Гаситель крутильных колебаний

 

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к конструкциям гасителей крутильных колебаний в фрикционных сцеплениях автомобилей . Цель изобретения - повышение срока службы. Согласно изобретению помимо аксиальных распорок 18 от одной направляющей шайбы 7 к другой устанавливается по крайней мере одна скоба 25, один конец которой крепится к одной из указанных шайб 7, а дру- : гой, смещенный по окружности и относительно предьщущего, крепится к другой направляющей шайбе. При эксплуатации , когда крутящий момент прикладывается к фрикционному диску 2 для передачи его на перегородку ступицы 5, скобы 25 оказывают эффективное сопротивление опрокидывающему моменту, действующему на аксиальные распорки 18. 9 з.п. ф-лы, 14 ил. А-А ff W с со С Ф 4 Ы

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕаЪ БЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H flATEHTV

Сй

Ю

СЮ

12

21 й7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3602737/27-11 (22) 07.06.83 (31) 82 09934 (32) 08.06.82 (33) FR (46) 30.06.87. Бюл. У 24 (71) Валео (FR) (72) Андре Караи (РК) (53) 629.113-578 (088.8) (56) Патент Франции М 2282578, кл. F 16 D 13/64, 1976. (54) ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к авто- тракторостроению, в частности к конструкциям гасителей крутильных колебаний в фрикционных сцеплениях автомобилей. Цель изобретения — повышение срока службы. Согласно изобретению помимо аксиальных распорок 18 от одной направляющей шайбы 7 к другой устанавливается по крайней мере одна скоба 25, один конец которой крепится к одной из указанных шайб 7, а дру- . гой, смещенный по окружности и относительно предыдущего, крепится к другой направляющей шайбе. При эксплуатации, когда крутящий момент прикладывается к фрикционному диску 2 для передачи его на перегородку ступицы

5, скобы 25 оказывают эффективное сопротивление опрокидывающему моменту, действующему на аксиальные распорки

18. 9 з.п. ф-лы, 14 ил.

ÄSUÄÄ 1321364 А3 сЮ 4 В 60 К 17/02 F 16 D 13/00

1321364

Изобретение относится к автотранс. портостроению, в частности к гасителям крутильных колебаний фрикционных сцеплений автомобилей.

Цель изобретения — повышение срока 5 службы.

На фиг. 1 изображено фрикционное сцепления с гасителеы крутильных колебанйй, вид спереди; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез

Б-Б на фи-.1; на фиг.4 — 8 — то же (варианты исполнения); на фиг„9 скоба; на фиг.10-14 - то же (варианты исполнения).

Фрикционное сцепление состоит из гасителя 1 крутильных колебаний и фрикционного диска 2.

Гаситель 1 крутильных колебаний состоит из двух соосных частей 3 и 4, установленных с возможностью вращения 20 одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения и напротив эластичных средств, действующих по окружности, установленных по

25 окружности между ними.

Соосная, или возбуждаемая, часть

3 имеет поперечную кольцевую перегородку ступицы 5, дополнительную ступицу 6, с которой жестко соединена

30 перегородка ступицы 5, причем ука.занная перегородка ступицы 5 установлена на внешней поверхности ступицы 6 в средней ее зоне за одно целое с ней и приспособлена для зацепления во вращение на ведомом валу (не показан), например, с помощью шпицев.

Соосная, или возбуждающая, часть

4 имеет две поперечные шайбы 7 (направляющие шайбы), каждая из которых расположена соответственно по одну

40 и по другую сторону перегородки ступицы 5 на расстоянии от нее и свободно вращается относительно ступицы 6, которую они окружают по кольцу.

Направляющие шайбы 7 преимущественно идентичны одна другой.

I

Фрикционный диск 2, имеющий на. периферии и на каждой из своих сторон фрикционные накладки 8, может быть сжат между двумя элементами: нажимным и реакционным дискам и, вращающимися вместе с ведущим валом, причем перегородка диска насаживается на одну из направляющих шайб 7, например, с помощью заклепок 9.

Перегородка фрикционного диска 2 разделена по кругу на отдельные лопатки 10., которые находят одна на другую круговыми оконечностями у основания.

Обычно эластичные средства, расположенные по окружности между соосными частями 3 и 4, состоят иэ девяти пружин, расположенных в основном по касательной к окружности комплекса и установленных каждая в отдельности частично в отверстиях 11, выполненных для этого в перегородке ступицы 5, и частично в пазах 12, также выполненных с помощью штамповки в направляющих шайбах 7.

Пазы 12 ограничены по окружности радиальными насечками направляющих шайб 7, на которые они воздействуют, помимо пазов 12 на направляющие шайбы 7 воздействуют штамповки, которые расположены аксиально напротив пазов

12 и своей кромкой опираются по окружности на пружины 13.

Кроме того, между соосными частями 3 и 4 предусмотрены амортизирующие средства, содержащие с одной стороны перегородки ступицы 5 фрикционную шайбу 14, вставленную между перегородкой ступицы 5 и соответствующей направляющей шайбой 7 рядом со ступицей 6, а с другой стороны перегородки ступицы 5 — фрикционную шайбу

15, которая находится в контакте с перегородкой ступицы 5 и соединена с опорной шайбой 17, приводимой во вращение аксиальными лапками на соответствующей направляющей шайбе 7.

Фрикционные шайбы 14 и 15 совместно подчиняются эластичным средствам аксиального действия, образованным гофрированной шайбой 16, вставленной между опорной шайбой 17 фрикционной шайбы 15 и соответствующей направляющей шайбой 7.

Для сцепления фрикционных шайб во ьращение направляющие шайбы 7 соединяют аксиально одну с другой внутри контура, ограниченного их внешчей поверхностью, с помощью аксиальньгх распорок 18, которые проходят параллельно оси комплекса, и могут выходить за прсделы поверхности перегородки ступицы 5, Каждая распорка 18 представляет собой ось, один из концов которой имеет круговой фланец 19 с большим поперечным сечением, а на каждом из концов за заплечиком 20 расположен участок с уменьшенным сечением (хвостовик) 21, с помощью которого она

1321364 крепится к соответствующей направляющей шайбе 7. Хвостовик 21 пересекает проход 22, предусмотренный для этого в направляющей шайбе 7, и соответствующим образом деформируется вне ее, например, с помощью фальцовки в точке 23 (фиг.3).

Аксиальные распорки 18 устанавливаются по кругу, так же, как заклепки 9, прикрепляющие к одной из нап- Ю равляющих шайб 7 лопатки 10, составляющие перегородку фрикционного диска

2, и их соответствующий хвостовик 21 пересекает указанные лопатки 10 по предусмотренным в них проходам 24. 15

Таким образом, они участвуют в креплении к соответствующей направляющей шайбе 7 оболочки, состоящей из лопаток 10.

Помимо аксиальных распорок 18 от 20 одной направляющей шайбы 7 к другой устанавливается по меньшей мере одна скоба 25, один конец которой крепится к одной из указанных шайб 7, а другой коней, смещенный по окружности относительно предыдущего, крепится к другой направляющей шайбе.

Скоба 25 (фиг.1-3) связана с аксиальной распоркой 18 с помощью первой фланцевой (стяжной) части 26 и 3р зацепляется с тем концом аксиальной распорки 18, который расположен у направляющей шайбы 7, и крепится к другой направляющей шайбе 7 с помощью второй фланцевой (закрепляющей) 35 части 27, смещенной по окружности относительно стяжной части 26, таким образом, что соединение представляет собой систему расчалок для аксиальной распорки 18. Скоба 25 связывается так практически с каждой из аксиальных распорок.

В варианте реализации изобретения, показанном на фиг.1-3 и 9, стяжная 4

26 и закрепляющая 27 части постоянно соединены между собой по окружности посредством переходной соединительной части 28, расположенной наклонно к оси гасителя, с которым они обра- gp зуют двугранные углы, направленные противоположно.

Стяжная часть 26 образует ушко и имеет просверленное отверстие, с помощью которого она крепится на одном из хвостовиков 21 аксиальной распорки 18, а закрепляющая часть

27 образует ушко и имеет просверленное отверстие 29, с помощью которого она входит в зацепление с крепежным элементом и крепится к направдяющей шайбе 7, расположенной со стороны другого хвостовика 21 этой аксиальной распорки 18.

В варианте, показанном на фиг.13 и 9, кольцевой фланец 19 аксиальных распорок 18 находится с той стороны распорок, которая противоположна лопаткам 10, составляющим перегородку фрикционного диска 2, стяжная часть 26 скобы 25, связанная с такой аксиальной распоркой 18, зацеплена с ее хвостовиком 21, расположенным со стороны лопаток 10, между ней и поперечным заплечиком 20 указанной ак-. сиальной распорки 18, а закрепляющая часть 27 скобы 25 крепится к противоположной направляющей шайбе 7 с помощью собственного крепежного элемента 30, например заклепки, расположенной справа от одной из заклепок 9, прикрепляющих лопатки 10 к направляющей шайбе 7 при помощи одного из неиспользуемых проходов, которые имеет направляющая шайба 7, соответственно проходам для заклепок 9 на другой шайбе, причем указанные направляющие шайбы идентичны, поперечные размеры хвостовиков 21 аксиальных распорок 18 выбираются в соответствии с размерами заклепок 9.

В вариантах реализации изобретения, показанных на фиг.4 — 6, кольцевой фланец 19 аксиальных распорок 18 находится со стороны, повернутой к лопаткам 10.

На фиг.4 стяжная часть 26 скобы

25, связанная с аксиальной распоркой

18, находится в зацеплении с хвостовиком 21 аксиальной распорки, проти.воположной лопаткам 10, а кроме того, 1 ее закрепляющая часть 27 соединена с направляющей шайбой 7 на той стороне, где расположены лопатки, с помощью одной из заклепок 9.

На фиг.5 стяжная часть 26 скобы

25 находится со стороны лопаток 10, а ее закрепляющая часть 27 крепится к противоположной направляющей шайбе

7 с помощью собственного крепежного элемента 30 (заклепки).

На фиг.7 скоба 25, прикрепленная к аксиальной распорке 18, содержит две закрепляющие части 27, каждая из которых расположена соответственно по одну и по другую сторону стяжной части 26 и от одной аксиальной распо1321364 рки 18 к другой, скобы 25 накладываются одна на другую соответствующими закрепляюшими частыми 27.

В вариантах реализации скоб 25, показанных на фиг. 10-12 также имеются две закрепляющие части по одну и по другую сторону стяжной части 26 °

На фиг.10 каждая переходная соединительная часть 28 поперечно спрессована в направлении стяжной части 26 и закрепляющей части 27 (в точках 31 и 32), за счет чего обеспечивается упрочнение комплекса.

На фиг.11 стяжная часть 26 образует основание чаши 33, что также обеспечивает упрочнение комплекса.

Согласно другому варианту (фиг.12) две закрепляющие части 27 соединяются между собой с помощью упрочняющей стяжки 34, которая будучи перпендику- 20 лярна к ним проходит параллельно оси комплекса, перпендикулярно направляющим шайбам 7.

Согласно вариантам, показанным íà 25 фиг. 13 и 14, стяжные 26 и закрепляющие ?7 части скобы 25 постоянно соединены между собой по окружности с помощью переходной соединительной части 28, которая параллельна оси комп- 30 лекса и с помощью которой они образуют уголок (на фиг. 13 предусматривается одна закрепляющая часть 27, на фиг. 12 — две) °

Как показано сплошной линией на

35 фиг.7 соединенные с аксиальными распорками скобы 25 могут быть постоянно соединены с одной и той же деталью

35> установленной кольцеобразно вокруг комплекса, согласно развертке этого расположения, показанного пунктирной линией, причем деталь 35 может быть выполнена замкнутой.

В варианте, показанном на фиг,8 скобы 25 устанавливаются независимо от аксиальных распрок 18, например каждая из них устанавливается по окружности между двумя аксиальными рас)порками 18. Каждая из этих скоб 25 прикрепляется в этом случае одним концом к направляющей шайбе 7, несущей фрикционный диск 2, например, с помощью соответствующих заклепок 9, а другим концом — к другой направля55 ющей шайбе 7, например, с помощью заклепки 30, причем указанные концы образуют независимо стяжную или закрепляющую части для такого зажима.

При эксплуатации, когда крутящий момент прикладывается к фрикционному диску 2 для передачи его на перегородку ступицы 5, скобы 25 оказывают эффективное сопротивление опрокидывающему моменту, оказывающему воздействие на аксиальные распорки 18.

Обычно при эксплуатации ввиду передаваемого крутящего момента соосные части 3 и 4 совершают угловое отклонение одна относительно другой против пружин 13 до возможного контакта с одним из витков этих пружин. формула и з обретения

1. Гаситель крутильных колебаний, в частности фрикционного сцепления для автомобилей, содержащий по меньшей мере две соосные части, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах заданного углового отклонения через эластичные средства, расположенные по ококружности между ними, причем одна из указанных частей выполнена в виде ступицы с поперечной перегородкой, а другая имеет две поперечные направляющие шайбы, каждая из которых расположена соответственно по одну и по другую стороны перегородки ступицы на расстоянии от нее и которые соединены одна с другой посредством аксиальных распорок, при этом одна из шайб соединена с пластиной фрикционного диска, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения срока службы, он снаожен по крайней мере одной скобой, расголоженной между направляющими шайбами, фланцевая часть первой оконечности которой за-. креплена на одной из указанных направляющих шайб, а фланцевая часть второй оконечности смещена по окружности относительно предыдущей и закреплена на другой направляющей шайбе, при этом фланцевые части указанной скобы постоянно соединены между собой посредством переходной соединительной части.

2. Гаситель по п,1, о т л и ч а— ю шийся тем, что указанная скоба соединена с по крайней мере одной аксиальной распоркой, которая имеет

{в аксиальном направлении участок с уменьшенным сечением, посредством которого она закреплена на направляющей шайбе, при этом фланцевая часть первой оконечности скобы имеет просвер1321364 ленное отверстие, посредством которого она закреплена на укаэанном участке с уменьшенным сечением аксиальной распорки.

3. Гаситель по п.2, о т л и ч а— ю шийся тем, что одна из направляющих шайб соединена посредством крепежных средств с пластиной фрикционного диска, разделенной на лопатки, при этом фланцевая часть второй оконечности скобы, соединенная с аксиальной распоркой, закреплена на другой направляющей шайбе посредством собственного крепежного средства.

4. Гаситель по п.2, о т л и ч а— ю шийся тем, что одна из направ1 ляющих шайб соединена посредством крепежных средств с пластиной фрикционного диска, разделенной на лопатки, при этом фланцевая часть второй око- 20 нечности скобы, соединенная с аксиальной распоркой, закреплена на указанной направляющей шайбе посредством крепежного средства, посредством которого пластина фрикционного диска закреплена на шайбе.

5. Гаситель по пп.1-4, о т л и— ч а ю шийся тем, что переходная соединительная часть скобы расположена наклонно к оси гасителя, в ее фланцевые части соответственно расположены по обе ее стороны.

6. Гаситель по пп.1-4, о т л и— ч а ю шийся тем„ что переходная соединительная часть скобы расположена параллельно оси гасителя, а ее фланцевые части соединены с переходной соединительной частью под прямым углом.

7. Гаситель по пп.1-6, о т л и— ч а ю шийся тем, что скоба содержит одну фланцевую часть второй оконечности.

8. Гаситель по пп.1-6, о т л и— ч а ю шийся тем, что скоба содержит две фланцевые части второй оконечности, связанные между собой посредством фланца.

9. Гаситель по п.2, о т л.и ч а— ю шийся тем, что между аксиаль-. ными распорками скобы наложены одна на другую своими соответствующими фланцевыми частями второй оконечности.

10. Гаситель по п.2, о т л и— ч а ю шийся тем, что скобы выполнены в виде кольцеобразной детали, расположенной между аксиальными распорками.

1321364

1321364

27

Puz. д

1321364

Щф г

28 г

27

27 pug /3

Редактор Л.Веселовская Техред Л.Сердюкова Корректор В.Бутяга

Заказ 2671/58 Тираж 598 Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний Гаситель крутильных колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во ф рикционньпс дисковых муфтах сцепления и тормозах

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к устройствам передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в трансмиссиях машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных транспортных средствах для передачи мощности от двигателя к трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению , в частности к фрикционным муфтам с пневматическим приводом

Изобретение относится к области станкостроения и может использоваться в малогабаритных силовых головках

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых машин

Изобретение относится к тр.анспортному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к муфтам сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления
Наверх