Способ проверки качества моторного масла

 

СПОСОБ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА, заключаюп 1ийся в том, что отбирают пробу масла заданного количества из картера двигателя, разбавляют ее растворителем до установленной вязкости, вьщеляют из масла примеси путем центрифугирования и обрабатьшают примеси с определением щелочного числа (С), а по полученному результату судят о качестве масла , отличающийся тем, что, с целью повьвоения точности и информативности , сначала в качестве режима центрифугирования принимают режим очистки масла с тонкостью очистки, соответствукмцей номинальному режиму работы маспоочистителя двигателя, и вьделяют из масла варьирующую составляющую примесей ) затем повторно центрифугируют очищенное масло и вьщеляют из него систематическую составляющую примесей (V), которую (Л принимают в качестве результата центрифугирования , и о качестве масла судят по заданной зависимости между систематической составляющей и щелочным числом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„.SU; 1091063

3(5Q G 01 И 33/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРИТИЙ (21) 3536538/23-06 (22) 07.01.83 (46) 07.05.84. Бюл. Н 17 (72) К.10.Ñêèáíåâñêèé, С.И.Костенко и Б.С.Татулашвили (71) Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка . (53) 621.43(088.8) (56) 1. Масла моторные, Метод определения щелочного числа. ГОСТ 11362-76.

2. Масла моторные отработанные.

Метод .определения содержания нерастворимых осадков. ГОСТ 20684-75..

l (54) (57) СПОСОБ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА

МОТОРНОГО МАСЛА, заключающийся в том, что отбирают пробу масла заданного количества из картера двигателя, разбавляют ее растворителем до установge

iaaf

Ф ф ф а

r,s

В

gI

Cf ленной вязкости, вьщеляют из масла примеси путем центрифугирования и обрабатывают примеси с определением щелочного числа (С), а по полученному результату судят о качестве масла, о т л и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью повышения точности и информативности, сначала в качестве режима центрифугирования принимают режим очистки масла с тонкостью очистки, соответствующей номинальному режиму работы маслоочистителя двигателя

t и вьщеляют из .масла варьирующую составляющую примесей (У ), затем повторно центрифугируют очищенное масло и вьщеляют из него систематическую составляющую примесей (Y ), которую принимают в качестве результата цент- И1 рифугирования, и о качестве масла судят по заданной зависимости между С систематической составляющей и щелочным числом.

1091063

Изобретение относится к техничес-. магу не перестане

Э нет оставлять пятна кой диагностике двигателей внутрен- загрязнений. него сгорания и может быть испольэо- Спос б б о о еспечивает достаточно б вано при определении качества масла

Э точное определение с содержания мехара отающего в двигателях внутренне5 нических пр имесеи в масле. Но оценго сгорания (автотракторных, судовых ка качества масла по б

t по о щему содержатепловозных и других) . Основными нию примес и е не является достаточно параметрами качества моторного масла объективной Д " еиствительно, общее есе „) можно предсявляются щелочное число и содержание содержание примесей (7) нерастворимыХ в бензине (НРБ) механи- 10 тавить как сумму варьирующей (В) и ческих примесей. систематической ® составляющих

Известны способы проверки качества примесей моторного масла, заключающиеся в том

Э

У = У У ° (1) и + что отби ают и б р ро у масла заданного Варьирующая составляющая примесей

В С количества из картера д игателя до- зависит от кач

Э 15 ества очистки масла водят ее до установленной вязкости

Э в двигателе Он б а о условлена неудовразбавляя растворителем, вьделяют летворительной очисткой масла при из масла примеси 13. б ра оте двигателя на режимах, отлиОднако данные способы не позволя- чающнхся от номина я от номинального по темпеют оперативно осуществлять пРовеРку ратуре масла и а

20 масла и частоте вращения ротокачества работающего моторного масла. Ра маслоочистителя т теля, при неисправносЛабораторный метод определения щелоч- тях маслоочистител о истителя, технического ного числа предусматривает добавле- состояния двигателя и др..IIðè номиние в масло 0,1 н. раствора соляной нальной тонкости очистки масла в двикислоты, а затем титрование его гателе варьирующая составляющая примеО, 1 н. раствором едкого кали. Метод сей равна нулю. Систематическая же трудоемок, требует частой тарировки составляющая примесей (у) характериконтрольного прибора (РН-метра), вы- зует собственно степень старения массокой квалификации исполнителей и . ла и характерна данному его состояпоэтому не находит широкого примене- нию. Эти примеси находятся в мелко30 ния в условиях оперативной диагнос- дисперсном состоянии, размеры и количество которых зависят от содержания

Известны способы проверки качест- присадки в масле. Они не удаляются ва моторного масла, заключающиеся маслоочистителем даже при номинальв том, что отбирают пробу масла за- ной тонкости очистки масла. В связи данного количества из картера двига- с тем, что общее содержание примесей

35 теля, разбавляют ее растворителем в масле зависит от многих эксплуатадо установленной вязкости, вьделяют ционных факторов, вызывающих появлеиз масла примеси путем центрифугиро- ние варьирующей составляющей примевания, .обрабатывают примеси с опре- сей, они не обеспечивают достоверной делением щелочного числа (С), а по оценки качества масла и не позволяют

40 полученному результату судят о ка- определять один из главнейших его честве масла (2,3. показателей — щелочность.

Сущность способа заключается в . Цель изобретения — повышение точпоследовательном центрифугировании ности и информативности проверки ка45 однои и тои же пробы масла до полно- чества моторного масла.

ro вьделения из нее механических при- Указанная цель достигается соглас1 месей. Многократное центрифугирова- но способу проверки качества моторноние проводится с целью проверки пол- ro масла, заключающемуся в том, что ноты очистки масла от примесей. Про- отбирают пробу масла заданного колибирку с маслом центрифугируют 1 ч чества из картера двигателя, разбав50 и затем проверяют чистоту фугата ляют ее растворителем до установленпо капельной пробе на фильтровальной ной вязкости, вьделяют из масла прибумаге. Если капля фугата оставляет меси путем центрифугирования и обрапятно загрязнения, то пробу вновь батывают примеси с определением щецентрифугируют 20 мин. Таким образом, 55 лочного числа (С), а по полученному центрифугирование повторяют много- результату судят о качестве масла, кратно до тех пор, пока капля фуга- при котором сначала ч качестве режита, помещенная на фильтровальную бу- ма центрифугирования i бинимают ре20

3 10910 жим очистки масла с тонкостью очистки, соответствующей номинальному режиму работы маслоочистителр двигателя, и выделяют из масла варьирующую составляющую примесей (Ys), затем повторно центрифугируют очищенное масло

5 и выделяют из него систематическую составляющую примесей (Y<), которую принимают в качестве результата цент-. рифугирования, и о качестве масла судят по данной зависимости между систематической составляющей и щелочным числом.

На чертеже приведена экспериментально полученная номограмма опреде15 ления щелочного числа по содержанию

НРБ примесей работающего моторного масла в дизелях (на примере масла M-10Г и дизелей СИД-62 и ЯИЗ2

-238НБ).

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что пробы масел подвергают предварительной очистке на режиме, соответствующем номинальному режиму работы маслоочистителя двигателя. При этом из масла удаляют ,варьирующую составляющую примесей, . оставшуюся в масле перед взятием пробы за счет возможных неисправностей маслоочистителя, работы двигателей на низкотемпературных режимах и других случайных эксплуатационных факторов. В результате этого предварительная очистка исключает влияние случайных эксплуатационных факторов и обеспечивает приведение различных проб масел к единому состоянию по тонкости очистки. То есть, предварительная очистка обеспечивает сопоставимость проб масел,, взятых из различных двигателей, работающих в различных условиях. При этом особенность предлагаемого способа состоит в том, что о качестве масла судят не по общей загрязненности, а только по загрязненности масла, полу-4 ченной при повторной его очистке.

Эти загрязнения ввиду их высокой дисперсности (малого размера частиц) не удаляются собственным маслоочистителем двигателя, даже при номинальном 50 режиме очистки. Количество этих примесей характеризует меру старения масла и непосредственно зависит от содержания присадки, имеющейся во всех моторных маслах. По мере срабатывания S присадки количество таких примесей увеличивается, создается воэможность взаимного соединения (роста) частиц

63 4 примесей и ухудшения качества масла.

Характерным и существенным является то обстоятельство, что концентрация примесей, получаемая при повторной очистке масла, функционально связана с содержанием присадки в масле (щелочным числом)

"c = A е (2) 1-и Ус или С = — — —.—

А сС где Ус - систематическая составляющая содержания примесей в масле, Ж, мгКОН

С вЂ” шелочное число, r

А — коэффициент, характеризующий изменение содержания примесей в масле, 7. мгКОН . г

Π— показатель, характеризующий изменение щелочности.

Таким образом, по содержанию сис.тематической составляющей примесей масла обеспечивается возможность onределять с высокой точностью щелочное

Ъ число масла без каких-либо дополнительных специальных анализов, используя предварительно полученную экспериментальную зависимость.

Общее содержание механических примесей У в любой произвольный мой мент времени можно представить в виде суммы варьирующей составляющей содержания примесей Уд, зависящей от эксп1луатационных факторов и систематической—

:составляющей содержания примесей в масле УС, определяемой при вторичном центрифугировании.

Согласно известным способам качество масла оценивается по величине Ó, т.е. с учетом варьирующей составляющей У, вносящей дополнительные погрешности. При предлагаемом способе качество масла оценивается по величине УС, зависящей только от щелочности масла, поэтому однозначно характеризующей качество масла.

Проверку осуществляют следующим образом.

Из двигателя отбирают пробу масла в количестве 50-70 .мл; Нагревают пробу масла до номинальной температуры его в двигателе (85-95 С) или о разбавляют его (например, дизельным топливом и т.п.) до вязкости 15—

20 сСт, что соответствует номинальной температуре масла в двигателе.

Затем подвергают масло первичному

1091063

Составитель Н.Патрахальцев

Техред С.Мигунова Корректор В.Бутяга

Редактор Л.Филь

Заказ 3073/40 Тираж 823 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4 центрифугированию в лабораторной центрифуге с тонкостью очистки, соответствующей номинальному режиму работы исправного маслоочистителя двигателя. Тонкость очиетки характеризуется фактором разделения. Для автотракторных двигателей фактор разделения находится в пределах

1500-2200.

Очищенное таким образом масло 10 подвергается повторному центрифугированию по методике ГОСТ 20684-75 (или другими известными способами), в процессе которого определяют систематическую составляющую содержания 15 механических примесей У . По значению Ус определяют щелочное число. Располагая этим показателем и,сопоставляя его с допускаемым и предельным значениями, решают вопрос о качест- 20 ве масла — возможности его дальнейшего использования или необходимости замены.

Пример. Отбирают пробу масла М-10Г из картера двигателя в количестве 50-70 мл. Разбавляют масло в пробирках дизельным топливом в соотношении 1:1, перемешав тщательно стеклянной палочкой смесь масла с дизельным топливом. При этом обеспе- Ç0 чивается вязкость 15-16 сСт, соответствующая номинальному температурному режиму масла в двигателе. (90-92 С).

Устанавливают пробирки в ротор лабораторной центрифуги (например, ЦЛС-3)35 и подвергают смесь масла с дизельным топливом первичному центрифугированию в течение 15 мин с тонкостью очистки, соответствующей номинальному фактору разделения для двигателей СМД-62 и 40

ЯМЗ-238НБ равному 1500. Затем очищен,ное масло сливают в чистую посуду, подвергают его повторной очистке по методике ГОСТ 20684-75 и определеяют при этом .систематическую составляющую4 примесей (Y ). Используя предварительно полученную экспериментальную зависимость между систематической сос— тавляющей примесей (f ) и щелочным с числом (0), определяют качество масла. Например, полученному значению

У© = 1,35Х соответствует щелочность мгКОН масла С = 1 60-- — —.Поскольку это знаг чение меньше допускаемого С дол мгКОН

= 2,2 †- — для периодичности проверг ки качества масла равной 240 ч, данное масло непригодно к дальнейшей эксплуатации.

Таким образом, предлагаемый способ может быть реализован с помощью серийной лабораторной центрифуги ЦЛС-3 (ТУ 5-375-4170-73), рекомендуемой для определения содержания механических примесей в масле по ГОСТ 20684-75.

Способ не требует применения какоголибо дополнительного специального оборудования, приспособлений или эксп-, луатационных материалов и достаточно прост в реализации.

Использование предлагаемого способа проверки качества моторного масла обеспечивает по сравнению с известными повышение точности проверки качества масла с 0,3-0,4 до 0,05-0,1 при доверительной вероятности не ниже 0,9 и, как следствие, предотвращение преждевременной или поздней смены масла; малую трудоемкость и простоту реализации (за счет исключения лабораторного определения щелочного числа масла), позволяющие осуществлять проверку качества масла в различный условиях (на станциях технического обслуживания ПТП, в ЦРМ хозяйства и т.ц.).

Внедрен е предлагаемого способа обеспечивает годовой экономический эффект 3366 руб. при программе анализов 4000 проб в год.

Способ проверки качества моторного масла Способ проверки качества моторного масла Способ проверки качества моторного масла Способ проверки качества моторного масла 

 

Похожие патенты:

Способ определения склонности маселк низкотемпературному осадкообразованию и ^диспергирующих свсйств присадскiизобретение относигся к способам оценки качества диспергирующих присадок и свойств моторных -масел,известны лаборатфные способы определения диспергирующих свойств присадок, косвенно характеризующие их действие в масле в условиях низкотемпературного осадкообразования, заключающиеся в введении в композицию масла с присадкой сажи или вьщеленного из отработанного мотфного масла осадка. оценку ведут путем измерения степени отстоя дисперсной фазы или диффузии дисперсии сажи на хроматографической бумаге г13и ?2].основным недостатком этих способов явл^етсй невозможность оценивать действие присадка непосредственно в проце.ссе образования осадка.известен лабораторный способ сценки склонности масел к ниакотемперагурйому осадкообразованию и диспергирующих свойств гфисадок, заключающийся в определении количества отложений, образую- ' щихся при воздействии смесв газов (воз-101520духа и окиси азота) на испытуемое масло, в которое добавляют 5 вес.% окисленного бензина с кислотным числом 1,3- . 1,5 мг кон — предшественника осадкообразования. по количеству образующихся осадков судят о свойствах масла гз^.недостатки этого способа являются сложность приготовления окисленного бензина и отсутствие сходимости результатов испытаний при исполеэзовании предшественников осадкообразования, полученных из разных партий бензина. последнее объясняется сложностью механизма окисления бензина и невозможностью получения нес— йольких предшественников осадкообразования с одинаковой осадкообразующей спо* собностью в условиях испытания. предшес1%- венник осадкообразования может храниться не более 6-8 мес; по истечении этого срока он теряет свои осадкообразующне свойства. это приводит к тому, что результаты испытаний одной и той же композиции масла с присадкой, полученные с интервалом во времени более 6-8 мес, т.е. // 826235

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх