Способ измерения толщины смазочного слоя

 

Изобретение относится к области тзриботехнических испытаний деталей машин о Целью изобретения является повьшение точности за счет использования характеристики контакта, непосредственно связанной с толщиной смазочного слоя. На образце исследуемой пары трения со смазкой наносят глубиной Н с высотой Н.. навала. ПаИ ру трения включают в электрическую цепь и испытывают при заданных условиях В процессе контактного взаимодействия высота навала царапины уменьшается до величины Н (, - толщины смазочного слоя, в результате чего цепь разрьшаетсяо После этого испытания прекращают и измеряют остаточную высоту навала царапины, равную имевшей место толщине смазочного слоя, I ил. (О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (51) 4 6 01 и 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4075544/25-28 (22) 05.06.86 (46) 15.04;88. Бюл. 9 14 (72) M.Â.Ðàéêo, И.И.Бавин, В.В.Варюхно, В.А.Зорина и В.Б, Мельник (53) 620.178.16 (088.8) (56) Рейко М.В. Смазка зубчатых передач. Киев: Техника, 1970, с.184189.

1 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛ1ЦИНЫ СМАЗОЧНОГО СЛОЯ (57) Изобретение относится к области ъриботехнических испытаний деталей машин. Целью изобретения является повьппение точности за счет использования характеристики контакта, непосредственно связанной толщиной смазочного слоя. На образце исследуемой пары трения со смазкой наносят глубиной Н с высотой Н „ навала. Пару трения включают в электрическую цепь и испытывают при заданных условиях. В процессе контактного взаимодействия высота навала царапины уменьшается до величины Н вЂ” толщины с смазочного слоя, в результате чего цепь разрывается. После этого испытания прекращают и измеряют остаточную высоту навала царапины, равную имевшей место толщине смазочного слоя. 1 ил.

1388766

Изобретение относится к триботехническим испытаниям деталей машин и может быть использовано для оценки условий их смазывания.

Целью изобретения является повышение точности за счет использования характеристики контакта, непосредственно связанной с толщиной смазочного слоя. 10

На чертеже приведена схема реализации предлагаемого способа.

На токопроводящем образце 1 исследуемой пары трения наносят царапину глубиной Н с исходной высотой Нн навала. Образец 1 приводят в контакт с токопроводящим образцом 2, при этом между ними помещают исследуемый слой 3 смазки.

Пару трения последовательно вклю-, 20 чают в электрическую цепь, состоящую из сопротивления 4, источника 5 электрического тока, осциллографа 6 и испытывают при заданных условиях.

В процессе контактного взаимодействия происходит уменьшение высоты навала царапины до величины Нс— толщины смазочного слоя, в результате чего происходит резкое падение проводимости контакта, что регистрируется осциллографом 6. В этот момент испытание прекращают, образцы

1 выводят из контакта и измеряют оста, точную высоту навала царапины, равную имевшей место при испытаниях толщины Н смазочного слоя.

Точность способа может быть увеличена, если учесть изменения высоты навала царапины в результате ее

Р упругой деформации — — и теплового 40

Е расширения с . Т, где Р— напряжение сжатия навала царапины в контакте;

Š— модуль упругости; о(, — коэффициент теплового расширения материала образца, 6 Т вЂ” разность температур нава" ла при испытании и измерении его высоты, Пример. Испытывались стальные цилиндрические образцы при условиях: скорость качения 1 м/с, проскальзывание 20Х, давление s контакте 1000 MIIa. В качестве смазочного материала использовалось масло МС-20, Алмазной иглой наносилась царапина высотой навала более 2,5 мкм. Через контакт пропускался ток силой

5 мА.

Остаточная высота навала царапины измерялась с помощью оптического микроскопа и составляла 1,45 мкм.

Значение толщины смазочного слоя, полученное методом падения электри" ческого напряжения в режиме нормального тлеющего разряда, составило

1,3 мкм.

Формула изобретения

Способ измерения толщины смазочного слоя, заключающийся в том, что пару трения, содержащую смазочный слой, включают в электрическую цепь, испытывают при заданных условиях и измеряют характеристику контакта, по которой судят о толщине смазочного слоя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, на поверхности одного из контртел наносят царапину, испытание проводят до момента разрыва электрической цепи. а в качестве характеристики контакта измеряют остаточную высоту навала царапины.

1388766

Составитель И.Солдатенков

ТехредА.Кравчук.Редактор Э.Слиган

КорректорС.Черни

Заказ 1574/45 Тираж 847

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписно е

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения толщины смазочного слоя Способ измерения толщины смазочного слоя Способ измерения толщины смазочного слоя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания материалов на трение при пластическом деформировании

Изобретение относится к определению свойств сыпучих материалов, в частности динамического коэффициента внутреннего трения

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при определении коэффициента трения качения, возникающего при контакте цилиндрических роликов с обоймой механизма свободного хода

Изобретение относится к устройствам для исследования трибологических свойств материалов

Изобретение относится к методам трибологических испытаний твердых материалов

Изобретение относится к измерительной технике для исследования трения материалов., Целью изобретения является повьшение производительнос- .ти и расширение диапазона измерений

Изобретение относится к испытательной технике, используемой для определения фрикционных свойств материалов

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх