Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

I. Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания путем испарения рабочей жидкости в рубашке блока, конденсации образовавшегося пара в конденсаторе, возврата конденсата в рубашку и поддержания заданного уровня жидкости в процессе работы прогретого двигателя путем подачи ее из резервной емкости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения двигателя путем устранения подсоса воздуха после его остановки, перед запуском двигателя рубашку охлаждения и конденсатор полностью заполняют рабочей жидкостью , после запуска прогревают двигатель до достижения заданной температуры жидкости и частично вытесняют рабочую жидкость образовавшимся паром из рубашки охлаждения и конденсатора в резервную емкость , вытесняя из последней воздух в атмосферу , и при заданном уровне жидкости в рубашке охлаждения разобщают резервную емкость с атмосферой, а после остановки двигателя сообщают резервную емкость с атмосферой и выпускают из нее жидкость в рубашку и конденсатор. 2. Устройство двигателя внутреннего сгорания , содержащее конденсатор, подключенный к верхней и нижней точкам рубащки блока цилиндров, циркуляционный насос, паровоздушный клапан с паровой и воздушной полостями и резервную емкость, подключенную к устройству своими верхней и нижней точками , отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения двигателя путем устранения подсоса воздуха после его остановки, устройство дополнительно снабжено обратным клапаном, рубащка блока сообщена с резервной емкостью и паровой полостью паровоздушного клапана, а воздушная полость последнего сообщена с атмосферой и подключена к резервной емкости через обратный клапан. S (Л N3 СО to 4 fMt

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3780169/25-06 . (22) 13.08.84 (46) 15.05.86. Бюл. № 18 (71) Челябинский филиал Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского тракторного института (72) Е. И. Сухов, А. С. Авраменко, В. И. Вольных и Ю. И. Сухов (53) 621.43-713 (088.8) (56) Ливенцов Ф. Л. Высокотемпературное охлаждение поршневых ДВС. М.— Л.: Машиностроение, 1964, с. 12 — 13.

Авторское свидетельство СССР № 914783, кл. F 01 P 11/04, 1978. (54) СПОСОБ ОХЛАЖДЕ НИЯ ДВИ ГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) l. Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания путем испарения рабочей жидкости в рубашке блока, конденсации образовавшегося пара в конденсаторе, возврата конденсата в рубашку и поддержания заданного уровня жидкости в процессе работы прогретого двигателя путем подачи ее из резервной емкости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения двигателя путем устранения подсоса воздуха после его остановки, перед запус„„SU„„1231240 A 1 ком двигателя рубашку охлаждения и конденсатор полностью заполняют рабочей жидкостью, после запуска прогревают двигатель до достижения заданной температуры жидкости и частично вытесняют рабочую жидкость образовавшимся паром из рубашки охлаждения и конденсатора в резервную емкость, вытесняя из последней воздух в атмосферу, и при заданном уровне жидкости в рубашке охлаждения разобщают резервную емкость с атмосферой, а после остановки двигателя сообщают резервную емкость с атмосферой и выпускают из нее жидкость в рубашку и конденсатор.

2. Устройство двигателя внутреннего сгорания, содержащее конденсатор, подключенный к верхней и нижней точкам рубашки блока цилиндров, циркуляционный насос, паровоздушный клапан с паровой и воздушной полостями и резервную емкость, подключенную 1/ф к устройству своими верхней и нижней точками, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения двигателя путем устранения подсоса воздуха после его остановки, устройство дополнительно снабжено обратным клапаном, рубашка блока сообщена с резервной емкостью и паровой полостью паровоздушного клапана, а воз- М душная полость последнего сообщена с ат- Qgl мосферой и подключена к резервной емкости через обратный клапан. Ю

1231240

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для двигателя с испарительной системой охлаждения.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения. двигателя после его остановки.

На фиг. 1 показана система охлаждения двигателя, общий вид; на фиг. 2 паровоздушный клапан с обратным клапаном; на фиг. 3 — рубашка блока цилиндров.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1 содержит конденсатор 2, подключенный к верхней и нижней точкам рубашки 3 блока цилиндров, циркуляционный насос 4, паровоздушный клапан 5 с паровой и воздушной полостями 6 и 7 соответственно и резервную емкость 8. Резервная емкость 8 подключена к устройству своими верхней и нижней точками.

Рубашка 3 блока сообщена некапиллярным каналом 9 с резервной емкостью 8 и каналом 10 с паровой полостью 6 паровоздушного клапана 5. Воздушная полость 7 клапана 5 сообщена патрубком 11 с атмосферой и подключена к резервной емкости 8 через обратный клапан и трубопровод 12. Обратный клапан снабжен запорной иглой 13, мембраной

14 и пружиной 15.

При заполнении системы охлаждающей жидкостью в рубашке блока цилиндров образуются жидкостная и паровая полости 16 и 17 соответственно, разделенные испаряющей поверхностью 18. Некапиллярный канал

9 подключен к жидкостной полости 16 своей горловиной 19.

Площадь мембраны 14 и характеристику пружины 15 рассчич ывают таким образом, чтобы игла 13 закрывала трубопровод 12 при освобождении конденсатора 2 от жидкости и при достижении уровня жидкости в рубашке 3 охлаждения горловины 19 некапиллярного канала 9.

Охлаждение двигателя 1 осуществляется следующим образом.

При заправке системы рубашку 3 охлаждения, конденсатор 2 и часть резервной емкости 8 заполняют рабочей жидкостью. При пуске двигателя 1 за счет выделяющегося тепла производят прогрев системы охлаждения до рабочей температуры, а после начала парообразования его давлением вытесняют рабочую жидкость из конденсатора 2 и части рубашки 3 охлаждения через некапилляр5

45 ный канал 9 в резервную емкость 8 до уровня горловины 19 некапиллярного канала 9, при этом воздух из резервной емкости 8 вытесняют в атмосферу через трубопровод 12 и патрубок 11. При достижении уровнем жидкости в рубашке 3 охлаждения горловины 19 некапиллярного канала 9 давлением пара на мембрану 14 преодолевают усилие пружины

15, закрывают трубопровод 12 запорной иглой 13 и разобщают резервную емкость 8 с воздушной полостью 7 паровоздушного клапана 5 и атмосферой. При достижении рабочей температуры включают устройство для регулирования температуры рабочей жидкости, например регулируемый привод вентилятора. В процессе работы поддерживают уровень жидкости в рубашке 3 охлаждения за счет динамического равновесия с жидкостью в резервной емкости 8. При опускании уровня жидкости в рубашке 3 охлаждения ниже горловины 19 некапиллярного клапана 9 за счет силы тяжести часть жидкости вытесняется из канала 9 и замещается в резервной емкости 8 паром, проходящим в виде пузырей через канал 9. При закрытии жидкостью горловины 19 канала 9 она вновь вытесняется давлением пара в резервную емкость 8.

Образующийся при работе двигателя 1 в рубашке 3 охлаждения пар подают в конденсатор 2, конденсируют, собирают в нижней части конденсатора 2 и откачивают циркуляционным насосом 4 в рубашку 3 охлаждения, создавая контур обращения рабочей жидкости, причем производительность циркуляционного насоса 4 расчитывают только в жидкой фазе.

При остановке двигателя 1 система охлаждения остывает, пар в конденсаторе 2, рубашке 3 охлаждения конденсируется и давление в рубашке 3 охлаждения понижается. При этом пружина 15 обратного клапана поднимает иглу 13 и обеспечивает сообщение резервной емкости 8 с атмосферой через воздушную полость 17, трубопровод 12 и патрубок 11. Одновременно за счет разности высот жидкости паровую полость 17 рубашки 3 охлаждения и конденсатор 2 заполняют рабочей жидкостью из резервной емкости 8, что исключает образование вакуума в системе охлаждения и подсос туда воздуха из атмосферы.

При последующем пуске двигателя вновь повторяют весь цикл работы системы без поступления в нее атмосферного воздуха.

1231240 иг 2

@ияли

Составитель С. Захаров

Редактор М. Недолуженко Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 2320/39 Тираж 500 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения для создания систем охлаждения и термостатирования элементов и механизмов с интенсивными тепловыделениями, в частности для двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для утилизации тепла поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания и паровой машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания с преобразованием части тепловой энергии, отводимой системой охлаждения от двигателя, в другие виды энергии для дальнейшего ее использования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам охлаждения цилиндров низкого давления (ЦНД) паровых турбин

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для двигателей внутреннего сгорания
Наверх