Логическая игрушка

 

Изобретение относится к игрушкам , развивающим логическое мьшление и сообразительность. Целью изобретения является повышение игровых возможностей . Игрушка содержит последовательно установленные с возможностью вращения соосные диски 3, в которых выполнены пазы 5 одинакового сечется, закрытые с обоих концов крышками 7. В пазах 5 свободно размещены с возможностью перемещения вдоль геометрической оси пазов 5, параллельной игровой поверхности, игровые элементы 6. Диски 3 снабжены фиксаторами их вращения и установлены неподвижно ИЛИ с возможностью ограниченного перемещения ВДОЛЬ геометрической оси игрушки. 15 з.п. ф-лы, 18 ил. СО со 00 со со СЛ СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1 11 4 А 63 F 9/12

ВСГС ." >

1 и 1Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И%А"., К ПАТЕНТУ (21) 3306861/28-12

N1У 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (22))08.07.81 (31) 2339/80, 2339/80 (32) 25.09.80, 21.11.80 (33) HIJ (46) 15.03.88. Бюл. ¹ 10 (71) ФОК-Дьем Финоммеханикай еш

Электроникуш Мвсердьярто Севеткеэет (Н 11) (72) Шандор Йодал, Йожеф 11анджу, Эндре 11ап и Габор Шюмеги (Н О) (53) 685.857(088,8) (56) Патент Швейцарии № 596861, кл. А 63 F 9/12, 1978.

„„SU„„1382395 А 3 ()4) ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРУ!ЧКА (57) Изобретение относится к игрушкам, развивающим логическое мышление и сообразительность. Целью изобретения является повышение игровых возможностей. Игрушка содержит последовательно установленные с возможностью вращения соосные диски 3, в которых выполнены пазы 5 одинакового сечения, закрытые с обоих концов крышками 7.

В пазах 5 свободно размещены с возможностью перемещения вдоль геометрической оси пазов 5, параллельной игровой поверхности, игровые элементы

6. Диски 3 снабжены фиксаторами их вращения и установлены неподвижно или с возможностью ограниченного перемещения вдоль геометрической оси игрушки. 15 з.п. ф-лы, 18 ил.

1382395

Изобретение относится к игрушкам, развивающим логическое мышление и сообразительность.

Целью изобретения является повы5 шение игровых возможностей °

На фиг.l изображена схема выполнения игрушки цилиндрической формь|; на фиг.2 — конструкция диска, вид сверху; на фиг.3 — то же, с пазами 10 неравномерного углового тела; на фиг ° 4 — вариант выполнения игрушки, имеющей диски без отверстий, расположенные по оси по отношению друг к другу; на фиг.5 — схема игрушки с иг- 15 ровой поверхностью в виде усеченного конуса; на фиг.6 — то же, в виде двух обратных усеченных конусов; на фиг.7 — то же, с плоской игровой поверхностью, вертикальный разрез; на 20 фиг.8 — вариант выполнения игрушки, в котором диски соединены овальным элементом с символами; на фиг.9 ряд прочно соединенных дисков; на фиг.10 — вариант схемы игрушки с дву- 25 мя соединительными и одним переходным диском; на фиг.ll — вид сверху по фиг.10; на фиг.12 — вариант выполнения, согласно которому внутренние диски имеют различную толщину; на 30 фиг.l3 — вариант выполнения с одним цельным диском; на фиг.14 — сечение внешнего диска, в котором дополнительный пазовый элемент закрыт игровой поверхностью; на фиг.15 — вид сверху внутреннего диска с одним закрытым дополнительным пазовым элементом; на фиг.16 — схема варианта выполнения, при котором в диске имеется отверстие с пружиной и упорами, соеди- 40 няющее два противоположных пазовых элемента; на фиг.17 — сечение диска согласно фиг.16 без пружины и упоров; на фиг.18 — вариант со стопорением геометрически замкнутых дисков. 45

В примере выполнения логической игрушки согласно фиг.l на ось 1 нанизаны диски с отверстием 2. Диски 3 представляют собой, например, диски с направляющей кривой В форме круго- 50 вого цилиндра. Поверхность состоящей из дисков 3 оболочки цилиндра выпол1 иена .в виде игровой поверхности 4, на которой в направлении ее образующей или вдоль составляющей с ней угол5 спиральной линии имеются пазы 5, а в этих пазах 5 расположены тела с символами 6, в данном случае конусообразные тела с символами 6. Количе- ство конусообразных тел с символами соответствует произведению числа дисков 3 с пазами 5 и числа пазов 5.

Лиски 3 ограничены крьппками 7. В крьппках 7 пазовый элемент 8 отсутствует, тогда как во внешних дисках 3 имеется по меньшей мере один пазовый элемент 8, который не содержит тело с символами 6. В дальнейшем под пазовыми элементами 8 будут пониматься части пазов 5, приходящиеся на диск 3, или вырезы, выполненные независимо от пазов 5, но имеющие преимущественно конгруэнтное по отношению к пазам 5 сечение, причем эти сечения могут быть по меньшей мере частично покрыты пазами 5 путем вращения дисков 3.

Под осевой линией пазов 5 понимается линия, образованная геометрическими центрами пазовых элементов 8 отдельных пазов 5. Эта осевая линия расположена параллельно игровой поверхности 4 и в том случае, когда нижняя часть пазовых элементов 8 не является параллельной игровой поверхности 4.

Толщина внешнего диска 3 равна толщине внутренних дисков 3, тогда как крьппка 7 тоньше, чем диски 3.

Внешние диски 3 с крьппками могут быть изготовлены цельными. Крьппки 7 могут также без внешних дисков 3 непосредственно присоединяться к внутренним дискам 3. Если крышки 7 на обоих концах игрушки непосредственно присоединены к внутренним дискам 3, то тогда один из внутренних дисков 3 между пазами 5 имеет еще один дополнительный пазовый элемент 8, выполненньп лишь на этом внутреннем диске 3, или на по меньшей мере двух обычно толстых внутренних дисках 3 имеется по меньшей мере по одному пазовому элементу 8, которые выполняют роль дополнительных пазовых элементов 8.

Если дополнительный пазовый элемент 8 расположен во внешнем диске 3, то вполне достаточным является наличие одного дополнительного пазового элемента, но если дополнительный пазовый элемент 8 находится во внутреннем диске 3, то требуются по меньшей мере два дополнительных пазовых элемента 8,поскольку при наличии одного т дополнительного пазового элемента 8 во внутреннем диске 3 когда на игровой поверхности 4 нет еще одного

1382395

3 дополнительного пазового элемента 8 диск 3, н котором имеется дополнительный пазовый элемент 8, изолирует друг от друга обе разделенные им самим части игровой поверхности 4. Это озкачает, что ни одно тело с символами

6 нельзя переместить из одной части игровой поверхности 4 в другую часть игровой поверхности 4.

Между внутренними дисками 3 может быть расположена по меньшей мере одна внутренняя разделительная пластина (не показана) с пазообразной выемкой, предназначенная для разделения отдельных частей игровой поверхности

4. В этом случае следует обеспечить наличие дополнительных пазовых элементов 8 на отдельных частях игровой поверхности 4.

Внутренние диски 3 можно сжать с помощью по меньшей мере одной пружины 9, установленной на крышке 7.

Пружина 9 сжимает гибко диски 3, благодаря чему создается возможность некоторого движения н осевом направлении. Это необходимо по той причине, что торцовые поверхности IO дискон 3 выполнены таким образом, чтобы стопорящие шарики 11, находящиеся в углублениях 12 и временно расположенные в углублениях 12 соседних дисков 3, смогли бы осуществлять временное соединение обоих соседних дисков

3. Можно применять и другие методы стопорения. Стопорение не обязатель- 35 но должно осуществляться при наличии равномерного углового шага. Если пазы 5 расположены на игровой поверхности 4 не с равномерным угловым шагом, то и стопорение осуществляется не обязательно при равномерном шаге.

На фиг.3 показано подобное решекие.

Временное стопорение дисков 3 целесообразнее осуществлять так, чтобы

45 диски 3 попадали в фиксированное лов ложение по меньшей мере тогда, когда пазовые элементы 8 были бы расположены как составные части какого-либо паза 5. В этом случае при вращении

50 будет столько фиксированных позиций, сколько имеется лазов 5. Целесообразно особенно в случае наличия дополнительного пазового элемента 8, чтобы число углублений 12 на внутреннем диске 3 и тем самым число временных позиций стопорения в несколько раз, преимущественно в два раза, превышало число пазон 5.

Гибкое сжатие дисков 3 можно осуществить и извне, если, например, н Н-образной рамке 13 нижние лапки рамки фиксируются с помощью зажимов нли шарниров, в средней части рамки устанавливается пружина 9 растяжения, тогда как логическая игрушка расположена между сжимаемыми верхними лапками рамки 13. В этом случае можно отказаться от оси l и отверстия 2. При этом диски 3 могут быть изготовлены так, что на одной из торцовых поверхностей IO выполнена кольцевая канавка 17, тогда как на другой их торцовой поверхности 10 имеется кольцевой поясок 15, входящий в кольцевую канавку 14 следующего диска 3. Подобное решение показано на фиг.4 (соединение дисков 3 показано на фиг.7).

Игровая поверхность 4 расположен» ных один над другим дисков 3 может представлять собой вращательную поверхность (понерхность тел вращения), как, например, круговой цилиндр, усеченный конус или lIIBpoBoA сегмент и т.д. или прямую правильную призму, или прямую правильную усеченную пирамиду. Направляющая кривая прямой правильнпй призмы или прямой правильной усеченной пирамиды может представлять собой равносторонний треугольник, квадрат или пранилькый многоугольник. (На фиг.5 показана логическая иг- рушка с игровой поверхностью в форме усеченного конуса.

Логическая игрушка может быть также выполнена с игровой поверх- ностью 4, состоящей из двух располо-, женных напротив друг друга усеченных конусов, причем торцовые поверхности

10 противоположных внешних дисков обеих поверхностей усеченного конуса являются конгруэнтными. На фиг.6 представлена логическая игрушка подобного типа.

Если направляющая кривая игровых . поверхностей 4 представляет собой равносторонний треугольник, квадрат или правильный многоугольник, то осевые линии пазов 5 расположены в плоскостях, образованных кромочными образующими или образующими центра понерхности игровой поверхности 4 и геометрической осью дисков 3 с направляющей кривой треугольной, квадратной или многоугольной формы.

1382395

Игровая поверхность 4 может также представлять собой круговую плоскость или две круговые плоскости, обращенные друг к другу тыльной стороной.

В этом случае диски 3 представляют

5 собой входящие друг в друга, геометрически замкнутые диски с постепенно возрастающим диаметром. Геометрически замкнутые диски 3 выполнены так, 10 что на одной из их торцовых поверхностей 10 имеется внутренняя кольцевая канавка 14, а на другой торцовой поверхности 10 имеется кольцевой поясок 15, входящий в кольцевую канавку 14 следующего диска 3. Диски 3 с помощью винта 16 прижаты к основан по 17, которое согласно преимущественной форме исполнения образует цельную конструкцию с цилиндрической око- 20 нечной пластиной 7, зажимающей диски

3. На стороне винта 16, обращенной к игровой поверхности 4, может быть выполнен, например, дополнительный пазовый элемент R. 25

Отдельные диски 3 н случае наличия круговой плоской игровой поверхности

4 снабжены элементами 18 вращения, выступающими за пределы игровой поверхности 4 и преимущественно расположенными нертикально игровой поверхности 4. В случае иной формы выполнения диски 3 могут приводиться в движение от рабочей поверхности, не обращенной к игровой поверхности 4.

Элементы 18 вращения могут находить35 ся и на рабочей поверхности. Б случае, если игровая поверхность 4 состоит из двух круговых плоскостей, обращенных друг к другу тыльной сто- 40 роной, в обоих игровых поверхностях из каждого диска 3 выступают элементы вращения 18.

Тело с символами 6 может быть сферической или овальной формы, более предпочтительным является закругленный с обоих концов или заключенный в сферическую оболочку круговой цилиндр. В случае, если тело с символами 6 имеет сферическую форму, диаметр тела с символами 6 почти соответствует толщине диска 3, но этот диаметр ни в коем случае не должен быть больше толшины диска, в крайнем случае меньше. Таким образом установ55 ленные тела с символами имеют определенный зазор в пазах 5. Часть тел с символами 6, выполненная как тела овальной формы, может заполнять также два или более пазовых элементов 8.

Подобное решение показано на фиг.8.

Если тело с символами 6 не является шаром, то на части тел с символами

6, выступающей из паза 5, расположены упоры или пластины для обозначения и/или для ориентации. Во избежание выпадения тел с символами 6 из паза

5 отверстие пазов 5 выполнено меньше, чем диаметр или ширина тел с символами 6. Пазы 5 выполнены замкнутыми каким-либо образом с обоих концов. На той стороне, где, например, внешний диск 3 отсутствует, вместо оконечного диска 3 или крышки 7 для самого крайнего внутреннего диска 3 можно применять другие методы изоляции, например, сужение внешнего конца пазовых элементов 8 самого крайнего внутренннего диска 3 таким путем, чтобы избежать соскальзывания тел с символами 6 в направлении оси паза 5.

В интересах увеличения числа вариаций логической игрушки два соседних диска 3 можно прочно соединить друг с другом. Подобное решение представлено на фиг.9, где в отверстие

19, выполненкое внутри дисков 3, между днумя соединяемыми дисками 3 встанлен фиксатор 20.

В предпочтительной форме выполнения логической игрушки, представленной на фиг.10, тела с символами 6 могут полностью заполнить все пазы

5. При подобном решении внутренние диски 3 замкнуты такими соединительными дисками 3, которые соединяют по меньшей мере. два паза 5 в подобный замкнутый пазовый канал 21 и в которых любой пазовый элемент 8 может быть вставлен в любой диск 3 путем вращения внутренних дисков 3. Однако более предпочтительная форма реализации этого решения достигается с помощью таких внутренних дисков 3, пазовые элементы 8 которых расположены по отношению друг к другу под углом, соответствующим целочисленному делению угла 360о.

В указанной форме выполнения число замкнутых пазовых каналов ?1 можно также увеличить до такой степени, что между дисками 3 располагается по меньшей мере такой переходный диск

3, в котором выполнены поперечные пазы 22, диагонально соединяющие по меньшей мере два соседних паза 5. В этих последних примерах выполнения, 1382395 где тела с символами 6 полностью заполняют пазы 5 и замкнутые пазовые каналы 21, тела с символами 6 могут иметь только шарообразную или сходную с ней Форму.

Если длина тел с символами 6 соответствует толщине нескольких дисков 3, то они могут применяться в укаэанных формах выполнения лишь при условии, что они выполнены гибкими, и если они расположены в пазах

5 внутренних дисков 3, то те внутренние диски 3, которые связаны с этими гибкими телами с символами 6, не могут вращаться по отношению друг к другу.

При другой преимущественной форме выполнения логической игрушки толщина диска 3 может в два или в несколь- 2р ко раз превышать размеры тел с символами 6, проходящие в направлении осевой линии пазов 5. В крайнем случае все внутренние диски 3 являются цельными, кроме соединительных дис" ков 3, примыкающих к внутреннему диску 3. Подобная форма выполнения представлена на фиг.12 и !3.

В другой форме выполнения изобретения дополнительный пазовый элемент

8 в тех внешних дисках 3, в которых имеется по меньшей мере на один пазовый элемент 8 больше, чем в остальных внутренних дисках 3, располагается не между двумя другими пазовыми

35 элементами 8, а на продолжении осевой линии пазового элемента 8, как показано на фиг.14. В подобных случаях толщина внешнего диска 3 как минимум в два раза больше размера 40 тел с символами 6, проходящего в том же направлении, что и осевая линия пазовых элементов 8. Если во внешнем диске 3 выполнены два дополнительных пазовых элемента 8, то предпочтитель- 45 но располагать второй дополнительный пазовый элемент 8 на продолжении осевой линии другого пазового элемента 8.

В форме выполнения, представленной на фиг.15, дополнительный пазовый элемент 8, который находится вне игровой поверхности или же в пределах игровой поверхности, но остается пустым при достижении результата иг- 55 ры, выполняется в виде невидимых отверстий 23 или гнезд 24, закрытых игровой поверхностью 4.

В соответствии с другой преимущественной формой выполнения гнездо 24 в любом диске 3 представляет собой глухое отверстие, направленное под пазовым элементом 8 к центру диска

3, преимущественно проходящее в направлении диаметра диска 3. Отверстие 23 служит для соединения двух пазовых элементов 8, предпочтительно двух противоположных пазовых элементов 8 внутри диска 3, как показано на фиг.!6 и 17 ° В этом отверстии 23 предпочтительно в центре расположена нажимная пружина 25, на обоих концах которой имеется по одному упору 26.

При таком решении на торцовой поверхности 10 вокруг пазовых элементов 8 должны быть углубления и выпуклости, что позволит избежать выпадения тел с символами 6, находящихся в соединенных отверстием 23 пазовых элементах 8, параллельно оси диска 3.

С учетом того, что диаметр отверстия 23 по меньшей мере равен толщине внутреннего диска 3, внутренние диски 3, в которых имеется такое отверстие 23, должны быть выполнены таким образом, чтобы обе торцовые поверхности 10 подобного внутреннего диска

3 были приподняты каждая с помощью соосного сплошного диска 27, соответствующего самое большее диаметру нижнего круга пазовых элементов 8. В соседних дисках 3 выполнены соосные углубгения, соответствующие этим соосным сплошным дискам 28.

В соответствии с одним из вариантов формы выполнения согласно фиг.4 в дисках 3 имеется осевое отверстие

2, и натяжная пружина 9 может находиться на геометрической осидисков 3 °

В этом случае ось I не требуется.

Согласно другому варианту формы выполнения в соответствии с фиг.4 отпадает также необходимость в натяжной пружине 9, и между дисками 3 расположены упругие стопорные пластины 28, причем геометрически замкнутые соединенные диски

3 прикрепляются друг к другу таким образом, чтобы это не препятствовало их вращению, например с помощью упругого стопорного кольца. В этом случае логическая игрушка является неразборной (фиг.18)

Тела с символами 6 могут иметь различ1.ые обозначения, предпочтительно поверхность их имеет различные

138?395 цвета или различные оттенки отдельных цветов. Например, может быть применено столько различных цветов для тел с символами 6, сколько имеется пазов 5, н столько различных оттенков каждого цвета, сколько дисков 3 связано с каждым пазом 5.

Ф о р м у л а и з о б р е т е и и я

l.Ëoãè÷åñêàÿ игрушка содержащая игровое тело из последовательно

10 установленных с воэможностью вращения соосных дисков с игровой поверхностью, образованной частью наружных поверхностей дискон, о т л и ч а ю — f5 щ а я с я тем, что, с целью повышения игровых возможностей, диски имеют соосные пазы одинакового сечения, закрытые с обоих концов крышками, свободно размещенными в них с возмож-20 ностью перемещения вдоль геометрической оси пазов, параллельной игровой поверхности, игровь|е элементы и фик,саторы их вращения, при этом диски ! установлены неподвижно или с возможностью ограниченного перемещения вдоль геометрической оси игрушки.

?.Игрук1ка по п.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что диски имеют одинаковув толщину.

3.Игрушка по пп.l и 2, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что толщина каждой крышки равна или меньше тол25

30 шины диска.

4.Игрушка по пп.1-3, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что имеет установленную на оси дисков натяжную пружину, контактирующую с одной из крышек.

5.Игрушка по пп.1 â€, о т л и — 40 ч а ю щ а я с я тем, что игровая поверхность, образованная дисками, представляет собой поверхность вращения цилиндра, усеченного конуса, шарового сегмента, или боковую по- 45 верхность правильной призмы, усеченной пирамиды или комбинацию этих поверхностей.

6.Игрушка по п.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что игровая поверхность, образованная дисками, представляет собой боковую поверхность обратных усеченных конусов или пирамид.

55 щ а я с я тем, что диски снабжены элементами для их вращения., 8.Игрушка по п,7, о т л и ч а в щ а я с я тем, что диски вставлены один в другой посредством канавки, выполненной »а одном торце каждого диска и выступа на другом торце.

9.Игрушка по п.8, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что фиксаторы дискон выполнены в виде размещенных между дисками упругих пластин.

IО.Игрушка по п.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что игровые элементы имеют овальную, сферическую или цилиндрическую форму.

ll.Èãðóøêà по п.10, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что игровые элементы снабжены ориентирующими упорами.

12.Игрушка по пп.l 11, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что диаметр или ширина каждого игрового элемента меньше соответствующего отверстия диска.

13.Игрушка по п.l, о т л и ч а в— щ а я с я тем, что, в одном из внешних дисков выполнено дополнительное отверстие для игрового элемента, расположенное между пазами.

14.Игрушка по п.l, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, по крайней мере в одном внутреннем диске выполнено дополнительное отверстие для игрового элемента, расположенное между пазами.

15.Игрушка по и.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, по крайней мере, в одном из дисков выполнен канал, соединяющий противоположно расположенные пазы диска и снабженный размещенной в нем нажимной пружиной с упорами, взаимодействующими с игровыми элементами, при этом упоры имеют плоские или вогнутые рабочие поверхности.

16.Игрушка по п.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, по крайней мере, в одном из дисков выполнено соединяющееся с одним из пазов глухое отверстие для размещения игрового элемента, продольная ось которого расположена в направлении к центру диска.

П р и о р и т е т и о и у н к т а м;

?5.09.80 по пп. — 14;

22.11.80 по пп.15 и 16.

1 1Я, lr)")

Фиа 3

Фиг. Г

13 фиа Ф

1382395

1382395

Фиа 5 г7

Ю 27

Фиа 17

1382395

Составитель Н.Калашникова

Техред А.Кравчук Корректор МД1ароши

Редактор А.Лежнина

Подписное

Заказ 1196/57 Тиразк 411

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Умгород, ул. Проектная, 4

Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка Логическая игрушка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к занимательным играм-головоломкам и позволяет развить пространственное воображение

Изобретение относится к занимательным играм

Изобретение относится к занимательным играм

Изобретение относится к математическим развлекательным играм и головоломкам

Изобретение относится к занимательным играм, в частности к сборным трехмерным головоломкам
Изобретение относится к развивающим играм и может быть использовано для развития моторики человека

Изобретение относится к игрушкам, в частности к производству головоломок, и может быть также использовано при изготовлении сувениров, украшений, для иллюстрации сложных геометрических построений и других учебно-познавательных целей
Наверх