Способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства

 

СПОСОБ НАКОПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА В АККУМУЛЯТОРАХ ЭНЕРГИИ ТОРМОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, заключающийся в том, что при уменьшении давления рабочего тела, в аккумуляторах до нижнего порогового значения давление увеличивают до верхнего порогового значения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности транспортного средства при изменении его веса относительно номинального значения, осушествляют переналадку элементов тормозного управления, обеспечиваюш .их уменьшение или увеличение пороговых значений давления при уменьшении или увеличении веса транспортного средства соответственно.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄ SUÄÄ 1174304 (5i)4 В 60 Т 17/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1, В с.

11тх х l0,x кгпв

2,4

04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3539148/27-11 (22) 13.01.83 (46) 23.08.85. Бюл. № 31 (72) Л. В. Гурвич и P. А. Меламуд (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автотракторного электрооборудования и автоприборов (53) 629.113-59 (088.8) (56) Юрковский И. М. и Толпыгин В. А.

Автомобиль КамАЗ. Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. М.: Изд-во

ДОСААФ, 1975, с, 291, 295. (54) (57) СПОСОБ НАКОПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА В АККУМУЛЯТОРАХ ЭНЕРГИИ ТОРМОЗНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, заключающийся в том, что при уменьшении давления рабочего тела, в аккумуляторах до нижнего порогового значения давление увеличивают до верхнего порогового значения, отличаюи ийгя тем, что, с целью повышения производительности транспортного средства при изменении его веса относительно номинального значения, осуществляют переналадку элементов тормозного управления, обеспечивающих уменьшение или увеличение пороговых значений давления при уменьшении или увеличении веса транспортного средства соответственно.

1! 74304

Изобретение относится к транспортному машиностроению и используется преимущественно в рабочих процессах тормозного управления транспортных средств, применяющих потенциальную энергию накопленного рабочего тела.

Наиболее близким к изобретению является способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства, заключающийся в том, что при уменьшении давления рабочего тела в аккумуляторах до нижнего порогового значения давление увеличивают до верхнего порогового значения (1).

Этот способ позволяет поддерживать уровень давления между номинальными пороговыми значениями. Однако эти значения постоянны и соответствуют весовому состоянию транспортного средства с полной нагрузкой. Поэтому, когда оно разгружено или нагружено не полностью, уровень давления получается черезмерным. Это приводит к снижению производительности транспортного средства (например, к простоям грузового автомобиля в связи с необходимостью поднять давление в ресивере тормозного управления до значения, излишне высокого в этих условиях), перерасходу энергии, нужной для создания излишне высокого уровня давления (например, увеличенному расходу горючего, потребного двигателю автомобиля, приводящему его компрессор), сокращению ресурса элементов тормозного управления (например, компрессора защитных клапанов и пр.), которые работают при повышенных нагрузках, и к повышению вероятности остановки движителя транспортного средства во время торможения (например, блокированию колес автомобиля), что повышает износ движителя, а для безрельсовых транспортных средств вероятность потери устойчивости и управляемости движения.

Цель изобретения — повышение производительности транспортного средства при изменении его веса относительно номинального значения.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства, заключающемуся в том, что при уменьшении давления рабочего тела в аккумуляторах до нижнего порогового значения давление увеличивают до верхнего порогового значения, осуществляют переналадку элементов тормозного управления, обеспечивающих уменьшение или увеличение пороговых значений давления при уменьшении или увеличении веса транспортного средства соответственно.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев номинальным является максимально допустимое нагруженное состояние транспортного средства, текущие пороговые значения ниже номинальных. Это требует меньше времени для накопления рабочего тела, 5

55 достаточного для безопасной работы транспортного средства, а следовательно, сокращает простои и тем самым увеличивает его производительность. Кроме того, уменьшается вероятность перетормаживания транспортного средства, а значит, снижается износ его движителя и улучшается безопасность движения.

На фиг. 1 показан пример линейной аппроксимации зависимости суммарного тормозного момента М тормозных механизмов переднего (прямая 1) и заднего (прямая 2) мостов транспортного средства от давления

Р рабочего тела; на фиг. 2 — график зависимости относительного замедления транспортного средства от давления Р рабочего тела, накопленного в аккумуляторах энергии тормозного управления, для двух весовых состояний грузового автомобиля с пневматическим тормозным приводом: максимально допустимого нагруженного — прямая 3 (g,) и снаряженного, т. е. без полезной нагрузки — прямая 4 (у ).

Способ накопления рабочего тела тормозного управления транспортного средства состоит в том, что устанавливают вес транспортного средства в его номинальном весовом состоянии, устанавливают соответствующие этому весу номинальные верхнее и нижнее пороговые значения давления накопленного рабочего тела, затем контролируют вес транспортного средства в текущем весовом состоянии и, если он снизился относительно номинального, то, перестраивая элементы тормозного управления, пороговые значения уменьшают по сравнению с номинальными, а если он повысился — их тем же образом увеличивают.

Пример. Рассмотрим реализацию способа на грузовом автомобиле с пневматическим тормозным приводом ЗИЛ-130, который имеет следующие параметры: вес в максимально допустимом нагруженном состоянии (полный вес) 09525 кг, вес в снаряженном состоянии G<>4300 кг, верхнее пороговое значение давления сжатого воздуха П 0,8 МПа, нижнее пороговое значение давления сжатого воздуха П 0,65 МПа.

Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают номинальное весовое состояние автомобиля. Поскольку запас сжатого воздуха, выраженный величиной давления должен быть достаточным для максимально эффективного торможения автомобиля, имеющего полный вес, номинальным весовым состоянием следует считать максимально допустимое весовое состояние (G„=G„=

=9525 кг). Устанавливают номинальные пороговые значения давления сжатого воздуха: верхнее П.=П =0,8 МПа, нижнее

П„=П =0,65 МПа. Определяют текущее весовое состояние автомобиля, например, минимальное возможное снаряженное состояние автомобиля (0=4300 кг). Сравнивают

1174304 номинальное и текущее весовые состояния автомобиля. В данном случае текущий вес меньше номинального. При давлениях П =

=0,8 МПа и П2=0,65 МПа (фиг. 2) относительное замедление автомобиля в номинальном весовом состоянии (полный вес) соответственно i = 0,76 и 3a = 0,6, что близко к предельно достижимым на автомобильных дорогах значениям (Ъ =0,7 — 0,8) и позволяет обеспечить автомобилю тормозную эфективность выше нормативного минимума. днако при тех же давлениях автомобиль в снаряженном состоянии (фиг. 2) тормозится с замедлениями соответственно у =

= 1,67 и у2= 1,33. Это су,ществен но п ревышает указанные предельные значения и, следовательно, повышает вероятность блокирования колес автомобиля (при полной реализации давления колеса блокируются в любых условиях), приводящего к быстрому износу протектора шин, потере автомобилем устойчивости и управляемости движения, а также требует длительного времени для накачивания сжатого воздуха до столь высоких величин и, следовательно, увеличенного простоя автомобиля (начинать движение разрешается только при определенном запасе сжатого воздуха) и повышенного расхода топлива. Поэтому следующей операцией является перенастройка элементов тормозного управления с целью уменьшения пороговых значений давления. Эту перенастройку может, например, производить водитель вручную, более или менее точно оценивая изменение веса автомобиля. Оптимальной является автоматическая перенастройка элементов тормозного управления, позволяющая изменять пороговые значения давления накопленного рабочего тела, например, по следующему выражению, позволяющему вычислить новые пороговые значения давления Пj и П2, которые при полной его реализации в текущем (снаряженном) весовом состоянии автомобиля обеспечивают относительные замедления, не превышающие величин $ f 0,76 и у2=0,6:

1- (1-! Ь!+Ь (1 б )

Gy a1+а2 Gg где G вес автомобиля в текущем (снаряженном) весовом состоянии, G=4300 кг; полный вес автомобиля (номинальное весовое состояние), G„=

=9525 кг; номинальное пороговое значение а давления (верхнее П,=П|=

=0,8 МПа, нижнее П =П =

=0,65 МПа); коэффициенты линейной аппроксимации зависимости суммарного тормозного момента тормозных механизмов переднего моста автомобиля от давления, имеющей вид

Mi=a P+b, коэффициенты линейной аппроксимации зависимости суммарного тормозного момента тормозных механизмов заднего моста автомобиля от давления, имеющей вид

М2=а2Р+Ь

Пн

10 а, иЬ вЂ”

15 а2иЬ2—

На фиг. 1 изображены зависимости от давления суммарных тормозных моментов переднего и заднего мостов автомобиля

ЗИЛ-130. Прямая 1 выражается как М,1=

=а Р+Ь =1816Р— 142, прямая 2 — как

М -2= а Р+ Ь2= 3244 Р— 222, откуда a i = 1816 а2=3244, Ь!= — 142, b2= — 222.

Текущие пороговые значения определяют подстановкой в формулу (1) соответствующих числовых величин:

П =0,4 МПа, П2=0,33 МПа (фиг. 2).

Использование изобретения позволит повысить производительность транспортного

З5 средства за счет сокращения времени простоев, уменьшить расход топлива для создания необходимого запаса рабочего тела в тормозном управлении, повысить ресурс аппаратов тормозного привода, уменьшить вероятность перетормаживания транспорт4О ного средства, ведущего к износу движителя, а для безрельсовых транспортных средств — к потере устойчивости и управляемости движения.

1174304

03 РЯЮа

Р4 ОЮ

Puz. Г

Составитель В. Ляско

Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 5! 18/19 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства Способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства Способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства Способ накопления рабочего тела в аккумуляторах энергии тормозного управления транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тормозным системам автомобилей

Изобретение относится к системам, повышающим производительность компрессора, и касается железнодорожного транспорта, а именно тормозной магистрали с переменным расходом сжатого воздуха

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается систем снабжения сжатым воздухом автотормозов транспортного средства

Изобретение относится к области совершенствования поршневых компрессорных установок тягового подвижного состава

Изобретение относится к автоматическим системам регулирования давления (АСРД) в пневматических системах (ПС) тяговых транспортных средств

Изобретение относится к системам снабжения сухим сжатым воздухом пневматических устройств подвижных составов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тепловозостроению, экскаваторостроению и электровозостроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к области систем снабжения сжатым воздухом тормозов транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам снабжения сухим сжатым воздухом пневматических устройств подвижных составов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается систем снабжения сжатым воздухом пневматического оборудования локомотива
Наверх