 12, а конец, который ранее был соединен с концом каната 12 — к барабану (фиг.11), наматывают трос 15 на барабан лебедки 14, при этом неподвижный конец талевого каната 12 пропущен через желоб шкива 3 с обратной стороны (фиг ° 12).
Трос 15 стягивают с барабана лебедки 14 и освобождают оба ее концы (фиг.13).
На барабане лебедки 14 закреп ляют сбегающий со шкива 3 неподвижного блока свободный конец каната 12 (ранее неподвижный конец), который становится ходовым, и закрепляют сбегающий со шкива 4,неподвижного блока конец каната 12 (ранее ходовой конец) в приспособлении 13, предварительно намотав его на бухту
16, который теперь становится неподвижным (фиг.14) .
Схема талевой системы после осуществления предлагаемого способа показана на фиг. 16.
После этого отрабатывают остаток каната и талевую систему оснащают новым канатом, при этом неподвижный конец каната будет сходить с желоба
S шкива 4 ° а подвижный — с желоба аникина 3 (т.е. как это изображено на фиг. 15 и 16).
Новый канат отрабатывается опять таки до тех пор, пока в бухте снова не остается до 300 м неперетянутого каната. Снова ходовой конец талевого каната делают неподвижным, а неподвижный конец — ходовым (фиг.1 и 2) и:отрабатывают полностью остаток его. Таким образом, изменение направления движения ветвей талевого каната 12 вызывает изменение направления вращения шкивов неподвижного блока и подвижного блока, что обйспечивает равномерный износ вращающихся частей талевой системы, 1084238 а следовательно, увеличивается время межремонтного периода
Использование изобретения обеспечивает по сравнению с известными
5 техническими решениями следующие преимущества: коэффициент использования талевого каната увеличивается и становится равным 1, удлиняется.
10 вдвое время межремонтного периода ,неподвижного блока и подвижного блока, т.е. снижаются трудозатраты на текущий и капитальный ремонт и представляется возможным применять канаты меньшей длины, т.е. отпадает
15 необходимость. s увеличении длины каната, что создает удобство при эксплуатации без применения доро.гостоящих подъемных средств и т.д.
1084238 (1084238
1084238
1084238
f)
47
У
Р
Составитель А.-чайка екред M.Yåïåр
Корректор В.Бутяга
Редактор А. Химчук
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 1905/16 Тирам 826 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-3$, Раушская наб. ° д. 4/5