Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем

 

1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ДИЗЕЛЕМ, содержащая пульт управления , логический блок вьфаботки командных сигналов, имеющий в своем составе канал управления оборотами и реверсом и связанньй с электромагнитными клапанами, управляющими исполнитёльньа механизмом, который сопряжен с блоком микоовыключателей положений режимов Обороты, Вперед , Холостой ход и Реверс и с фиксатором соответствующих положений , причем последний связан с задающим органом регулятора и с реверсивной муфтой дизеля, о т л и чающаяся тем, что, с целью повьшения эксплуатационной надежности , система дополнительно снабжена двухпозиционными .электромагнитными клапанами, исполнительный механизм оборудован управляемым гидравлическим тормозом, фиксатор снабжен двумя управляемыми гидравлическими упорами, а логический блок снабжен каналом формирования сигналов в режиме Обороты и каналом форми- i д)ования сигналов в режиме Реверс, причем первый из этик каналов через один (Л двухпозиционный клапан подключен к гидравлическому тормозу, а другой через два других двухпозиционных клаь пана связан t гидравлическими упорами . /. . ,

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

09) (11) З1 ) Р 02 D 37/00

OllM0AHNE-,èçoüPETEíèÿ / ;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3594202/25-06 (22) 24.05.83 (46) 23.11.84. Бюл. К - 43 (72) M.Ã. Шперлинг, И.В. Махова, А.В. Мушанов, Ю.Д. Наумов и Ю.А. Сабо (53) 621.436-545(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

1Ф 245490, кл. Р 02 Э 37/00, 1967. (54)(57) 1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ

ДИЗЕЛЕМ,. содержащая пульт управления, логический блок выработки командных сигналов, имеющий в своем составе канал управления оборотами и реверсом и связанный с электромагнитными клапанами, управляющими исполнительным механизмом, который сопряжен с блоком микровыключателей положений режимов "Обороты", "Вперед", ™Холостой ход" и "Реверс" и с фиксатором соответствующих положений, причем последний связан с задающим органом регулятора и с реверсивной муфтой дизеля, о- т л и— чающая с я тем, что, с целью повьппения эксплуатационной надежности, система дополнительно снабжена тремя двухпозиционными .электромагнитными клапанами, исполнительный механизм оборудован управляемым гидравлическим тормозом, фиксатор снабжен двумя управляемыми гидравлическими упорами, а логический блок снабжен каналом формирования сигналов в режиме "Обороты" и каналом формнO рования сигналов в режиме "Реверс", ® причем первый из этих каналов через один двухпозиционный клапан подключен к гидравлическому тормозу, а другой через два других двухпозиционных кла пана связан с гидравлическими упоФ рами.

1125396 l0

30

2, Система по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что канал формирования сигналов в режиме "Обороты" выполнен в виде последовательно соединенных элементов ИЛИ-НЕ, И и усилителя, при этом входы элемента

ИЛИ-НЕ подключены к выходу канала управления оборотами и реверсом, а один вход элемента И подключен к микровыключателю режима "Обороты".

3. Система по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что канал форИзобретение относится к судостроению, в частности к автоматическим дистанционным системам управления судовыми дизельными установками.

Известна -система для управления судовым дизелем, содержащая пульт управления, логический блок выработки. командных сигналов, имеющий в своем составе канал управления оборотами и реверсом и связанный с электромагнитными,клапанами, управляющими исполнительным механизмом, который сопряжен с блоком микровыключателей положений режимов "Обороты", "Вперед", "Холостой ход" и "Реверс" и с Фиксатором соответствующих положений, причем последний связан с задающим органом регулятора и с реверсивной муфтой дизеля . 1 .

Недостатком известной системы является то, что она не обеспечива,.ет надежного фиксированного положения регулятора в режиме "Обороты" и ограничивает скорость перемещения задающего рычага дизеля в режиме

"Реверс".

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

Указанная цель достигается тем, что автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем, содержащая пульт управления, логический блок выработки командных сигналов, имеющий в своем составе канал управления оборотами и реверсом и связанный с электромагнитными клапанами, управляющими исполнительным механизмом, который сопряжен с мирования сигналов в .режиме "Реверс" выполнен в виде пяти элементов И, трех элементов ИЛИ, двух усилителей и элемента задержки времени, причем первые входы элементов И соединены с пультом управления, вторые входы— с блоком микровыключателей, а выходы — через два элемента ИЛИ соединены с усилителями, входы которых

:через третий элемент ИЛИ и элемент задержки времени связаны с выходом канала управления оборотами и реверсом. блоком микровыключателей положений режимов "Обороты", "Вперед", "Холостой ход" и "Реверс" и с фиксатором соответствующих положений, причем последний связан с задающим органом регулятора и с реверсивной муфтой дизеля, дополнительно снабжена тремя двухпозиционными электромагнитными клапанами, исполнительный механизм оборудован управляемым гидравлическим тормозом, фиксатор снабжен двумя управляемыми гидравлическими упорами, а логический блок снабжен каналом формирования сигналов в режиме

"Обороты" и каналом формирования сигналов в режиме "Реверс", причем первый из этих каналов через один двухпозиционный клапан подключен к гидравлическому тормозу, а другой через два других двухпозиционных клапана связан с гидравлическими упорами.

Кроме того, канал формирования сигналов в режиме "Обороты" выполнен в виде последовательно соединенных элементов ИЛИ-НЕ, И и усилителя, при этом входы элемента ИЛИ-НЕ подключены к выходу канала управления оборотами и реверсом, а один вход элемента И подключен к микровыключателю режима "Обороты".

Причем канал формирования сигналов в режиме "Реверс" выполнен в виде пяти элементов И, трех элементов ИЛИ, двух усилителей н элемента задержки времени, причем первые входы элементов И соединены с пультом управления, вторые входы — с блоком микровыклю1125396

3 чателей, а выходы — через два элемента ИЛИ соединены с усилителями, входы которых через третий элемент ИЛИ и элемент задержки времени связаны с выходом канала управления оборотами и реверсом.

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемой системы; на фиг. 2 — функциональная схема. lO

Система содержит пульт управления (ПУ) 1 с кнопками 1.1 (больше), 1.2 -(меньше), "БС" 1.3 (быстрый сброс), логический блок 2, включающий канал 2.1 управления оборотами и реверсом, канал 2.2 формирования сигналов в режиме "Обороты", канал

2.3 формирования сигналов.в режиме

"Реверс" и канал 2.4 управления большой скоростью. Канал 2.1 содержит входные элементы И 2.1.1 и 2.1.2, элементы 2.1.3 и 2.1.4 памяти, выходные элементы И 2.1.5 и 2.1.6, элемент ИЛИ 2.1.7, инвертор НЕ 2.1.8, элементы ИЛИ 2.1.9.и 2.1.10, а также . усилители 2,1.11 и 2.1 ° 12; Канал 2.2 содержит элементы ИЛИ-НЕ 2.2.1, И

2.2.2 и усилитель 2.2.3, канал 2.3 содержит пять элементов И 2.3.1, 2.3,2, 2.3,3, 2.3.4, Ъ.3.5, три элементы ИЛИ 2.3.6, 2;3.7, 2.3.8, 30 элемент 2.3.9 задержки времени, усилители 2.3.10 и 2.3.11. Канал 2.4 включает элемент ИЛИ 2.4.1 и усилитель 2.4.2. Усилители 2.1.11 и

2.1.12 соединены с трехпозиционным электромагнитным клапаном 3, включающим электромагниты 3.1 и 3.2, а усилитель 2.4.2 соединен с двухпозиционным электромагнитным клапаном 4, параллельно которому подключены гид- 4О равлический дроссель 5 управления исполнительным механизмом 6. Исполнительный механизм 6 содержит сервоцилиндр 6.1 и поршень 6.2 и.взаимодействует с .блоком 7 микровыключателей, который снабжен четырьмя микровыключателями положений режимов

"Обороты" 7.1, "Вперед" 7.2, "Холостой ход", 7 ° 3 и "Реверс" 7.4, управляемым гидравлическим тормозом 8 фиксации в режиме "Обороты", гидравлической линией соединенным с двухпозиционным электромагнитным клапаном 9. Клапан 9 подключен к усилителю 2.2.3. С исполнительным механиз- M мом 6 также. кинематически связан фиксатор 10, состоящий из левого 10.1 и правого 10.2 профилированных секторов и взаимодействующий с двумя управляемыми гидравлическими упорами 11 и 12, содержащими пружины, прижимающие фиксирующие поршни к секторам 10.1 и 10.2. Управляемые гидравлические упоры 11 и 12 каналами соединены с двухпозиционными электромагнитными клапанами 13 и 14, а электрическими линиями соединены с усилителями 2.3.10 и 2.3.11. Фиксатор 10 шарнирно связан с задающим органом 15 регулятора и реверсивной муфты 16 дизеля 17. Система снабжена автоматической насосной станцией

18, обеспечивающей рабочей жидкостью давлением 6 — 15 МПа.

Система работает следующим образом.

При изменении режима, например, из положения режима "Реверс" в положение режима "Обороты", нажимается кнопка 1.1 на ПУ 1. Сигнал с кнопки

1.1 по параллельным линиям поступает на элементы И 2.1.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 и с выхода элемента И 2.1.1 поступает на элемент 2.1.3 памяти.

Так как микровыключатель 7.4 "Peи верс замкнут, то только на выходе элемента И 2.3.5 появляется сигнал, который через элемент ИЛИ 2.3. 7, усилитель 2.3. 11 поступает на двухпозиционный электромагнитный клапан

14 для подачи рабочей жидкости в полость гидравлического управляемого упора 12 и отожмет поршень упора 12 от сектора 10.2. Сигнал с выхода элемента ИЛИ 2.3.7 через элемент ИЛИ

2.3.8, элемент 2.3.9 задержки времени и элемент ИЛИ 2. 1.10 поступает на второй вход элемента И 2.1.5 и через усилитель 2.1.11 на электромагнит 3.1 трехпозиционного электромагнитного клапана 3, который, сработав, подает рабочую жидкость в.сервоцилиндр 6.1 исполнительного механизма 6. При срабатывании механизма

6 срабатывает кинематически связанный с ним блок 7 микровыключателей, в котором микровыключатель 7.4 "Реверс" размыкается, и элемент 2.1,3 памяти срабатывает. Задержка времени между моментом срабатывания фиксирующего поршня упора 12 и началом перемещения поршня 6.2 исполнительного механизма 6 предусмотрена для исключения заклинивания поршня упора 12.

1125396

При разомкнутом микровыключателе 7.1 сигнал с инвертора HE 2.1.8 .через элемент ИЛИ 2.4.1, усилитель

2.4.2 поступает на двухпозиционный электромагнитный клапан 4, который, открывшись, зашунтирует гидравличесхий дроссель 5, обеспечивает перемещение поршня 6.2 исполнительного механизма 6 с "большой" скоростью, например 60-90 град/с, из положения "Реверс" в положение "Холостой ход", при этом микровыключатель 7.3 "Хо лостой ход" замыкается. Жесткая фиксация обеспечивается управляемым гидравлическим упором 11, взаимодействующим с профилированным сектором 10.1. При замыкании микровыключате пя 7.3 сигнал поступает на вход сбро;са элемента 2.1.3 памяти. Элементы 2.1.3 и 2.1.4 памяти предусмотрены для обеспечения в режиме "Реверс" непрерывного перемещения поршня 6.2 исполнительного механизма 6 в смеж ное положение, например из положения ,"Реверс". — в положение "Холостой ход" или из положения "Холостой ход"в положение "Вперед", в случае слу;чайного отпускания оператором кно пок 1 ° 1 или 1.2 ПУ.

При нажатии кнопки 1.1 ПУ из поло- З0 жения "Холостой ход" в положение ,"Вперед" система работает аналогич:но описанному вышее, за исключением ,того, что управляющий сигнал через элементы И 2 ° 3.3 (второй вход кото- 35

:рого соединен с микровыключателем l7.3), элемент ИЛИ 2.3.6, усилитель

,2.3.10, двухпозиционный электромаг нитный клапан 13 воздействует на гидравлический управляемый упор 11, 40 .:взаимодействующий с профилированным сектором 10.1.

При управлении в режиме "Обороты" микровыключатель 7.1 замкнут, через инвертор HE 2.1.8, элемент ИЛИ 2.4.1, 45 усилитель 2.4.2 снимает управляющий сигнал с .двухпозиционного электромагнитного клапана 4, и рабочая жидкость через гидравлический дроссель

5 поступает в сервоцилиндр 6.1 исполнительного механизма 6, обеспечивая

"малую" скорость перемещения его поршня 6.2 из положения "Вперед" в положение "Обороты" за время, например 60 с, т.е. со скоростью 1 град/с.

Фиксация исполнительного механизf ма 6 в любой точке режима "Обороты" и при отсутствии управляющих сигналов обеспечивается гидравлическим тормозом 8,,соединенным с двухпозиционным электромагнитным клапаном .9, подсоединенным к усилителю 2.2.3, вход которого через элемент ИЛИ-НЕ 2.2.1 и элемент И 2.2.2 подключен к выходам элементов И 2.1.5 и 2.1.6.

Для экстренного торможения судна нажимается кнопка 1.3 "БС", сигнал с которой через элемент ИЛИ 2.1.7, параллельными линиями поступает на элемент И 2.1.6 через усилитель

2,1.12, на электромагнит 3.2 трехпозиционного электромагнитного клапана 3, соединенного с исполнительным механизмом 6 и с элементом

ИЛИ 2.4.1, через усилитель 2.4.2, связанный с двухпозиционным электромагнитным клапаном 4, шунтирующим гидравлический дроссель 5. Открытие клапана 4 обеспечивает перемещение поршня 6.2 исполнительного механизма 6 из положения "Обороты" до положения "Вперед" за время, например

2-3 с.

Таким образом, предлагаемая конструкция фиксирующего устройства и схема его управления обеспечивают максимально возможные скорости при реверсировании судового дизеля без каких-либо ограничений.

1125396 щщиПИ Заказ 8511/26 Тираж 523 Поодписное

Филвал ППП Патент, t.Уагород, ул.Проектнам, 4

Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем Автоматическая дистанционная система управления судовым дизелем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к поршневым машинам

Изобретение относится к устройствам управления для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к регулированию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и позволяет при его использовании повысить КПД путем улучшения работы радиальных подшипников скольжения
Наверх