Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) П1) (51) 4 F 02 М 59/10

$3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGXOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3462762/25-06 (22) 05.07.82 (46) 23 ° 01.86. Бюл, Ф 3 (71) Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе и Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) А.А.Грунауэр, М.Л.Поляков, И.И.Тартаковский, А.В.Дыбнер, А.Л.Григорьев, А.А.Пивоварова и С.В.Крят (53) 621.043.038 8(088..8) (56) Каталог фирмы Bosch, Einspritz«pumpen PE Kenn — green Robert Bosch

GmBH. Stutgart; VDT-AKP1/2, S. 23.

:(54)(57) КУЛАЧКОВЫИ ПРИВОД ПЛУНЖЕРА !

ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ для двигателя внутреннего сгорания, содержащий толкатель плунжера, имеющий ролик и пружину с предварительной деформацией и кулачковый вал с рабочим кулачком, профиль которого сопряжен с роликом толкателя и состоит иэ части профиля, соответствующей подъему толкателя, из тангенциального участка, участка верхнего выстоя толкателя и промежуточного участка между ними, центровой профиль которого выполнен с переменным радиусом кривизны, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности, переменный радиус кривизны центрового профиля промежуточного участка выполнен с немонотонным изменением, причем на первой трети профиля, примыкающего к тангенциальному участку, величина радиуса кривизны выполнена в соответствии с выра:кением:

P(V) = R„ f0,860 + 0,281(1:/оь) .—

1 12(< /ас)2 + 2,40(/ )з

1,77(/с ) ), где $ (9) — радиус кривизны центрово- го профиля;

I к„ вЂ” радиус начальной окружности центрового профиля; ч — угол поворота радиуса-вектора на первой трети центрового профиля промежуточного участка, отсчитанный от тангенциального участка, ef — центровой угол первой трети центрового профиля промежуточного участка, на остальной части профиля величина радиуса-вектора центрового профиля выполнена изменяющейся в зависимости от угла поворота в соответствии с соотношением:

y((f) = В + А cosc где

В =R -D A=H+D

С /(К m) /р, у(Ч ) — радиус-вектор центрового профиля;

D — величина предварительной деформации пружины толкателя; .С вЂ” жесткость пружины толкателя;

Н вЂ” максимальный ход толкателя;

К,) — заданный коэффициент запаса силы пружины толкателя над силой инерции толкателя;

m — приведенная к толкателю масса

4) — угловая скорость кулачкового вала на номинальном режиме работы топливного насоса; †.угол поворота радиуса-вектора на двух третях центрового профиля промежуточного участка, отсчитанный от участка верхнего выстоя толкателя.

1206466

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкции кулачкового привода плунжера топливного насоса высокого давления для двигателя внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение долговечности кулачкового привода и экономичности двигателя путем увеличе- 10 ния скоростей толкателя при выравнивании на предельно допустимых уровнях контактных напряжений на профиле кулачка и коэффициента запаса силы пружины толкателя над силой 15 инерции толкателя.

На фиг. 1 изображен топливный насос высокого давления с кулачковым приводом, поперечный разрез; на фиг. 2 — часть профиля рабочего ку- 20 лачка кулачкового вала, соответствующая подъему толкателя.

Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления содержит кулачковый вал 1 с рабочим ку- 25 лачком 2, толкатель 3 плунжера 4.

Толкатель 3 размещен в направляющей

5 и имеет ролик 6 и пружину 7. Профиль 8 рабочего кулачка 2 сопряжен с роликом 6 толкателя 3 и стоит на части, соответствующей подъему толкателя 3, из тангенциального участка 9, участка 10 верхнего выстоя толкателя 3 и промежуточного участка 11 между ними.

Промежуточный участок 11 выполнен с немонотонным изменением радиуса кривизны R. На расстоянии радиуса r ролика 6 от промежуточного 40 участка 11 образован его центровой профиль, состоящий из двух частей .

12 и 13, общая точка 14 которых делит центральный угол между крайними положениями радиуса-вектора 15 в отношении 1:2 (ми 2 ). На части 12

45 этого профиля, примыкающей к тангенциальному участку 9, величина радиуса кривизны выполнена в соответствии с выраженим:

p(q) = Кн 0*860 + 0,281(с /ж) — 50

1,12((P/at) + 2,40(1 /g) — i, 77 (×/.) j, где p (g) — радиус кривизны центрового профиля;

К вЂ” радиус начальной окружносн ти и центрового профиля; угол поворота радиуса-вектора 15 на первой трети центрового профиля промежуточного участка 11, отсчитанный от тангенцнального участка 9; с — центровой угол первой трети 1 центрового профиля промежуточного участка 11.

На остальной части 13 центрового профиля величина радиуса-вектора 15 выполнена изменяющейся в зависимости от угла поворота из выражения

y((g) = В + А cosccg, в котором

В = R — D А — Н + D; р з где y(tg) — радиус-вектор 15 центрового профиля;

D — величина предварительной деформации пружины ? толкателя 3;

С вЂ” жесткость пружины 7 толАР кателя 3;

Н вЂ” максимальный ход толкателя 3;

К вЂ” заданный коэффициент заз паса силы пружины 7 толкателя 3 над силой инерции толкателя 3;

m — приведенная к толкателю 3 масса;

4) — угловая скорость кулачкового вала 1 на номинальном режиме работы топливного насоса; (— угол поворота радиуса-вектора 15, отсчитанный от участка 10 верхнего выстоя толкателя 3, Кулачковый привод при подъеме тол( кателя работает следующим образом.

При движении ролика 6 толкателя 3 по тангенциальному участку 9 профиля

8 рабочего кулачка 2 происходит разгон плунжера 4 и начинается подача топлива, сопровождающаяся значи-ельным увеличением нагрузок в приводе, Контактные напряжения на профиле 8 рабочего кулачка 2 при этом также возрастают, оставаясь ниже предельно допустимых.

При дальнейшем повороте кулачкового вала 1 скорость толкателя 3 уменьшается, а его подъем определяется величиной изменения радиуса-вектора 15 центрового профиля промежуточного участка 11 с которым.контактирует ролик 6. Центр ролика 6 при этом в своем относительном движении вокруг кулачка 2 перемещается по этому профилю — сначала по участку

12, а затем по участку 13.

При перемещении центра ролика 6 по участку 12 центрового профиля нагрузки в приводе возрастают до максимальных значений, а затем после достижения плунжером 4 тех положений, при которых происходит окончание подачи топлива, начинают уменьшаться. При этом в каждой точке участка 12 центрового профиля велич.".на реакции, возникающей при контакте кулачка 2 и ролика 6, изменяется пропорционально изменению приведенного радиуса кривизны в точке контакта с коэффициентом пропорциональности U, которые определяются из выражений

Rr гор R+ . э

5 71G „

U = -L — — "-Ь, Еер где GI, — предельно допустимые контактные напряжения на профиле;

Š— приведенный модуль упруЪр гости материалов кулачка

2 и ролика 6;

Ь вЂ” длина линии контакта. ..!

Во время совершения указанного перемещения контактные напряжения на профиле кулачка 2 постоянны и равны предельно допустимым б„,, а радиусы. кривизны изменяются немонотон1206466 но, повторяя немонотонное изменение реакции в точке контакта (сначала возрастают, а затем убывают). В точ- 1 ке перехода центра ролика 6 с участка 12 на участок 13 одновременно выполняются на пределе два ограничения: контактные напряжения равны G и коэффициент запаса силы пружины 7 толкателя 3 над силой инерции толкателя 3 равен минимально допустимому

Кз °

При перемещении центра ролика 6 по участку 13 центрового профиля величина отрицательных ускорений толкателя 3 такова, что в каждом его положении сила пружины 7 превьппает силу инерции толкателя 3 с коэффициентом запаса К, равным 1,3.

Контактные напряжения на этой части профиля убывают, а коэффици- . ент запаса обеспечивает совместное безотрывное движение кулачка 2 и ролика 6 вплоть до остановки толкателя 3.

Применение такой формы профиля на промежуточном участке позволяет снизить до допустимых значений контактные напряжения на профиле кулачка и добиться безотрывной работы кулач30 ка и ролика и увеличить до максимально возможных значений скорости . толкателя путем выравнивания на предельно допустимых уровнях контактных напряжений на профиле кулачка и коэффициентов запаса силы пружины толЗ5 кателя над силой инерции толкателя.

1206466

5

ВНИИПИ Заказ 8673/34 Тирам 524 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления Кулачковый привод плунжера топливного насоса высокого давления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для привода плунжерного насоса

Изобретение относится к области дизельного двигателестроения, а конкретно к топливным насосам высокого давления (ТНВД)

Изобретение относится к области дизельного двигателестроения, а именно к топливным насосам высокого давления (ТНВД) для аккумуляторных топливных систем

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен насос высокого давления для системы впрыска топлива двигателя внутреннего сгорания, имеющий по меньшей мере одну плунжерную пару с плунжером (1), приводимым кулачком (2) или эксцентриком приводного вала в возвратно-поступательное движение и опирающимся опосредованно через толкающий элемент (3) толкателя и опорный ролик (4) на кулачок (2) или эксцентрик приводного вала, при этом предусмотрен опорный башмак (5) с в основном цилиндрическим углублением (6) для частичного размещения и охвата опорного ролика (4) в толкающем элементе (3) толкателя. Согласно изобретению в основном цилиндрическое углубление (6) опорного башмака (5) образует с его торцевой поверхностью (8) продольные кромки (7), которые для размещения покрытия (9), проходящего от углубления (6) опорного башмака за их пределы, выполнены закругленными или с фаской. Технический результат заключается в улучшении контакта плунжера (1) и кулачка (2) или эксцентрика приводного вала, а также снижении износа опорного ролика (4) и толкателя или вставленного в него дополнительного толкающего элемента (3). 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен топливный насос высокого давления аккумуляторной топливной системы двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус 1, в котором размещены плунжер 2, плоский толкатель 3 с опорной торцевой поверхностью 5 и внешней цилиндрической направляющей поверхностью 4, приводной экцентриковый вал, снабженный эксцентриком 6 и промежуточной втулкой 7, имеющей внешнюю цилиндрическую поверхность и установленной подвижно на эксцентрик, причем внешняя цилиндрическая поверхность промежуточной втулки контактирует с опорной поверхностью толкателя. Причем торцевая опорная поверхность толкателя выполнена со скосом к плоскости, перпендикулярной оси цилиндрической поверхности толкателя, при этом угол скоса имеет величину 0,05-6°. Технический результат заключается в повышении несущей способности и ресурса привода плунжеров топливного насоса. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано в топливных насосах высокого давления, используемых для подачи топлива в двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Предложен насос (1) высокого давления, выполненный прежде всего в виде радиально-поршневого или рядного поршневого насоса и имеющий насосный узел (13) и приводной вал (6) с кулачком (9), функционально связанным с насосным узлом (13). Насосный узел (13) имеет при этом опорный ролик (25), который своей поверхностью (35) перекатывается по рабочей поверхности (10) кулачка (9). Согласно изобретению контактная нагрузочная способность на поверхности (35) опорного ролика (25) и контактная нагрузочная способность на рабочей поверхности (10) кулачка (9) заданы одинаковыми по величине. Благодаря этому при высокодинамичном нагружении кулачка (9) и опорного ролика (25) в процессе работы насоса для обеих этих деталей (9, 25) создается критическая пульсирующая нагрузка, которая является одинаково критической для обеих деталей. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системе питания двигателя внутреннего сгорания. Предложен топливный насос высокого давления, имеющий, по меньшей мере, одну плунжерную пару с плунжером (1), приводимым кулачком (2) или эксцентриком приводного вала в возвратно-поступательное движение и опирающимся опосредованно через толкатель (3) и опорный ролик (4) на кулачок (2) или эксцентрик приводного вала. Согласно изобретению опорный ролик (4) имеет, по меньшей мере, одно центральное отверстие (5), которое проходит вдоль продольной оси (А) опорного ролика (4) и которое для образования внутреннего контура имеет, по меньшей мере, один конический, сферический и/или эллипсоидальный участок (а). Технический результат заключается в снижении износа в зоне контакта опорного ролика с кулачком или эксцентриком приводного вала и/или с опорным элементом, в котором установлен опорный ролик. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в топливных насосах высокого давления (ТНВД), используемых в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Предложен ТНВД (1), имеющий насосный узел (6) и приводной вал (7) с по меньшей мере одним кулачком (10), функционально связанным с насосным узлом (6). Насосный узел (6) имеет при этом перекатывающийся по рабочей поверхности (34) кулачка (10) опорный ролик (31) и опорный башмак (30), в котором установлен опорный ролик (31). Согласно изобретению на опорном ролике (31), и/или на опорном башмаке (30), и/или на кулачке (10) предусмотрено по меньшей мере по одному коррозионно-защитному слою. Технический результат заключается в предотвращении возникновения коррозионного усталостного растрескивания, которое под нагрузкой может привести к приповерхностному выкрашиванию материала деталей насоса высокого давления и вследствие этого к его выходу из строя. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх