Волновая зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение эффективности передачи путем повышения давления подаваемого масла. В процессе работы генератор 2 волн, гибкое 4 и жесткое 3 колеса взаимодействуют , как и в обычной волновой передаче. Гибкое 6 и жесткое 8 зубча х (Л -J-I ««

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1321963 А1 (SD 4 16 Н 1/00 57/04

3С„-ГРJrl " P 4% !

11

": д (1

1 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOIVlY С8ИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

40 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3996345/25-28 (22) 24,12 ° 85 (46) 07,07,87. Бюл, В 25 (71) Марийский политехнический институт им А, М. Горького (72) А, Б. Савиных и М. Я. Гурьянов (53) 621,833,7(088.8) (56)-Авторское свидетельство СССР

У 502156, кл. F 16 Н 1/00, 1974.

I (54 ) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности передачи путем повышения давления подаваемого масла.

В процессе работы генератор 2 волн, гибкое 4 и жесткое 3 колеса взаимодействуют, как и в обычной волновой передаче. Гибкое 6 и жесткое 8 зубча1321963

f0

ЗО

40 тые звенья взаимодействуют аналогич— но венцам гибкого 4 и жесткого 3 колес передачи, При этом перед большой осью генератора 2 волн (здесь наибольшая радиальная нагрузка на генератор

2) происходит вытеснение смазки из уменьшающихся замкнутых полостей, образованных боковыми поверхностями зубьев звеньев 6 и 8 и торцами колец

9,.по радиальным каналам 7 и 5 в ка1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано и механических приводах.

Цель изобретения — повьппение эффективности передачи путем повьппения давления подаваемого масла, На фиг. 1 показана волновая зубчатая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l; на фиг. 3 — нагнетатель, об.ьединенный с жестким колесом; на фиг. 4 — схема взаимодействия зубьев нагнетателя зуб чатого типа; на фиг. 5 — нагнетатель лопастного типа, поперечный разрез.

Передача содержит корпус 1, кулачковый генератор 2 скольжения, закрепленное в корпусе 1 жесткое. колесо 3, гибкое колесо 4 с радиальными каналами 5, соединяюпп ми наружную поверхность гибкого колеса 4 с зоной контакта его с генератором 2 волн, систему смазки, включающую нагнетатель и масляную ванну.

Нагнетатель состоит иэ гибкого звена 6 со сквозными радиальными ка— налами 7, установленного коаксиально генератору 2 волн, и взаимодействующего с ним жесткого звена 8 с уплотняющими кольцами 9 у его торцов, образующими в области большой оси генератора 2 замкнутые полости между жест. ким 8 и гибким 6 звеньями.

В варианте передачи по фиг. 1 гиб— кое колесо 4 охвачено с натягом гибким звеном 6 так, что каналы 5 и 7 совмещены, Гибкое 6 и жесткое 8 звенья нагнетателя выполнены зубчатыми и имеют разные числа зубьев, образуя волновую зубчатую передачу. Каналы 7 размещены во впадинах зубьев. Варивнт передачи по фиг. 3 отличается навки 14 кулачка генератора ? волн.

За большой осью генератора ? зубья звеньев 6 и 8 выходят из зацепления и в указанных полостях создается раз— режение, способствующее их заполнению смазкой из масляной ванны. Предлагаемая передача позволяет улучшить условия смазки в наиболее нагруженной зоне контакта генератор волн — гибкое колесо. 4 з.п, ф — лы. 5 ил, 2 тем, что гибкое звено 6 установлено непосредственно на кулачок генератора 2 волн рядом с гибким колесом 4, каналы 7 выполнены на торце гибкого звена 6, жесткое звено 8 закреплено на торце жесткого колеса 3, а разделяющее их уплотняющее колесо 9 выполнено эластичным.

Нагнетатель лопастного типа (фиг.5) включает гибкое гладкое кольцо 10, установленное с натягом на гибкое колесо 4 так, что каналы 5 и 7 совмещены, и жесткое колесо ll, в радиальных пазах которого размещены лопасти

12, радиально подпружиненные пружинами 1-3, Во всех вариантах передачи на купачке генератора 2 волн выполнены смазочные канавки 14, Внутри гибкого колеса 4 неподвижно установлены упругие кольца 15, отделенные зазорами от торцов кулачка.

В процессе работы генератор 2 волн получает вращение и перемещает волну деформирования по гибкому колесу 4, зацепляющемуся с жестким колесом 3, и сообщает ему редуцированное вращение.

Гибкое 6 и жесткое 8 зубчатые звенья (фиг. 1 и 3) взаимодействуют аналогично венцами гибкого 4 и жесткого

3 колес передачи. При этом перед большой осью генератора 2 волн (здесь имеет место наибольшая радиальная нагрузка на генератор 2) происходит вытеснение смазки из уменьшающихся замкнутых полостей, образованных боковыми поверхностями зубьев звеньев

6 и 8 и торцами колец 9, по радиаль-, ным каналам 7 и 5 в канавки 14 кулачка генератора 2 волн (фиг, 4), За

3 13219 большой осью генератора 2 зубья звеньев 6 и 8 выходят из зацепления v. в указанных полостях создается разрежение, способствующее их заполнению смазкой иэ масляной ванны. Подпитка смазкой осуществляется через появляющийся в этой зоне радиальный зазор между гибким колесом 4 и генератором 2 волн, далее через канавки

14 и каналы 5 и 7. Подпитка из маля- 10 ной ванны происходит также в области малой оси генератора 2 волн через зазоры между кольцами 9 и гибким колесом 4.

Нагнетатель лопастного типа (фиг.5 15 работает сналогичным образом, Предлагаемая передача позволяет улучшить условия смазки в наиболее нагруженной зоне контакта: генератор волн — гибкое колесо, 20 формула изобретения

1, Волновая зубчатая передача, содержащая корпус, генератор волн, зак--5 репленное в корпусе жесткое колесо, гибкое колесо с каналами, соединяющими наружную поверхность гибкого колеса с зоной контакта его с генерато ром волн, и сообщающуюся с каналами 30 систему смазки с масляной ванной, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности передачи

63 путем повыше: —;иг ц . пения подаваемого и;:,ñ"ëà, оз,".:. »бж=:.:а ьагнетателем, включающим — нбкое звено со сквозными радиальными каналами, установленное коаксиально генератору волн, и взаи" модействующее с ним жесткое звено с уплотняющими кольцамн у его торцов, образующими в области большой оси генератора эамкнутые полости между жестким и гибким звеньями.

2, Передача по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что гибкое колесо охвачено гибким звеном, зафиксированным относительно него в окружном направлении так, что каналы гибких звена и колеса совмещены.

3. Передача по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что генератор волн охвачен гибким звеном, контактирующим с одним из торцов гибкого колеса, жесткое звено закреплено на соответствующем торце жесткого колеса, а разделяющее их уплотняющее кольцо выполнено эластичным, 4, Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что гибкое звено выполнено в виде кольца, а жесткое звено — в виде кольца с радиально подпружиненными лопастями.

5. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что гибкое и жесткое звенья нагнетателя выполнены зубчатыми и имеют разные числа зубьев.

1321963! 321 9Üç

Составитель А, Разин

Техред А. Кравчук

Корректор В. Бутяга

Редактор И. Николайчук

Заказ 2740/29

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Уигород, ул. Проектная, 4

Тирах 811

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к редукторостроению , и может быть использовано для вентиляции редукторов

Редуктор // 1298467
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использовано в вводах движения в вакуум

Редуктор // 1281796
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых редукторах

Редуктор // 1270470

Изобретение относится к машиностроению и используется в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике обеспечения работоспособности механических передач при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применять обычные способы их смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических трансмиссионных устройствах

Изобретение относится к маптностроению и может быть использовано в редукторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах с зубчатыми передачами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам

Демпфер // 1312275
Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам снижения нагрузок на защищаемые объекты и является усовершенствованием известного устройства по авторскому свидетельству СССР № 422880

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх