Универсальный шарнир

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для соединения несоосных валов. Целью изобретения является уменьшение габаритов и снижение металлоемкости при обеспечении равнопрочности составляющих звеньев. Шарнир содержит две вилки, установленный между ними промежуточный элемент с двумя перекрещивающимися под прямым углом отверстиями, в которых установлены шарнирные пальцы, взаимодействующие с отверстиями в проушинах вилок. Промежуточный элемент установлен так, что шарнирный палец, соединяющий его с вилкой, установлен в удаленное от вилки отверстие. Формы поверхностей проушин вилки и промежуточного элемент обеспечивают их максимальное сближение. 9 ил. со СХ) N4 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (SD 4 1 16 D 3 38

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4022381/25-27 (22) 17.02.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (72) С. Г. Тарасов и А. Л. Санин (53) 621.828.2 (088.8) (56) Патент США № 2826052, кл. 64 — 17, 1955. (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения несоосных валов. Целью изобретения является уменьшение габаритов и снижение металлоемкости при обеспече„„SU„„1318746 А 1 нии равнопрочности составляющих звеньев.

Шарнир содержит две вилки, установленный между ними промежуточный элемент с двумя перекрещивающимися под прямым углом отверстиями, в которых установлены шарнирные пальцы, взаимодействующие с отверстиями в проушинах вилок. Промежуточный элемент установлен так, что шарнирный палец, соединяющий его с вилкой, установлен в удаленное от вилки отверстие.

Формы поверхностей проушин вилки и промежуточного элемент обеспечивают их максимальное сближение. 9 ил.

1318746

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращающего момента между несоосными валами.

Целью изобретения является уменьше- 5 ние габаритов шарнира, снижение металлоемкости при обеспечении равнопрочности составляющих его звеньев.

На фиг. 1 изображен шарнир при несоосном расположении одной из вилок, общий вид 10 на фиг. 2 — схема действия растягивающих (черных) и сжимающих (белых) внешних сил; на фиг. 3 — шарнир в разобранном виде, общий вид; на фиг. 4 — сечение А — А на фиг. 3; на фиг. 5 — эпюры изгибающих моментов от нагружения шарнира внешней 15 силой F, приложенной к одной из вилок при максимальной несоосности; на фиг. 6 — то же для шарнира Гука с пересекающимися осями промежуточного элемента; на фиг. 7— вариант упрощения промежуточного элемента, общий вид; на фиг. 8 — вариант упрощения внутренних поверхностей вилки; на фиг. 9 — вариант исполнения вкладыша, общий вид.

Универсальный шарнир содержит две вилки 1, промежуточный элемент 2 и два шарнир- 25 ных кольца 3.

Каждая из вилок 1 состоит из цапфы 4 и двух проушин 5, в которых выполнены соосные цилиндрические отверстия 6, ось

Y — у которых расположена перпендикулярно оси Х вЂ” Х вилки. 30

Торцовая и боковые поверхности проушин образованы наружными коническими поверхностями 7, плавно сопряженными с плоскими поверхностями 8, сопряженными в свою очередь с внутренними коническими поверхностями 9. Ось поверхности 7 35 совпадает с осью соосных отверстий 6, а вершина конической поверхности 7 расположена в точке 10 пересечения оси Х вЂ” Х вилки и оси Y — Y соосных отверстий. Угол наклона поверхности 7 к оси Y — Y равен 45 .

Ось Z — Z поверхности 9 расположена

40 перпендикулярно оси Y — Y поверхности 7 и на расстоянии, равном расстоянию между шарнирными кольцами 3, а вершина расположена в точке 11 пересечения оси Х вЂ” Х вилки и оси Z — Z. Угол наклона поверхности 9 к оси Z — Z равен 45 .

Внутренние поверхности проушин образованы двумя плоскими параллельными поверхностями 12, сопряженными между собой тороидальной поверхностью 13, радиус г сечения которой равен половине расстояния 50 между поверхностями 12, а линии пересечения поверхностей 12, 8 расположены под углом а к оси Х вЂ” Х вилки, равным предельной допустимой несоосности вилок.

Промежуточный элемент 2 выпол нен с двумя расположенными перпендикулярно друг другу парами плоских параллельных поверхностей 14 с двумя перекрещивающимися под прямым углом отверстиями 15, выполненными на расстоянии Р друг от друга и тороидальными поверхностями 16 на торцах.

На фиг. 5 изображена эпюра изгибающих моментов от нагружения шарнира внешней сило" F, приложенной к одной из вилок, когда она расположена в крайнем угловом положении. Эпюра имеет нагруженную часть а. Для сравнения на фиг. 6 приведена эпюра для шарнира Гука, где шарнирные оси выполнены пересекающимися, не имеюгцая части а, длина которого зависит прямо пропорционально от расстояния

Р (фиг. 3) и равна расстоянию от шарнирного пальца до крайней точки проушины данной вилки.

В случае отсутствия сжимающих нагрузок тороидальная поверхность 13 проушин может быть заменена цилиндрической поверхностью 17 (фиг. 8) при сохранении формы поверхностей 16 промежуточного элемента 2.

Форма промежуточного элемента 2 может быть еще более упрощена при наличии зазора b (фиг. 7). В этом случае тороидальные поверхности 16 могут быть заменены плоскими поверхностями 18.

Сборка шарнира осуществляется последовательным соединением вилки с промежуточным элементом и последующим соединением промежуточного элемента с другой вилкой.

При повороте одной из вилок относительно собственной оси поворачиваются шарнирный палец, промежуточный элемент, другой палец и другая вилка.

Формула изобретения

Универсальный шарнир, содержащий две вилки с соосными отверстиями в праушинах, установленные с возможностью взаимодействия друг с другом посредством размещенного между ними промежуточного элемента с двумя перекрещивающимися под прямым углом отверстиями, а также двух шарнирных пальцев, установленных в отверстиях проушин и промежуточного элемента, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, снижения металлоемкости при обеспечении равнопрочности, один из шарнирных пальцев, соединяющий проушины одной из вилок с промежуточным элементом, расположен между другим пальцем и внутоенними поверхностями проушины другой вилки, торцовая и боковые поверхности проушин вилки выполнены с наружными коническими поверхностями, ось которых совпадает с осью соосных отверстий, вершина расположена в точке пересечения оси вилки с осью соосных отверстий, а угол наклона образующих равен 45, сопряженными с плоскими поверхностями проушин и сопряженными с ними с внутренними ко1318746 ническими поверхностями, ось которых расположена перпендикулярно оси наружных конических поверхностей, на расстоянии, равном расстоянию между шарнирными пальцами, вершина которых расположена в точке пересечения оси вилки с осью другого пальца, а угол наклона образующих равен 45, внутренние поверхности проушин выполнены в виде двух плоских параллельных поверхностей, сопряженных между собой тороидальной поверхностью, радиус сечения которой равен половине расстояния между плоскими параллельными поверхностями, при этом линия пересечения каждой из плоских внутренних поверхностей с плоской боковой поверхностью расположена под углом

5 к оси вилки, равным предельно допустимой несоосности вилок, а промежуточный элемент выполнен с двумя расположенными перпендикулярно друг другу парами плоских параллельных поверхностей, сопряженных на торцах тороидальными поверхностями, ответными по форме соответствующим поверхностям вилок.

1318746

Фиг. 7

Составитель Т. Хромова

Редактор Н. Гунько !ехред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 2493/29 Тираж 8! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Г!роизводсгвснно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. !1ро< ктная, 4

Универсальный шарнир Универсальный шарнир Универсальный шарнир Универсальный шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к карданным шарнирам

Изобретение касается вала (1) с карданным шарниром (18) и правильной машины. Вал (1) с карданным шарниром (18) включает в себя первый и второй участок (2, 3) вала (1) и прикрепленные, каждая, в частности, посредством винтовых соединений (8) к области крепления (7) первого и второго участка (2, 3) вала (1) опорные проушины (4), которые, каждая, одним концом выступают за соответствующий согласованный первый и второй участок (2, 3) вала (1) и в этой выступающей области (4a) удерживают между собой цельно выполненную крестовину (6) шарнира (18), опирающуюся каждой цапфой (5) в отверстии соответствующей опорной проушины (4). Каждая опорная проушина (4), по меньшей мере, в отдельных областях с геометрическим замыканием, передавая усилие, входит в каждом случае в одну из двух выемок, которые выполнены диаметрально противоположно в области (7) крепления в окружной поверхности первого и второго участка (2, 3) вала (1) и которые выполнены, каждая, в виде открытого шпоночного паза. Не выступающая за соответствующий согласованный первый или второй участок (2, 3) вала (1) область каждой опорной проушины (4) имеет призматическую шпонку, выполненную ответно соответствующей согласованной выемке или шпоночному пазу, или выполнена в виде призматической шпонки, выполненной ответно соответствующей согласованной выемке или шпоночному пазу. Боковые ограничительные стенки каждой выемки (12) или шпоночного паза выполнены слегка клинообразно сходясь навстречу друг другу, начинаясь от соответствующей торцевой поверхности участков (2, 3) вала (1), в осевом направлении выемки в противоположную заднюю стенку. Технический результат: создание решения, которое обеспечит возможность реализации карданного шарнира, имеющего компактную конструкцию и, тем не менее, обеспечивающего передачу больших крутящих моментов. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх