Зубчатая передача

 

.Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности. Целью изобретения является повышение точности и долговечности передачи. Положительный эффект достигается за счет компенсации деформации зубьев и поддержания постоянной жесткости передачи по фазе зацепления. В прорезях 5 зацепляющихся зубчатых колес 2 и 3 размещены клиновидные вставки. На дисках 8 и 9, установленных со стороны торцов колеса 3, имеются фасонные канавки 12 и 13, в которых размещены консольные выступы 14 вставок. Диски 8 и 9 установлены в корпусе 1 с возможностью поворота на эксцентриковых втулках 10 и 11 и фиксации относительно корпуса 1. При работе передачи разница шагов зубьев, возникающая от нагрузки, компенсируется радиальным перемещением вставок, обеспечиваемым переменным радиусом фасонных канавок 12 и 13. В фазе зацепления, ограниченной углом ф, происходит переход от двухпарного зацепления к однопарному и обратно. Суммарная жесткость зацепления при этом переходе обеспе (С чивается постоянным заданием закона изменения радиуса фасонных канавок 12 и 13. (Л 1 3. п. ф-лы, 4 ил. ю О5 ю

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д) 4 F 16 Н 55 18, 55/17

9 ч

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / "

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3832353/25-28 (22) 30.12.84 (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, С. А. Иванов и Н. Н. Ишин (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1099158, кл. F 16 Н 55/18, 1983. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57), Изобретение относится к- машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности. Целью изобретения является повышение точности и долговечности передачи.

Положительный эффект достигается за счет компенсации деформации зубьев и поддержания постоянной жесткости передачи по фазе зацепления. В прорезях 5 зацепляюÄÄSUÄÄ 1262171 А1 щихся зубчатых колес 2 и 3 размещены клиновидные вставки. На дисках 8 и 9, установленных со стороны торцов колеса 3, имеются фасонные канавки 12 и 13, в которых размещены консольные выступы 14 вставок.

Диски 8 и 9 установлены в корпусе 1 с возможностью поворота на эксцентриковых втулках 10 и 11 и фиксации относительно корпуса 1. При работе передачи разница шагов зубьев, возникающая от нагрузки, компенсируется радиальным перемещением вставок, обеспечиваемым переменным ради- ° усом фасонных канавок 12 и 13. В фазе зацепления, ограниченной углом ср, происходит переход от двухпарного зацепления к однопарному и обратно. Суммарная жесткость зацепления при этом переходе обеспечивается постоянным заданием закона изменения радиуса фасонных канавок 12 и 13.

1 3. п. ф-лы, 4 ил.,1262171

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности.

Целью изобретения является повышение точности и долговечности.

Положительный эффект достигается за счет компенсации деформации зубьев и поддержания постоянной жесткости передачи по фазе зацепления.

На фиг. 1 изображена зубчатая передача; на фиг. 2 — сечение А A на фиг. 1; на фиг. 3 — вид на фасонные канавки дисков; на фиг. 4 — радиально перемещаемая вставка.

Передача содержит корпус 1, зацепляюl5 щиеся зубчатые колеса 2 и 3 с радиальными прорезями 4 и 5 в зубьях вдоль оси колес и размещенные в прорезях клиновидные вставки 6 и 7. Вставки 7 колеса 3 имеют возможность радиального перемещения в прорезях 5. Вставки 6 выполнены упругими.

В корпусе 1 со стороны торцов колеса 3 установлены диски 8 и 9 с возможностью поворота и фиксации относительно корпуса 1 посредством эксцентриковых втулок 10 и 11.

На торцах дисков 8 и 9, обращенных к торцам колеса 3, выполнены фасонные канавки 12 и 13.

Вставки 7 колеса 3 имеют консольные выступы 14, размещенные в канавках 12 и 13 дисков 8 и 9. Прорези 5 — клиновидные, с вершиной, обращенной к оси колеса 3.

Часть каждой прорези 5, прилежащая

30 к вершине клина, может быть выполнена прямоугольной (фиг. 4). Длина прямоугольного участка при этом равна 7 — h, где L— длина прорези 5, h длина площадки контакта вставки 7 и прорези 5. Если l — длина

35 вставки 7, у — угол ее клина, рассчитываемый из необходимого диапазона перемещений вставки 7, то величину h, определяющую обеспечение постоянного контакта вставки 7 и клиновидного участка прорези 5, можно рассчитать по формуле 40

6= — — +2 — 3) им

i L — l

cosy/2

Передача работает следующим образом.

При вращении и передаче момента Т р колесом 2, в прорезях зубьев которого рас- 45 положены упругие вставки 6, нагружаемые зубья деформируются, и шаг колеса 2 уменьшается. Ведомые зубья колеса 3 под действием момента сопротивления также деформируются и их шаг увеличивается. Разница шагов компенсируется радиальным перемещением вставок 7, движущихся перед входом в зацепление по фасонным канавкам 12, 13 с уменьшающимся от Ri к R2 (R>)R ) радиусом. При переходе к однопарному зацеплению в зоне углов (фиг. 3) выравнивание жесткости зацепления, падающей при однопарном зацеплении, достигается увеличением натяга в сопряжении находящегося в зацеплении зуба и вставки 7. Увеличение натяга обеспечивается радиальным смещением вставок к оси зубчатого колеса при движении по фасонным канавкам 12 и 13 с уменьшающимся от к Яз (К)Яз) радиусом. При выходе зубьев из зацепления радиус фасонных канавок увеличивается до Ri, что обеспечивает уменьшение до нуля натяга между вставками 7 и зубьями и снятия с них напряжений.

Последнее способствует увеличению долговечности передачи.

В одно и то же время зубья колеса 3 имеют различную жесткость, причем суммарная жесткость и шаг зацепления остаются постоянными по фазе зацепления, ограниченной углом фь

Исключение скачков жесткости зубчатого зацепления при переходе от однопарного зацепления к двухпарному и наоборот, а также повышение точности шага передачи позволяет снизить динамические нагрузки и на этой основе повысить ее долговечность.

По мере износа зубьев диски 8 и 9 переориентируются относительно линии зацепления. Тем самым увеличивается натяг. между вставками 7 и зубьями колеса 3, компенсирующий износ.

Формула изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая корпус, зацепляюшиеся зубчатые колеса с радиальными прорезями в зубьях вдоль оси колес и размещенные в прорезях клиновидные вставки, по крайней мере на одном из колес выполненные упругими, а на другом установленные с возможностью радиального перемещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и долговечности, она снабжена двумя дисками, установленными в корпусе со стороны торцов колеса с радиально перемещаемыми вставками с возможностью поворота и фиксации и имеющими на обращенных к этим торцам поверхностях фасонные канавки, прорези выполнены клиновидными с вершиной, обращенной к оси колеса, а на радиально перемещаемых вставках со стороны торцов выполнены консольные выступы, которые размещены в фасонных канавках.

2. Зубчатая передача по п. 1, отличающаяся тем, что часть каждой клиновидной прорези, прилежащая к ее вершине, прорезана прямоугольным пазом.

1262171

1262171

Редактор А. Ворович

Заказ 5309/30

Составитель В. Сергеев

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и используется в многопоточных зубчатых передачах

Передача // 1232881

Изобретение относится к машиностроению
Наверх