Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных крупномодульных зубчатых колес. Цель изобретения - повышение срока службы колес и снижение усталостных напряжений . Способ включает выполнение в зубьях на всю их длину пазов, нагрев и раздачу пазов зубьев по ширине, применение порошкового материала и форг мирование зубчатого венца. Полостями для заполнения металлическим порошком служат впадины мезвду зубьями, а раздачу пазов осуществляют до образования новых зубьев требуемого профиля из противолежащих частей смежных зубьев . 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) - (11) (.1Р 4 В 23 Р 6/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 42 37001 /31-2 7 (22) 24. 03. 8 7 (46) 30.09.88. Бюп. У 36 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, В.Л.Басинюк, Н.К.Кривенок и О.И.Кузменков (53) 621. 797 {088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 733823, кл. В 21 Н 5/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР

N 1255253, кл. В 23 P 6/00, )985. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных крупномодульных зубчатых колес. Цель изобретения — повышение срока службы ко" лес и снижение усталостных напряжений. Способ включает выполнение в зубьях на всю их длину пазов, нагрев и раздачу пазов зубьев по :ширине, применение порошкового материала и фор"-мирование зубчатого венца. Полостями для заполнения металлическим порошком служат впадины между зубьями, а pasдачу пазов осуществляют до образования новых зубьев требуемого профиля из противолежащих частей смежных syбьев. 4 ил.

1426739

S0

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении изношенных зубча, тых колес.

Цель изобретения — повышение долговечности путем увеличения контактной прочности восстановленных зубчатых колес и снижение усталостных напряжений на поверхности восстановленных зубьев.

На фиг.l показаны зубья восстанав;ливаемого зубчатого колеса с выпол, ненными прорезями; на фиг.2 — зуб зубчатого колеса s момент предвари тельной раздачи паза; на фиг.3 - схема формирования новых зубьев и впадин; на фиг.4 — новый зуб.

Способ осуществляют следующим образом.

В зубьях 1 и 2 (фиг. 1) восстанавливаемого зубчатого колеса Э выполняют пазы 4 глубиной, соответствующей высоте зуба. Пазы могут быть выполнены со смещением относительно осей симметрии зубьев. При этом пазы 4 разделяют зубья 1 и 2 на части, обозначенные соответственно 5 — 8. Затем зубчатое колесо нагревают иустанавливают в штампе и пуансоном 9 (фиг.2) осуществляют предварительную раздачу прорези и предварительное формирование новых впадин. Затем на зубчатое колесо надевают оболочку,из медной фольги (не показана) и в старые впадины засыпают железный порошок 10 (фиг.3) с добавкой до 10% порошка ме-, ди и нагревают колесо в атмосфере эндогаза до 1050-1100 С. В процессе нагрева порошок спекается и припекается к колесу, а медная оболочка расплавляется и припитывает верхний слой порошка. После этого колесо 3 помещают в штамп и пуансонmm 11 (фиг. 3) осуществляют окончательное формирование зубчатого венца. При этом новые зубья формируются из противолежащих частей б и 7 (фиг. 1 и 4 ) смежных зубьев 1 и 2. Затем эубофрезерованием получают требуемый профиль и зубчатое колесо упрочняют цеменгацией, закалкой и отпуском. Однако наружные поверхности новых зубьев образуются из менее нагруженных ранее,слоев металла, а слои металла с нарукжых поверхностей зубьев, накопившие в результате эксплуатации усталостные повреждения, оказываются внутри зуба, в наименее нагруженной ее части, II р и и е р. Восстанавливались зубчатые колеса с параметрами: модуль ш 12 мм; число зубьев z l7; ширина венца В 85 мм; материал — сталь

20х2НЧА; термообработка — цементация, закалка и отпуск.

Способ осуществляется в следующей последов ательности. После отжига по осям симметрии зубьев с помощью вулканитового круга выполняли пазы шириной 2,0 мм и глубиной 24 мм. Зубчатое колесо нагревали до 1050-1100 С, помещали в штамп и осуществляли предварительную раздачу прорезей и предварительное формирование новых впадин. Полости, образованные на месте старых впадин, заполняли железным порошком марки ПЖ2112 с добавкой до 10% порошка меди ПМ2. В атмосфере эндогаэа осуществляли нагрев колеса до

1050-1100 С. В штампе осуществляли окончательное формирование впадин и зубьев с одновременным уплотнением порошка до плотности О,б5-0,90, Зубофрезерованием получали требуемый профиль зубьев. Упрочняли зубчатое колесо цементацией, закалкой и отпуском.

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес может быть эф" фективно использован при восстановлении тяжело н агруженних зубч атих коле с силовик трансмиссий.

Формула и з о брет ения

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес, при котором в зубьях на всю их длину выполняют пазы, разделяющие зуб на две части, нагревают колесо, раздают паз по шк" рине, в качестве дополнительного материала, компенсирующего износ зубчатых колес, используют металлический порошок, затем производят спекание порошка и формирование требуемого профиля зубчатого венца, о т л и - . ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности н снятия усталостных напряжений, металлическии порошок вво 1ят во впадины между зубьями колес, а формирование требуемого профиля производят раздачей паэов до образования новых зубьев иэ противолежащих частей соседних зубьев.

1426739

Составитель Н. Тютченкова

Техред М.Ходанич Коррект р . р кто М.lllaðoøè

Редактор М.Бандура

Заказ 4808/14

Тираж 922 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, . р

r Ужго од ул . Проектная, 4

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к устройствам для восстановления зубчатых колес

Изобретение относится к способам восстановления изношенных деталей, к восстановлению вкладышей подшипников двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и других машин и .механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области ремонта и может быть применено при строительстве и ремонте трубопроводов

Изобретение относится к оборудованию для ремонта и восстановления деталей автотракторной техники, в частности распределительных валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к р.емонтным работам, в частности к восстановлению работоспособности конструкций, в которых возможны усталостные трещины (УТ)

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восгтановле1И1и крупномодульньгх зубчатых колес , работающих в условиях ограниченно подачи смазки.Цель - повьпиение долговечности зубчатых колес , работающих в условиях гpaни rнoгo трения

Изобретение относится к устройствам для сварки цилиндрических изделий и может быть использовано в различных областях машиностроения и ремонтных предприятиях, в частности, по ремонту зерноуборочных комбайнов

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх