Храповая муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3746076/25-27 (22) 29.05.84 (46) 15.06 .86. Бюл. 11 22 (71) Научно-производственное объединение "Ветроэн" (72) И.А. Бабинцев, С.В. Владимиров, В.Ф. Мосалев и В.П. Пивнев (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 181914, кл. F 16 Р 41/12, 1964.

Авторское свидетельство СССР

Р 836415, кл. F 16 D 41/12, 1981.

Авторское свидетельство СССР

9 166201, кл. F 16 D 41/12, 1964.

„„SU„„1237814 (54) (57) ХРАПОВАЯ МУФТА, содержащая храповик и обойму с шарнирно установленной на ней собачкой в виде двуплечего рычага, жестко соединенного одним плечом с центробежным грузом, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационньи воэможностей путем отключения муфты на оборотах, отличных от оборотов включения муфты, она снабжена механизмом управления собачкой в виде двух стержней, один из которых закреплен на обойме, а другой выполнен телескопическим и его концы шарнирно соединены с концом неподвижного стержня и с центробежным грузоме

1 1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в быстроходных ветроагрегатах для привода насосов или генераторов с большими пусковыми моментами.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем отключения муфты на оборотах, отличных от оборотов включения муфты.

На фиг.1 показана муфта поперечный разрез; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1, муфта в выключенном состоянии, на фиг.3 — то же, во включенном состоянии; на фиг.4 — схема механизма управления собачкой.

Храповая муфта содержит ведущую полумуфту в виде обоймы 1, собачку

2 в виде двуплечего рычага, закрепленного одним плечом с центробежным грузом 3 на периферии ведущей обоймы на осях 4 с возможностью поворота, и ведомую полумуфту 5 с храповиком 6. Центробежные грузы

3 соединены планками 7 в шарнирный многозвенник и соединены с обоймой 1 механизмом управления собачкой, состоящим из оси 8, которая шарнирно соединяет неподвижный стержень 9 и подвижный телескопический стержень 1О,причем на стержне 10 установлена пружина сжатия 11 и он шарнирно соединен с центробежным .грузом 3. Центробежные грузы 3 и планки 7 соединены между собой пальцами l2. Ведомая полумуфта 5 оснащена фрикционными 13 и прижимными

14 дисками, а храповик 6 помещен между ними. Прижимной диск 14 на шлицах установлен на ведомой полумуфте 5 и может быть перемещен в осевом направлении через пружинную шайбу 15 и регулировочную гайку 16.

Угловое положение механизма управления собачкой определяется положением неподвижного стержня 9, фиксация которого осуществляется гайкой 17.

Усилием пружины 11 центробежные грузы 3 и жестко связанная с ними собачка 2 смещены и последняя не входит в зацепление с храповиком

6 ведомой полумуфты 5 в исходном положении.

Муфта работает следующим образом.

При вращении обоймы 1.на центробежных грузах 3 возникают центробежные силы, стремящиеся их повернуть вокруг осей 4. Этому повороту препятствует момент относительно тех

237814

t0

l5

S0

55 же осей 4 от действия силы пружины

11 (фиг.4). В выключенном положении плечо действия силы пружины 11 равно h .ÏðH заданной частоте вращения момент силы пружины 11 преодолевается моментом центробежных сил грузов 3, последние перемещаются вместе с собачкой 2 относительно оси 4 (фиг.4). Стержень 9 и, следовательно, точка 5 остаются неподвижными относительно обоймы при перемещении центробежных грузов, причем с перемещением центробежных грузов к рабочему положению (фиг.3) момент сопротивления, развиваемый пружиной 11, уменьшается (фиг.4), так как точ\ ка А перемещается в положение А и плечо действия силы пружины 11 уменьшается и становится равным h, собачка 2 поворачивается вместе с центробежным грузом 3 и входит в зацепление с храповиком б. Происходит включение ведомой полумуфты. Наличие фрикционных дисков 13 позволяет храповику 6 в первый момент включения проскользнуть, а затем передавать крутящий момент, на который отрегулирована муфта, что ведет к устранению ударных нагрузок при включении муфты. Регулирование крутящего момента, передаваемого муфтой, осуществляется затяжкой гайки 16, которая поджимает пружинную шайбу 15, а также через прижимной диск 14„ храповик б и фрикционные диски 13.

При снижении частоты вращения обоймы 1 приведенный к оси 4 суммарный момент центробежных сил грузов

3 становится меньше момента от усилия пружины 11 и муфта расцепляется, но так как плечо (фиг.4) приложения силы пружины h меньше, чем h, то включение муфты происходит при оборотах меньших, чем обороты включения.

Настройку муфты на определенную частоту вращения, при которой необходимо муфту включить и выключить, можно осуществлять изменением углового положения неподвижного стержня

9, фиксация которого осуществляется гайкой 17, тем самым изменяя соотношение плеч h< и h < или изменением величины центробежных грузов 3.

Соединение центробежных грузов в шарнирный многозвенник позволяет связать грузы между собой, что облегчает балансировку муфты и позволяет более равномерно распределить массы грузов по периферии муфты.

>z iя с

1237814

pu8 .

1237814

1237814

Составитель Л. Атрушкевич

Техред Л.Олейник Корректор В. СиницкаЯ

Редактор И. Сегляник

Заказ 3270/36

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4 /5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта Храповая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх