Устройство для обучения музыке

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК цр 4 G 09 В 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ И,, Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3813358/28-12 (22) 19.11.84 (46) 07.04.86. Бюл. № 13 (72) А. С. Цалай-Якименко, Я. В. Михайлюк и П. П. Гоц (53) 681.828.3 (088.8) (56) Патент США № 3668967, кл. G 09 В 15/06, !978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ (54) Изобретение позволяет повысить эффективность обучения музыке, В устройстве для обучения музыке подвижный движок 3 со шкалой 4 связан с основанием 1 со шкалой,.SUÄÄ 1223268 A

2 и имеет горизонтальные 5. и вертикальные 6 просечки. Связь движка 3 с основанием

1 выполнена в виде шарнирно соединенных между собой пар тяг 7 и 8, свободные концы которых шарнирно связаны соответственно с основанием 1 и движком 3. Шарнир 9 тяг 7 и 8 размещен в выполненных в соответствующих тягах пазах 10 и

11 и имеет фиксатор 12 их положения. В подвижном движке 3 выполнены диагонально расположенные просечки 13. Дополнительный движок 14 со шкалой 15 установлен в корпусе 16 движка 3 с возможностью продольного перемещения. Пазы 10 и 11 имеют прямоугольную форму. 2 з.п. ф-лы, !7 ил.

1223268

Изобретение относится к области учебных наглядных пособий по теории музыки, в частности для обучения систем ладов и созвучий.

Целью изобретения является повышение эффективности обучения музыке.

На фиг. 1 изображено устройство для обучения музыке, общий вид; на фиг. 2— октавный вариант подвижного движка, вид спереди; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — дополнительный октавный движок с релятивной моделью взаимообратимых ладов лидийского и гипофригийского; на фиг. 5— дополнительный октавный движок с релятивной моделью хроматической мажорной гаммы; на фиг. 6 — кассетный движок, вид спереди; на фиг. 7 — вид Б на фиг. 6; на фиг. 8 — дополнительный кассетный движок верхней кассеты с релятивной моделью мажорного тетрахорда; на фиг. 9 — то же, с релятивной моделью минорного тетрахорда; на фиг. 10 — дополнительный касетный движок нижней касеты с релятивной моделью фригийского тетрахорда; на фиг. 11 то же, с релятивной моделью увеличенного тетрахорда; на фиг. 12 — то же, с релятивной моделью универсального тетрахорда; на фиг. 13 — фрагмент основания с диагональной зонноэнгармонической шкалой абсолютных наименований звуков; на фиг. 14 — вариант подвижного движка, вид спереди; на фиг. 15 — сечение  — В на фиг. 14; на фиг. 16 — съемная шторка ползунка движка; на фиг. 17 — ползунок движка с пуговичным креплением внутри..

Устройство для обучения музыке содержит связанный с основанием 1 с нанесенной на него шкалой 2 подвижный движок

3 со своей шкалой 4, имеющий горизонтальные 5 и вертикальные 6 просечки. Связь подвижного движка 3 с основанием 1 выполнена в виде шарнирно соединенных между собой пар тяг 7 и 8, свободные концы которых шарнирно соединены соответственно с ос нованием 1 и движком 3, причем шарнир 9 соединенных между собой тяг 7 и 8 размещен в выполненных в соответствующих тягах 7 и 8 пазах 10 и 11 и имеет фиксатор 12 их положения, при этом в подвижном движке

3 выполнены дополнительные диагонально расположенные просечки 13.

Устройство для обучения музыке имеет дополнительный движок 14 со шкалой 15, установленный в корпусе 16 подвижного движка 3 с возможностью продольного перемещения, а пазы 10 и 11 имеют прямоугольную форму. С тыльной стороны подвижного движка 3 расположены ограничители 17 хода дополнительного движка 14. Подвижный движок 3 имеет нанесенные на него шкалы тоновых высот 4 с центральной тритоновой зоной 18, ладовых ступеней 19, имеющую такую же центральную тритоновую зону 18, зонных наименований ступеней 20.

На подвижном движке 3 имеется щиток 21 для закрытия наименования лада или созвучия.

На дополнительном движке 14 (фиг. 4) по его диагонали нанесены взаимообратимые релятивные модели лидийского 22 и гипофригийского 23 ладов, по его горизонтальным сторонам расположены шкалы зонных наименований ступеней 24 для наименования ступеней модели лидийского лада 22, 25 для гипофригийского лада 23. Имеются также экраны с обозначением наименований лада релятивной модели: экран 26 наименования лидийского лада и экран 27 наименования гипофригийского лада. На дополнительном движке 14 выполнены изгиб 28 для обеспечения плавного размещения его в корпусе 16 подвижного движка 3, вертикальные линии 29 зонно-энгармонической сетки и горизонтальные линии 30 этой же сетки и выделяется центральная тритоновая зона 18.

На дополнительном движке 14 (фиг. 5) с релятивной моделью хроматического мажорного звукоряда имеется шкала 31 ладовых ступеней, экран 32 наименования звукоряда и язычок ЗЗ для удобства манипуляций. Релятивные модели хроматического восходящего и нисходящего звукорядов обозначены стрел25 ками 34: их направление вверх — для восходящей альтерации, а вниз — для нисходящей.

Дополнительный движок 14 (фиг. 6) может быть выполнен в виде кассеты, имеющей верхний 35 и нижний 36 карманы. В каждом кармане 35 и 36 размещен набор дополнительных тетрахордовых движков. В верхнем кармане 35 размещены дополнительные движки с моделью мажорного тетрахорда 37, с моделью увеличенного тетрахорда 38, минорного тетрахорда 39, универсального тетрахорда 40 и фригийского тетрахорда 41. В нижнем кармане 36 размещены дополнительные движки нижнего мажорного тетрахорда 42, увеличенного тетрахорда 43, минорного тетрахорда 44, универ4О сального тетрахорда 45 и фригийского тетрахорда 46. В дополнительном движке 14 выполнены верхнее 47 и нижнее 48 окна и имеются две тетрахордовые шкалы зонных наименований ступеней — нижняя 49 и верхняя 50.

45 Фрагмент основания 1 (фиг. 13) содержит диагональную зонно-энгармоническую шкалу 51 абсолютных наименований звуков, шкалу 52 зонных наименований звуков и шкалу высотных частот, выполненную в виде черно-белой клавиатуры 53. Диагональная зонно-энгармоническая шкала 51 абсолютных наименований звуков составлена из блоков 54 хроматических одноименных звуков, расположенных по вертикали плоскости основания 1, и рядов 55 одновысотных энгармонических звуков, расположенных в плоскости основания 1.

На фиг. 14 изображен вариант подвижного движка 3, имеющего вырез 56 для

1223268

3 наблюдения шкалы 5!. По правой и левой стронам выреза 56 размещены кулисы левая 57 и правая 58, необходимые для перекрытия выреза 56. Имеются также пазы 59 для размещения в них сменных передвижных шкал 60 и 61. На верхней, лицевой плоскости движка 3 во внутренней его полости выполнена прорезь 62 с размещенными в ней элементами (ступенями) 63, соединенная с горизонтальной прорезью 64, имеющей паз 65 для выведения из прорези 62 элементов 63 посредством толкателя 66. По верхнему горизонтальному краю движка 3 выполнена прорезь 67 с окном 68, предназначенным для наблюдения сменных передвижных шкал 60 и 61.

Шторка 69 кулис 57 и 58 (фиг. 16) снабжена шипами 70 для крепления ее к проемам 71.

Кулиса 58 (фиг. 17) имеет рукоятку 72 и паз 73 для размещения в нем выступа 74.

Пользуются устройством для обучения музыке следующим образом.

Для отыскания звукового состава определенной ладотональности из набора дополнительных движков 14 отбирают заданный лад, вставляют найденный дополнительный движок 14 в корпус 16 подвижного движка 3 до упора его в ограничитель 17 так, что крайнее нижнее окно 48 релятивной модели дополнительного движка !4 устанавливается над первой ступенью шкалы 31 движка 3. Далее связывают движок 3 с основанием 1, а затем передвигают его с дополнительным движком 14 так, что первая ступень шкалы 31 на движке 3 и крайнее нижнее окно 48 попадают в ту зону шкалы

52 основания, которая соответствует зоне искомой тональности. После этого перемещают движок 3 по вертикали вдоль найденной зоны по шкале 52 до тех пор, пока в крайнем нижнем окне 48 не покажется наименование основного тока искомой тональности.

В результате в остальных окнах 47 релятивной модели дополнительного движка 14 актиматически появляются абсолютные наименования звуков всех остальных ступеней искомой ладотональности и тем самым определяется конкретный звуковой состав заданной ладотональности.

Гак, например, если требуется определить звуковой состав соль-мажорной лидийской ладотональности, движок 3 с размещенным внутри него дополнительным движком

14, содержащим релятивную модель лидийского звукоряда (фиг. 4), устанавливают так, что первая ступень лидийского лада, отмеченная на шкале 24, совпадает с зоной «Соль» (или G) шкалы 52 основания 1. Лалее передвигаем весь движок 3 по вертикали вдоль найденной зоны «Соль» согласно шкале 52 до тех пор, пока в левом нижнем окне

48 релятивной модели лидийского звукоряда

22 не покажется наименование «Соль», принадлежащее шкале 51 абсолютных наименований. После этого найденное положение движка 14 фиксируется фиксатором 12.

Касетный вариант движка 3 (фиг. 6 и 7) используется в случае, если надо составлять ладотональность из моделей тетрахордов. Так, например, если требуется получить реминор гармонический, который образуется соединением нижнего минорного

)0 тетрахорда с верхним увеличенным тетрахордом, сначала отыскивают соответствующие дополнительные движки 38 и 39 с заданными релятивными моделями тетрахордов (фиг. 9 — модель минорного тетрахорда; фиг. 11 — модель увеличенного тетрахорда) и перемещают их. Сначала из нижнего кармана 36 выводят дополнительный движок 39 зеленого цвета с релятивной моделью минорного тетрахорда в нижнее окно 48, так, что он доходит до ограничителя 17. Таким образом получают нижнюю половину искомого лада. Затем перемещают из верхнего кармана 35 в верхнее окно

47 дополнительный движок 38 увеличенного тетрахорда красного цвета до ограничителя 17. В результате получают комбиниро25 ванную, двухцветную зелено-красну о модель гармонического минора, составленную из двух разных дополнительных движков 38 и 39 — нижнего зеленого с полутоном в центре, являющегося минорным тетрахордом, и верхнего красного с полутоном по краям, 30 что является моделью увеличенного тетрахорда. Шкалы 4, 19 и 20, нанесенные на касетный движок 3, помогают определять тоновые расстояния между ступенями составного лада (шкала 4), а также качественный состав ступеней (шкала 19) — либо высоких, либо ни; ких. После соединения движка 3 с основанием 1 производят высотную ориентацию образованной цветной релятивной модели по шкале 51 абсолютных наименований звуков так, как это описано

4О по отношению к октавному варианту движка 3.

Вариант выполнения движка 3, изображенный на фиг. 14 и 15, служит для самостоятельного моделирования учащимися разнообразных нетиповых ладовых моделей. Например, требуется определить звуковой состав «Гаммы Римского-Корсакова», т.е. второго лада ограниченной транспозиции Кессиана. Модель такого лада образуется семи. ступенчатой периодической последовательностью повторяемого звена тон-полутон, которую и предстоит составить с данным вариантом движка 3. Сначала устанавливают передвижную тоновую шкалу 61 до крайнего нижнего положения так, что указатель «О» тонов устанавливается на уровне первой ступени шкалы 60. Далее из прорези 62 извлекают восемь одиночных элементов 63 и размещают их равномерно посредством тол кателя 66 в прорези 64. Затем устройства октавных и тетрахордовых дополнительных движков 14 во взаимодействии соответственно с движком 3 и его касетным вариантом. Этот вариант работы обеспечивает овладение релятивной системой — интервальной, ладовой, взаимообратимость ладов и созвучий, интонационное несовпадение диезных повышенных альтераций от одновысотных пониженных их вариантов.

Третий частный вариант — использование в качестве самостоятельного наглядного устройства кулисного варианта движка

3 с его передвижными шкалами 60 и 61, позволяющими определять интервалы от любых ступеней звукоряда, в том числе интервалы увеличенные, дважды увеличенные, уменьшенные, дважды уменьшенные, а также помогает осознать структурное различие темперированных и нетемперированных звукорядов, Изобретение повышает эффективность обучения музыке.

Формула изобретения

1.Устройство для обучения музыке, содержащее связанный с основанием с нанесенной на него шкалой подвижный движок со своей шкалой, имеющий горизонтальные и вертикальные просечки, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, связь подвижного движка с основанием выполнена в виде шарнирно соединенных между собой пар тяг, свободные концы которых шарнирно соединены соответственно с основанием и движком, причем шарнир соединенных между собой тяг размещен в выполненных в соответствующих тягах пазах и имеет фиксатор их положения, при этом в подвижном движке выполнены диагонально расположенные просечки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно имеет дополнительный движок со шкалой, установленный в корпусе подвижного движка с возможностью продольного пер ем ещен ия.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пазы имеют прямолинейную форму.

1223268 начинают формИровать релятивную модель заданного звукоряда. Для этого раздвигают левую и правую кулисы 57 и 58 на уровне первой ступени шкалы 60 и паза 65 так, что просвет остается только в прямоугольнике

1 — 1, это и есть первая ступень релятивной модели искомого лада. Затем это проделывают на уровне второй ступени шкалы 60 и прорези 65. Формируют вторую ступень, отстоящую от первой ступени на целый тон, используя для тонового ориентира шкалу 10

61. Поскольку третья ступень искомого лада отстоит от второй ступени на полутон, соответствующим образом раздвигают кулися 57 и 58 на уровне 1,5 тона согласно шкале

61 и т.д. В результате образуется восьмиступенная релятивная модель искомого лада, состоящая из периодической последовательности тонов и полутонов. Чтобы более наглядно и четко просматривалась периодичность

1,5 тоновых звеньев, левые 57 и правые

58 кулисы начальных ступеней этой периодической последовательности прикрывают цветной шторкой 69. Если же образованный таким образом наборный лад имеет более сложную периодичность, используются шторки 69 других нескольких цветов, при помощи чегс» обеспечивается более четкое и вы- 25 разительное восприятие периодичности строения составленной релятивной модели.

Далее, установив другой вариант движка

3 на основании 1, производят и с ним те же действия, в результате чего получают абсолютно высотное воплощение искомой ла- Ç0 дотональности либо созвучия.

Устройство используется также в следующих трех дополнительных частных вариантах.

В качестве самостоятельного наглядного устройства используется основание 1 с диагональной зонно-энгармонической шкалой 51 и шкалой 52 зонных наименований звуков. Такой вариант использования устройства обеспечивает уяснение взаимосвязи и взаимозависимости двух признаков орга- 4О низации звуковысотности в музыке-энгармо.низма и одноименности.

Второй частный вариант — использование в качестве самостоятельного наглядного и

1223268

57 .78

УУ

41

1223268

54

Я 54 55 (Риг. 15

Ц1иг. 14

Составитель В. Буланов

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор N. Шароши

Заказ 1718/54 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения музыке Устройство для обучения музыке Устройство для обучения музыке Устройство для обучения музыке Устройство для обучения музыке Устройство для обучения музыке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абстрактно-наглядному представлению системы музыкальной грамоты, в котором для его универсализации используют цветопсихологические обозначения в виде ассоциированных звуков с цветными кружочками или иными фигурами цвета радуги или разложения дневного света в одну линию сверху для правой руки, а снизу - для левой

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов

Изобретение относится к методу нотной записи музыки для клавишных музыкальных инструментов с использованием цвета и может быть использовано для обучения начинающих музыкантов
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки
Наверх