Судовой опорный подшипник дейдвудного вала

 

Изобретение относится к области судостроения , в частности к судовым опорным подшипникам скольжения дейдвудных валов. Целью является повышение долговечности. Подшипник предназначен для работы в воде, где не исключено засасывание в зазор между подшипником и валом абразивных частиц, ила, сетей, тросов и т. д. Конструкция позволяет исключить его перегрев и подплавление благодаря выполнению в нем разветвленной системы каналов, а именно во втулке выполнены кольцевая проточка, радиальные каналы и сквозные продольные каналы, объединенные в одну систему. Такое выполнение уменьшает теплонапряженность подшипника в условиях значитель юго увеличения нагрузки. 3 ил. со ГчЭ О5 ;о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1326799

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3939832/28-27 (22) 31.07.85 (46) 30.07.87. Бюл. № 28 (71) Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота (72) Ю. М. Кузовлев, В. Н. Чалов, В. Н. Елизаров и А. В. Смыков (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 545513, кл. В 63 Н 23/36, 1977.

Авторское свидетельство СССР № 369047, кл. В 63 Н 23/36, 1973. (54) СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЕЙДВУДНОГО ВАЛА (sg 4 F 16 С 17/14, 33/20, В 63 Н 23/36 (57) Изобретение относится к области су«остроения, в частности к судовым опорным подшипникам скольжения дейдвудных валов.

Целью является повышение долговечности.

Подшипник предназначен для работы в воде, где не исключено засасывание в зазор между подшипником и валом абразивных частиц, ила, сетей, тросов и т. д. Конструкция позволяет исключить его перегрев и подплавление благодаря выполнению в нем разветвленной системы каналов, а именно во втулке выполнены кольцевая проточка, радиальные каналы и сквозные продольные каналы, объединенные в одну систему. Такое выполнение уменьшает теплонапряженность подшипника в условиях значительного увеличения нагрузки. 3 ил.

1326799!

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, в частности к судовым опорным подшипникам скольжения дейдвудных валов.

Целью изобретения является повышение долговечности подшипника путем уменьшения его теплонапряженности в случае значительного увеличения нагрузки при закупорке зазора между валом и подшипником.

На фиг. 1 изображен подшипник, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. l; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1.

Судовой кормовой опорный подшипник состоит из капролоновой втулки l, которая установлена в дейдвудной трубе 2 гребного вала 3.

Капролоновая втулка 1 выполнена со сквозными продольными каналами 4, предназначенными для отвода тепла с водой и для вывода абразивных частиц из охлаждающей воды.

Для лучшего отвода тепла продольные сквозные каналы 4 расположены внутри стенки втулки 1 по окружности параллельно продольной оси. Каналы 4 могут быть расположены по окружности втулки 1 равномерно либо неравномерно, а. также симметрично или несимметрично продольной оси втулки 1. Все это, а также количество продольных каналов 4 выбирается из условия одинаковой площади поперечного сечения стенки втулки 1. Продольные каналы 4 могут быть круглого или овального сечения, а также выполненными на конус — для лучшего выноса абразивных частиц.

Внутри тела втулки 1 имеется кольцевая замкнутая проточка 5, которая сообщается с продольными каналами 4.

Проточка 5 во втулке 1 размещена со стороны гребного винта б. В верхней части втулки 1 выполнены дренажные отверстия 7 для сообщения зазора 8 между валом 3 и втулкой 1, а также продольных каналов 4 и кольцевой проточки 5 с забортным пространствомм.

Размеры проточки 5 и дренажных отверстий 7 выбираются равными или более площади поперечного сечения продольных каналов 4 и зазора 8.

На внутренней цилиндрической поверхности втулки 1 выполнены пазы 9, расположенные в нижней части для наиболее полного улавливания абразивных частиц, попадаю( щих в зону трения.

Капролоновый подшипник изготавливают путем заливки в центробежную форму расплава поликапролактама и отверждения его в процессе центробежного формования.

Полученную капролоновую втулку (после термостатирования) в месте выполнения

;кольцевой проточки разрезают на две части и в обеих частях выполняют проточку, а затем склеивают муравьиной кислотой. Предел прочности склеивания соответствует проч,ности цельнолитого изделия.

Формула изобретения

Судовой опорный подшипник деидвудного вала, содер>кащий втулку из капролона с кольцевой проточкой и сообщающимися с ней радиальными каналами, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, во втулке дополнительно выполнены продольные сквозные каналы, соединяющие торцы втулки и пересекающиеся с кольцевой проточкой, а кольцевая проточка раз мешена внутри втулки.

Выполнение кольцевой проточки и продольных каналов в капролоновой втулке может быть осуществлено и без ее разрезания, например в процессе формования с помощью соляных знаков.

5 Сверление продольных каналов во втулке возможно как до выполнения кольцевой проточки, так и после.

Подшипник работает следующим обра юм.

При вращении вала 3 прокачиваемая через капролоновую втулку забортная вода для смазки и охлаждения проходит через зазор 8 между валом 3 и втулкой 1 и через продольные каналы 4 выбрасывается в забортное пространство, при этом вода, проходя через зазор 8 и каналы 4, охлаждает капролоновую втулку 1.

При нарушении сквозного прохода охлаждающей воды через зазор 8 и каналы 4 вода выбрасывается в забортное пространство через кольцевую проточку 5 и дренажные отверстия 7, что исключает перегрев и подплавление подшипника.

Нарушение сквозного прохода воды через. зазор 8 часто наблюдается на мелководье, сильно загрязненном илом и посторонними плавающими предметами (сети, тросы и т. д.), которые поднимаются со дна моря при работе винта и затягиваются в зазор 8.

При этом на мелководье и в загрязненные водоемы вместе с охлаждающей водой поступают абразивные частицы. Наиболее крупные из них, отбрасываясь за„счет вращательного движения вала 3, проходят по размещенным на периферии каналам 4.

Отбор мелких абразивных частиц из наиболее чистой, проходящей через зазор 8, охлаждающей воды осуществляется с помощью пазов 9.

Применение предлагаемого. подшипника дейдвудного вала позволяет снизить теплонапряженность подшипника за счет уменьшения толщины стенки втулки в поперечном сечении и одновременном улучшении ее охла40 >кдения водой, которое осуществляется равномерно и постоянно. Это позволяет исключить возможность подплавления подшипника при эксплуатации судна, в том числе и в случае забивания зазора и продольных кана4 лов.

Уменьшается износ гребного вала и подшипника, повышается долговечность подшипника, продлеваются межремонтные сроки.

1326799

А 5 у 2

Excd

dodos

Выход

Роды

P ue,!

Составитель Т. Хромова

Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор Л. Пнлипеннс

Заказ 3252/30 Тираж 758 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СС(:Р по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Судовой опорный подшипник дейдвудного вала Судовой опорный подшипник дейдвудного вала Судовой опорный подшипник дейдвудного вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к стендам для испытания судовых дейдвудных устройств

Изобретение относится к торцовым уплотнениям гребного вала и может найти применение в судоремонте при модернизации уплотнений гребных валов морских и речных судов с дейдвудными подшипниками на водяной и масляной смазке
Наверх